Обобщение изученного о правописании -н- и -нн- в различных частях речи
Submitted by Татьяна Амерева on пн, 22/03/2010 - 22:42
Урок состоит из нескольких этапов. На первом этапе проводится словарная работа и наблюдение над языковыми явлениями, на втором этапе - обобщение изученного, применение алгоритмов. Следующий этап - практическая работа. В заключении урока - творческая работа.
Урок русского языка
«Обобщение изученного о правописании –н- и –нн- в различных частях речи»
(10 класс)
Цели урока: 1) обобщить и систематизировать знания учащихся о
правописании –н- и –нн- в различных частях речи;
2) готовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ;
3) развивать умение сопоставлять и анализировать факты.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор.
Программные средства: MicrosoftPowerPoint.
Ход урока
1.Организационный момент: оформление тетрадей, запись темы урока, сообщение целей урока.
- Знакомы ли вам эти слова? Понятно ли их лексическое значение?
(Объяснение лексического значения слов).
- Составьте с этими словами словосочетания и определите способы подчинительной связи в этих словосочетаниях.
- Что общего у всех этих слов с точки зрения правописания и происхождения?
3. Слово учителя.
- Действительно, двойные согласные – один из признаков заимствованных слов. Давайте проведем наблюдение.
Слайд №2
Football - футболbankrott - банкрот
Business - бизнесbutterbrot - бутерброд
Outrigger – аутригер
- Как видим, русский язык по возможности стремится избегать двойных согласных. Но ведь слова «рассказ», «странник» русские. Откуда же в этих словах взялись двойные согласные?
- таким образом, стык морфем всегда должен служить для вас сигналом орфограммы. Сегодня мы поговорим о написании одной и двух н в словах различных частей речи.
К какой же части речи относится слово «странник»?
Слайд № 3
Правописание –н- и –нн- в существительных.
Слайд № 4
Вставить пропущенные буквы и объяснить правописание имен существительных.
4. – Наибольшую сложность вызывает написание –н- и –нн- в прилага
тельных и причастиях.
Слайд № 5
Написание –н- и –нн- в прилагательных
Слайд №6
Написание –н- и –нн- в причастиях
5. Выполнение упражнений.
Слайды №7 и № 8
Пользуясь таблицами, объяснить правописание слов.
Слайд №10
В каком ряду во всех словах пишется –н-?
Слайд №11
В каких предложениях пишется –нн- в словах с пропущенными буквами?
Слайд №12
Проверь себя.
Слайд № 13
Ключ к упражнению.
Слайд №14
Поставь себе оценку.
6. Развитие речи. Ученики получают распечатанный текст.
Слайд № 15
Репродукция картины.
Учитель зачитывает небольшой отрывок.
- Что объединяет текст и отрывок? Чем они отличаются?
- Художник передает очарование зимнего дня красками. А как это удается писателю?
(Анализ художественно-изобразительных средств).
Домашнее задание: используя причастие и прилагательные, изобразить зимний (весенний, летний, осенний) лес как одухотворенное существо.
Текст для работы
Над глубокими и свежими снегами, завалившими чащи елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зеленым бором. Солнце еще за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа, смелым и четким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны, как хоругви, замерли под глубоким небом…
Вот так тишина! Две галки звонко сказали что-то друг другу. Одна из них с разлету опустилась на самую верхушку густо-зеленой, стройной ели, закачалась, едва не потеряв равновесия, - и густо посыпалась и стала медленно опускаться радужная снежная пыль. Галка засмеялась от удовольствия, но тотчас же смолкла…Солнце поднимается, и все тише становится на просеке…