Вы не зарегистрированы

Авторизация



Основные направления краеведческой работы словесника

Фото пользователя Людмила Петровна Курышева
Submitted by Людмила Петровна Курышева on Tue, 02/02/2010 - 00:43
 

 

 

 
 

 

 

Курышева Людмила Петровна
Основные направления краеведческой работы учителя словесности
Основные направления модернизации школы затрагивают все стороны деятельности учителя. Главное, что требуется от учителя, - совершенствование уровня преподавания, формирование мотивации к обучению. В этих условиях возрастает значение учета местных особенностей русского языка как на уроках словесности, так и на внеклассных мероприятиях. В связи с этим краеведение может стать системообразующей категорией в обучении языку.
Изучение местного диалектного и ономастического материала позволит вскрыть особенности русского языка, характерные для ранних этапов развития, что помогает актуализировать межпредметные связи курса русского языка с историей, географией и т.д., организует учебную и внеклассную работу по предмету, прививает интерес и любовь к родному слову.
Складывается определенная система работы в контексте обозначенных представлений. Основная часть - организация факультатива «Языковая культура Вологодского края», Рассчитанная на 64 часа

Тема занятия
Содержание работы
Работа учащихся
Введение. Понятие о диалектологии
Лекция. Прослушивание аудиозаписей.
«Перевод» на современный русский язык
Диалектные словари, принципы создания. Их создатели.
 
 
«Лексический атлас русских народных говоров». Место вологодских говоров в нем.
 
Презентация электронного словаря
 
«Словарь вологодских говоров». Т. Г. Паникаровская - руководитель создания словаря
 
Работа со словарем, конспектирование статьи о Т. Г. Паникаровской
Практическая работа. Структура словарной статьи. Составление словарной статьи.
 
Анализ слов. Статьи. Создание собственной.
Диалектная фонетика. Оканье.
 
 
Фонетические явления в области согласных: цоканье, чоканье
 
 
Пр. р.Анализ фонетических особенностей говора (аудиозапись)
 
Транскрибирование диалектного текста
Диалектное словообразование. Работы Е. Н. Шабровой, Е. А. Кирилловой
 
 
Диалектная морфология.
 
 
Особенности употребления разных частей речи в вологодских говорах
 
 
Пр.р Анализ диалектных тестов с точки зрения морфологии (сказки, пословицы)
 
 
Разв. Речи Выразительное чтение диалектного текста. Мелодия говора
 
 
Защита проектов
 
Подготовка сообщений, презентаций
Диалектная лексика. Виды диалектных слов.
 
 
Лексика природы в говорах нашего края
 
 
Сельскохозяйственная лексика
 
 
Местные названия жилища и его частей
 
 
Быт, народные обычаи, развлечения и игры старой деревни
 
 
Старинные ремесла и промыслы нашей местности
 
 
Названия пирогов и других выпечных изделий
 
 
Многозначные слова в говоре
 
 
Синонимы, омонимы, антонимы в говоре
 
 
Местный речевой этикет
 
 
Антропонимика.
Знакомство со «Словарем вологодских личных имен» Ю. И. Чайкиной
Сообщения о фамилиях учеников
Топонимия. Виды топонимов
Работа с картой области, объяснение происхождения топонимов
 
Описание системы микротопонимов деревни
Принципы и способы номинации географических объектов
Выяснение названий болот, лугов, покосов, пастбищ, водоемов. Создание описания
Пр.р.Описание системы микротопонимов д.Кубенская Вожегодского района
 
 
Диалектные слова в художественных текстах
Чтение, анализ стихотворений
 
Рр Анализ поэтического текста вологодских авторов
 
 
В. И. Даль и его словарь как сокровищница диалектных слов
 
Выборка слов из СД с пометой «вологодск.»
Представление исследование по микротопонимии
 
 
Диалектный синтаксис
 
 
Индивидуальные консультации
 
 
Итоговое занятие «Бабушкины слова»
 
