Вы не зарегистрированы

Авторизация



Компетентностный подход при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по биологии

Фото пользователя Светлана Николаевна Алябышева
Submitted by Светлана Николаевна Алябышева on Fri, 20/11/2009 - 00:23

 

Компетентностный подход при подготовке обучающихся к сдаче
Единого Государственного экзамена по биологии
 
      В начале 21 века вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Не менее актуальной стала эта проблема и в России в связи с модернизацией Российского образования.
Модернизация Российского образования стала следствием необходимости осмысления специфики процесса обучения в условиях “экономики знаний”.
 
Основными характеристиками экономики знаний являются следующие:
обучение как “создание знаний” на основе исследовательского подхода вместо обучения на основе информации;
      обучение на основе анализа и обработки знаний вместо механического обучения;
      совместная деятельность педагога и учащегося по созданию системы знаний вместо обучения, жестко направляемого учителем;
     своевременное и актуальное обучение вместо обучения “на всякий случай, вдруг понадобится в будущем”;
      применение различных способов обучения вместо исключительно формального обучения;
     обучения по инициативе с учетом личностных смыслов и личностного опыта вместо обучения по указанию;
     организация непрерывного обучения вместо определения конца обучения определенным возрастным этапом.
 
Особое внимание в последнее время уделяется ключевым компетенциям. В настоящее время не существует общепринятого определения компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами. Существуют достаточно конкретные определения компетенции как умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни. Под компетенцией понимается круг вопросов, в которых личность обладает познанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в собственной жизнедеятельности.
 
Компетентностное обучение является перспективным, потому что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения.
Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения. На первом этапе внедрения, можно, например, формировать такие элементарные общеучебные компетенции школьников, как:
      извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;
     точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопрсу или теме;
     исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии;
      сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания;
      планирование действий и времени;
      оценка результатов своей деятельности и т.д.
 
Очевидно, что перечисленные умения школьников должны формироваться не как отдельно взятые, а в целостной системе навыковых блоков, называемых компетенциями.
 
Данный подход позволяет решить задачи по формированию компетенций у школьников, а именно:
— учебно-познавательной (определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль);
— коммуникативной (сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией);
— информационной (самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структуировать, преобразовывать, сохранять и передавать её);
— личностного самосовершенствования (анализировать свои достижения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности).
 
Любая инновация связана с определенными проблемами. Так, в частности, данный подход требует много затрат времени при подготовке, использование множества методической литературы учителем, конструирование большого числа новых дидактических материалов, поиск нестандартных заданий, приемов и подходов. Но благодаря использованию компьютера, их решение упрощается.
 
 
Из опыта работы. Я готовлю обучающихся к сдаче Единого Государственного экзамена по биологии с 2004 года. Главный принцип, который использую в своей деятельности – не просто дать знания, а научить их использовать!
 
Для достижения хорошего результата использую разные формы работы, способствующие развитию у обучающихся базовых компетенций.
 
1.     При планировании уроков выделяю тот материал, который включён в содержание контрольно-измерительных материалов, а во время урока делаю на него особый акцент.
 
2.     На уроках добиваюсь осмысления обучающимися изучаемого материала. Все непонятные термины расшифровываем и переводим на русский язык. Например, эмбриология: «эмбрион» - зародыш, «логос» - наука. Эмбриология – наука о зародышевом развитии. Добиваюсь, чтобы термины и понятия не учили наизусть, а объясняли своими словами. Это одно из условий работы во время терминологических диктантов. Заученная информация сохраняется недолго, а понятая и осмысленная – навсегда.
 
3.     Особое внимание уделяю работе с рисунками, так как они встречаются в составе многих заданий. Если при изучении темы встречаются рисунки – на последующих уроках использую дидактические карточки, где необходимо подписать структуры, либо произвести другие действия с изображёнными рисунками.
 
4.     Совместно с обучающимися создаём подборки рисунков по разным разделам биологии. Работа проводится в группах, затем собранные рисунки уменьшаем, группируем и копируем на каждого ученика. Данная форма работы способствует развитию зрительной памяти.
 
5.     К каждой теме готовлю тесты, решение которых занимает всего 10-15 минут. Тесты построены по принципу ЕГЭ.
 
6.     В рамках элективных курсов провожу групповую работу по решению тестовых заданий. Сообща, помогая друг другу, работая с различными источниками, обучающиеся находят верные решения. В данном случае необходимо выполнить следующее условие: объяснить – почему именно этот ответ является правильным, а другие - нет.
 
7.     При составлении контрольных работ учитываю структуру КИМов. Контрольная работа обязательно содержит задания с выбором одного верного ответа, трёх ответов из 5-6, задания на соответствие и последовательность процессов и явлений. Обязательно включаю вопросы, требующие полного развёрнутого ответа. Это помогает сформировать навык работы с подобными заданиями.
 
