Уважаемые коллеги!
В данном сообществе речь идёт о подготвке педагогов всех специальностей в условиях инклюзивного образования..
Инклюзивной считается такая модель образования, которая приспосабливается к ребёнку, его личностным качествам, состоянию здоровья и т.д. То есть она позволяет раскрыть способности детей, которых раньше отправляли в специальные образовательные учреждения.
Предвижу ряд вопросов.
1. ЗАЧЕМ? Зачем мне, педагогу-предметику, знать азы инклюзивной педагогики? Ведь есть же коррекционные классы, учебные заведения, где учат ТАКИХ детей.
Вне всякого сомнения, педагоги коррекционных учреждений проделывают подчас титаническую работу по обучению детей с подчас тяжелейшей патологией. Однако, время вынуждает нас говорить об интеграции людей с ограниченными физическими возможностями в общество. В условиях же специально созданных условий они получают знания, но из-за низкой толерантности нашего общества не могут в полной мере самореализоваться.
2. Хорошо. Вы меня убедили... почти. Но если ко мне в класс приведут ТАКОГО ребёнка, я смогу же проконсультироваться со специалистом коррекционной педагогики. Не так ли?
Бесспорно. Но есть мудрая русская поговорка: "На каждый чих не наздравствуешься!" То есть по каждому эпизоду образовательного процесса в классе, в котором учатся дети, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья, обращаться к педагогу-коррекционщику просто надоест, и будет копиться раздражение из-за непонимания ученика с ОВЗ, что приведёт к неприятию его педагогом и, в конечном счёте, одноклассниками. В этом случае, об инклюзивном образовании можно забыть, так как его смысл отнюдь не только в физическом присутствии ребёнка в классе, но ещё и в адекватном отношении к нему как к учащемуся. Это первое.
Второе. Каждый педагог – потенциальный классный руководитель. Значит, он должен уметь проводить и внеурочные мероприятия. Если мы говорим об инклюзивной школе, то в них должны иметь возможность принимать участие и школьники с ОВЗ. Как с ними общаться, требовать исполнения заданий, выстраивать их взаимоотношения в классе, формировать позитивное мнение со стороны родителей обычных ребят – всего этого специалист коррекционной педагогики может не знать. У него задача иная – минимизировать последствия заболевания и адаптировать ученика к образовательному процессу.
3. Почему именно я?
Вы - педагог. Ваша задача не только передать знания учащимся, но и помочь им раскрыться, почувствовать себя Личностью, открыть школьникам дорогу во взрослую жизнь. В школьные годы формируется мировоззрение человека, он познаёт неписанные правила общества… Наконец, закладываются основы его жизненного успеха. И для ребят очень важно, чтобы в эти годы рядом с ними находился педагог, верящий их будущее, несмотря ни на что, а поэтому и требующий с них, зная интеллектуальный уровень
Разговор, об этом очень трудный, и я приглашаю к нему педагогов, которых интересует эта тема.
Дмитрий КОРОЛЕЦКИЙ.