Submitted by Наталья Викторовна Григорьева on пн, 16/04/2012 - 16:07
Ход урока.
Подготовка к уроку. Целевая установка.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли на месте,
Все ли в порядке:
Ручка, карандаш, тетрадка?
- Нам предстоит славно потрудиться на уроке, поэтому начнем с мозговой гимнастики.
Мозговая гимнастика.
Качания головой. ( упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.
«Шапка для размышления» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
«Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
2. 2.Определение темы урока. Опережающий звуковой разбор.
- Начнем работу со звукового разбора. Мы будем выполнять звуковой разбор слова, которое является отгадкой к нашей загадке.
Как большая кошка он
Грациозен и умён.
Но не любит разных игр
Полосатый грозный...
- Вспоминаем порядок звукового разбора. Что делаем первым?
Обозначим звуки по порядку. Назовем слово, четко выделяя каждый звук.
Второй этап – даем характеристику каждому звуку.
Третий этап - делим слово на слоги.
Четвертый этап – обозначим ударение.
- Выполним разбор еще одного слова самостоятельно. Послушаем загадку:
Он под землей живет всегда. Ходы там строит – города.
Над городом – наш огород.
А сам строитель – это … ( крот)
- Выполняя проверку, пригласим к доске живые звуки.
Выходят дети и выбирают себе нужную карточку со звуком.
- Звуки, расскажите о себе. ( Дети дают характеристику звукам)
-А теперь, пожалуйста, выйдите к доске звуки первого слова.
- Сделайте вперед шаг гласные звуки, назовите себя ([ о ] - [ и ])
- Сделайте шаг вперед одинаковые звуки ([ р ] - [ р ] )
- Сделайте шаг вперед парные звуки ([ т ], [ т '] ). Расскажите нам о себе. Что у вас общего? Чем вы отличаетесь?
- Ребята, давайте определим тему нашего урока. С какими звуками мы будем сегодня знакомиться?
3.Упражнения в различении звуков [ т ] - [ т ']
- 1-ый ряд придумывает слова со звуком [ т ], а второй ряд со звуком [ т ']. ( Каждый ребенок называет свое слово. Дети проверяют его. Если слово названо неправильно – хлопают в ладоши)
- Игра «Поймай звук». Если в слове звук [ т '] – дети хлопают, если звук [ т ] – топают.
- Встаньте ребята, в чьих именах встретились наши звуки. Назовите свое имя и звук, который в нем встретился. ( Настя, Кристина, Злата, Костя).
4. Обозначение звуков буквой.
- На письме звуки [ т ] - [ т ']обозначаются одной буквой «ТЭ».
Откройте учебники и рассмотрите букву. На что похожа буква?
Т в антенну превратилась
И на доме очутилась.
Молоток стучит: «Тук-тук!»
Букве Т я старый друг.
Буква Т тебя укроет от дождя, от снега, зноя.
5. Чтение слогов, слов и предложений с изученной буквой.
- найдите в учебнике цепочку слогов. Прочитайте её про себя, приготовьтесь читать вслух.
- прочитайте только те слоги, в которых буква Т обозначает твердый звук
Приготовьте к чтению вслух слова в столбиках.
- прочитайте только те слова, в которых один слог ( два слога, три слога).
Значение каких слов вам было непонятно? ( корт – площадка для игры в теннис; трасса – путь, дорога)
Физкультминутка.
Мы читали и устали,
Дружно все мы тихо встали,
Ручками похлопали, раз, два, три,
Ножками потопали, раз, два, три,
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять читать начнем.
6. Составление предложений. Работа в парах с карточками.
- Сейчас вам предстоит поработать в парах. У вас на партах лежат карточки. На длинной полоске напечатано начало предложения, а на второй, более короткой карточке, слово, которое должно завершать предложение. Пара, которая завершит работу, приготовит предложения для чтения вслух и поднимет руку.
Торт лежал на …… тарелке.
Таня выключила …. телевизор.
В зоопарке в клетке сидел….. тигр.
Пассажир ехал в …… такси.
Телефон стоял на ….. тумбочке.
По окончании работы чтение полученных предложений вслух.
- Давайте найдем в наших предложениях слова, в которых нам встретилась буква, с которой мы сегодня знакомимся.
7. Дифференцированная работа: первая группа – составление и чтение слов по таблице, вторая группа – упражнение в чтении предложений, осмысление прочитанного.
Работа в тетрадях «Я учусь писать и читать»
- Послушайте задание: Кристина, Валера, Глаша, Даша Михайлова, Настя, Федя, Дима, Костя выполняют задание на странице 51. Вам нужно прочитать предложение, найти картинку, которая к этому предложению подходит и поставить рядом с ней номер предложения.
- Все остальные ребята выполняют задания на странице 50. Кто закончит, поднимает руку.
Проверка выполнения заданий. Первая группа, прочитает слова, которые у них получились: стук, ракета. И предложение: Картина на стене.
Вторая группа назовет предложения, которые подошли к каждой картинке.
Подведение итогов: кто все задание успел выполнить? Кто все задания выполнил правильно?
8. Подведение итогов урока. С какими звуками мы сегодня познакомились? С какими звуками они будут составлять пары? [ т ]- [ д], [ т '] - [ д ']) Какой буквой на письме мы их будем обозначать? Чему ещё мы учимся на уроках чтения?
( сравнивать звуки, выполнять звуковой разбор, правильно читать.)
9. * Дополнительное задание, если останется время. Для хорошо читающих детей: прочитать в букваре на стр. 103 стихотворение, приготовиться читать его вслух.
- Какое это стихотворение? ( Юмористическое, но немного грустное) Кто главные герои этого стихотворения? ( Кот и Щенок). Какие они? ( Грустные и одинокие). Что бы вы посоветовали нашим героям? ( не драться, и тогда они перестанут быть одинокими