Использование представленных форм работы позволяет не только сформировать у обучающихся базовые компетентности, но и добиться хороших результатов при сдаче Единого Государственного экзамена.
 

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Марина  Михайловна Рассказова

На: Компетентностный подход при подготовке обучающихся к сдаче Е


Уважаемая Светлана Николаевна!

Большое спасибо за очень полезный материал. Мне понравился Ваш системный подход к отбору методов  подготовки к ЕГЭ, по этим пунктам я себя проверяла, особенно заинтересовали пункты №2,4, 6.

У меня к вам есть вопросы:

  1. Сколько заданий Вы включаете  в самостоятельную работу (10 -15 мин)   и какой сложности (из части А,В,С)?
  2. Если можно поподробнее, как Вы организуете групповую работу по решению тестовых заданий?

С уважением, Рассказова Марина Михайловна




Фото пользователя Светлана Николаевна Алябышева

На: Компетентностный подход при подготовке обучающихся к сдаче Е


Уважаемая Марина Михайловна! 

Я рада, что мой материал заинтересовал Вас. С удовольствием отвечу на Ваши вопросы.

1). Задания для закрепления материала урока и отработки навыка решения тестов ЕГЭ составляю по принципу А и В части. Например, 4-5 вопросов с выбором одного ответа, 2-3 задания на соответствие или последовательность (это зависит от изучаемой темы). Вопросы части С включаю в контрольные работы, когда для их выполнения есть резервное время.

2). Групповую работу организую следующим образом. Каждой группе детей (4-5 человек) даю определённое задание. Например, тема "Энергетический обмен". Первая группа составляет тест части А о гликолизе, вторая группа - о кислородном этапе третья группа - задание части В, где нужно распределить процессы, характерные для гликолиза и кислородного этапа. Четвёртая группа составляет задания по сравнению митохондрий и хлоропластов и т.д. Группы до начала занятия сдают подготовленные задания, и мы совместно их прорешиваем. Эти же задания потом можно использовать и для самостоятельной работы.




Фото пользователя Татьяна Михайловна Максимова

На: Компетентностный подход при подготовке обучающихся к сдаче Е


Светлана Николаевна, а как относятся к подобным заданиям те ребята. которые не сдают биологию? Дело в том. что я примерно также натаскиваю учеников. но иногда слышатся реплики: "Вы своих "биологов" заставляйте вспоминать то. что изучали сто лет назад,  а нам это не надо"

Максимова Т.М.



Фото пользователя Светлана Николаевна Алябышева

На: Компетентностный подход при подготовке обучающихся к сдаче Е


Здравствуйте, Татьяна Михайловна! Я работаю в профильном лицее, где биология изучается углублённо в 9-11-х классах, поэтому вопрос "Что сдавать?" отпадает сам собой. Все обучающиеся профильного класса сдают экзамены по профильным предметам.

Но, когда я работала в общеобразовательной школе, и биологию сдавали максимум 20 человек от параллели - похожие методы я применяла на факультативных занятиях. На предметы, по которым дети сдают ЕГЭ, обязательно выделялся хотя бы один час факультатива в неделю, но мы с ребятами сидели и по два, и по три часа. Куда деваться? Они в этом не виноваты!




Фото пользователя Галина  Анатольевна  Наумова

На: Компетентностный подход при подготовке обучающихся к сдаче Е


Здравствуйте , Светлана николаевна! Прочла ваши материалы. Очень интересные подходы в обучениию.  Спасибо.

С уважением, Галина Анатольевна.




Фото пользователя Людмила Юрьевна Иванова

На: Компетентностный подход при подготовке обучающихся к сдаче Е


Светлана Николаевна, спасибо за актуальный и полезный материал из опыта Вашей работы. Такой вопрос - не возникают у Вас проблемы, которые сейчас обозначают,  как "натаскивание" на выполнение заданий ЕГЭ?

С уважением Иванова Людмила Юрьевна, г.Новосокольники




Фото пользователя Светлана Николаевна Алябышева

На: Компетентностный подход при подготовке обучающихся к сдаче Е


Согласна с Вами, Людмила Юрьевна. Конечно, "натаскивать" на выполнение некоторых заданий приходится, хотя, если подойти к вопросу о "натаскивании" с другой стороны - это отработка определённых навыков.

Всё же больше я стараюсь построить работу так, чтобы обучающиеся не "зазубривали", а понимали то, о чём мы говорим. Детям нравятся так называемые "Диктанты своими словами", где они расшифровывают термины так, как понимают. Результат есть - проверено.




Фото пользователя Людмила Юрьевна Иванова

На: Компетентностный подход при подготовке обучающихся к сдаче Е


Спасибо!

С уважением Иванова Людмила Юрьевна, г.Новосокольники



Биоэкологи