Вы не зарегистрированы

Авторизация



На: Сетевой семинар "Создание оптимальных условий по сохранению

Татьяна Георгиевна Арефьева
На сайте с: 20/12/2010
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 4 years 10 недель назад.
На: Сетевой семинар "Создание оптимальных условий по сохранению

 

Существует много упражнений для развития внимания. Вот некоторые упражнения, которые я применяю в своей работе.
  «Распределение внимания»
Это упражнение я применяю в период обучения грамоте по теме «Слово» и «Предложение», Читаю вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить предложение и сосчитать число ударов. Число ударов будет количеством слов в предложении и соответственно количеством слогов в слове.
   Игра «Пуговицы».
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделённый на клетки. Начинающий игру выставляет на своём поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листом бумаги своё игровое поле, а второй должен на своём поле повторить то же расположение. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее (игра так же   развивает память, пространственное восприятие и мышление).
 Игра «Маленький жук»
Играют все дети. У каждого ребёнка «поле» - квадрат, расчерченный на клеточки, закрашенные в шахматном порядке в бледно-зелёный цвет, и «жук» - фишка или карточка с рисунком. Жук двигается по полю по команде учителя: вверх, вправо, влево, вниз. Двигать жука надо мысленно. Рисовать или водить пальчиком нельзя! При команде «Стоп!» поставить жука в нужную клетку. Начинать работу надо с квадрата в 16 клеток, когда оно будет освоено переходить к   движению по полю из 25, 36 клеток.
Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания.
 «Перепутанные линии».
      На рисунке перепутанные линии соединяют две клетки ( два любых предмета). Задача: проследить каждую линию с начала, и в клетке, где она заканчивается, поставить её номер. Первоначальное количество линий, предлагаемое ученикам, зависит от уровня их подготовки. Практика показывает, что обычно это 5-8 линий. Сначала можно разрешить детям - помогать себе пальчиком или карандашом, переходя, по возможности, к слежению только глазами на последующих занятиях. Как только предполагаемое количество линий будет «распутано» ребёнком быстро и без помощи подручных средств, их число должно быть увеличено. Это упражнение я провожу в виде занимательного материала «Соображалки»: «Кто куда спрятался от дождя?» «Кто с чем пришел в школу?»  и другие, в зависимости от предмета и темы.
 Усиление слухового внимания.
Для этого очень полезно проводить арифметические диктанты, однако смысл упражнений заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий. Например, сообщаю: «Сейчас я вам буду читать арифметические задачи. Вы должны их решать в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишите только тогда, когда я скажу: «Пишите!» В 1 классе я даю учащимся упражнения вот такого вида: «Даны два числа: 6 и 3...Сложите первое число и второе... и от полученного числа отнимите 2...Затем отнимите ещё 4... Пишите!» (ответ: 3)
 Само содержание задач зависит от возраста детей, их подготовленности, а также от программного материала. Детям очень нравятся задачи в стихах, поэтому в свою методическую копилку я собрала очень интересный материал.
Эти упражнения позволяет удерживать и концентрировать внимание, причём получаемые данные могут свидетельствовать о медленной включаемости в работу (при неправильном решении первых заданий и правильном решении последующих) или о быстрой истощаемости внимания, что позволяет учителю корректировать свою работу в зависимости от получаемых результатов.
 «Что изменилось?»
Концентрация внимания и достаточно долгое удержание сосредоточенности достигаются в играх-соревнованиях. Перед учащимися ставят цель внимательно рассмотреть предлагаемые предметы (пуговицы, бусы, ручки и т.д.) в течение 1–2 минут. Затем их закрываю и предлагаю ребятам их описать. Эту игру провожу с участием самих ребят, т.е. рассматривать непосредственно своих товарищей и отмечать, какие изменения произошли в их расположении, одежде и т.д. Есть ещё один вариант, который я использую чаще других. Предлагаю рассмотреть несколько предметов (игрушки, буквы, цифры, геометрические фигуры и т.д.) После того как дети закроют глаза, убираю некоторые из них, меняю местами или, наоборот, добавляю. Дети отмечают изменения, которые произошли. Таким образом, подобное упражнение открывает широкое поле для творческого воображения учителя.
 «Узоры»
Упражнение включает в себя задание на прорисовку простых и довольно сложных повторяющихся узоров. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребёнка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий:
а) анализ каждого элемента узора;
б)       правильное воспроизведение каждого элемента узора;
в) удержание последовательности в течение продолжительного времени. При  выполнении подобного рода упражнений важно не только, насколько точно ребёнок воспроизводит образец (концентрация внимания), но и как долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз понемногу увеличиваю время выполнения узора. Для начала достаточно 3 минут.
 «Игра в учителя»
Упражнение продолжает работу над концентрацией внимания, но здесь дети проверяют правильность выполнения работы кем-то. Я говорю ребенку: «Один мальчик тренировался правильно выполнять узоры. Вам необходимо проверить, как он с этим справился. На бланке вверху образе узора, а внизу узор, выполненный этим мальчиком. Проверь, всё ли он сделал без ошибок. Если найдешь ошибку, исправь её прямо в бланке.
Такого рода упражнения содержат рабочие тетради по русскому языку и математике. Это проверка написанного текста или столбиков примеров с уже допущенными ошибками. Важно на определённое   время   сконцентрировать   внимание ребёнка,   добиться   его устойчивости.
Много упражнений есть на дисках. Провожу с детьми работу по наблюдению за объектом на анимированных плакатах.
Арефьева