 
Судьба говора в современном мире
 
Конкурс сочинений
Задания на лето.
Организация семейных диалектологических и фольклорных экспедиций
 

Следующее направление деятельности словесника -- введение регионального компонента в структуру учебных курсов русского языка и литературы. Так при изучении темы «Былины» на уроке внеклассного чтения изучаются былины родного края, также в темах «Лирические песни», «Пословицы, поговорки», «Загадки», «Жития». Предлагаются для обсуждения и анализа произведения вологодских авторов: при изучении в 11 классе творчества С. А. Есенина обязательно уделяется час на знакомство с поэзией Н. А. Клюева. На протяжении всей учебы дети знакомятся с творчеством родного края.
Далее - Экскурсионная работа, Цель ее - формирование наглядного представления о языковой культуре родного края: Рубцовская осень в музее «Век 20. Литература. Искусство »; знакомство с центром писателя В. И. Белова, поездка в Белозерск, на родину поэта С. Орлова, в Спасо - Прилуцкий монастырь на могилу К. Н. Батюшкова и пр. Составление учащимися заочных экскурсий, филологических карт
Исследовательская работа учащихся. Организация встреч с писателями, работа над темой «В мастерской писателя»: собирание коллекции писательских приемов, подходов к выбору тем, героев, работы со словом. Результаты - доклады на научно-практических конференциях «Мир через культуру», участие в работе школьного НОУ.
Культуроведческая деятельность. Написание отзывов о просмотренных в местных театрах спектаклей, о посещенных выставках. Публикации в «Вологодской афише»
Мною создан и краеведческий блог в Открытом классе, где представлены некоторые результаты работы Языковая культура родного края
Таким образом, работа по краеведению кладется в основу обучения языку, понимания его закономерностей, формирует мотивацию к изучению и сохранению наследия предков.
 

 
 

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Екатерина Андреевна Кузнецова

На: Основные направления краеведческой работы словесника


 Очень интересно, Людмила Петровна!  Мне самой данное направление работы по душе! Знакомясь с опытом коллег, всегда находишь что-то полезное и для себя. Спасибо! Успехов!!! С уважением Кузнецова Е.А. 




Фото пользователя Светлана Геннадьевна Тилина

На: Основные направления краеведческой работы словесника


 Спасибо, Людмила Петровна, за то, что поделились опытом! Я начинаю со своими детьми краеведческую работу.  Определяем направление. Не знаю, как получится, но надеюсь, что сможем. Детям интересно. 

Комментарий был изменен с момента создания (Светлана Тилина, Sat, 06/02/2010 - 19:45).



Фото пользователя Людмила Петровна Курышева

На: Основные направления краеведческой работы словесника


Спасибо, коллеги, за отзывы. Вчера, 6 февраля, участвовали в городской конференции "Мир через культуру", мы с моими шестиклассниками были самыми маленькими, но просмотрелись неплохо  Звучала интересная тема "Женская поэзия Вологодчины" в исполнении 9 класса 5 школы Вологды. Эта тема будет интересна и на материале других областей, ибо сам вопрос о женской поэзии весьма спорный, помните, всегда Поэт или Поэтесса? Есть смысл попробовать?!

Людмила Курышева



Фото пользователя Светлана Геннадьевна Тилина

На: Основные направления краеведческой работы словесника


Интересная тема, Людмила Петровна!

У нас в посёлке есть свои местные поэты. Посёлок хотя и небольшой, но люди творческие. Проблема только в том, что у нас не проводятся подобные Вашим конференции Всё-таки в городе возможностей больше для реализации планов. Но мы пытаемся что-то изменить.  




На: Основные направления краеведческой работы словесника


Людмила Петровна! Здорово! Приятно найти единомышленников, которые идут на шаг впереди тебя. Молодцы и учитель, и дети!

Татьяна



Будем говорить по-русски!