Программа мониторинга эффективности деятельности МОУ ДПО ЦОКО
Размещено: Елена Петровна Михайлова - пт, 16/04/2010 - 14:05
Пояснительная записка.
Идеология управления качеством образования и создание условий для развития профессионализма педагогов позволяют повысить качество подготовки обучающихся и являются основополагающими в деятельности муниципального образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Центр оценки качества образования (далее Центр). Методическая служба Центра нацелена на перевод муниципальной системы образования в новое состояние, обеспечивающее качество образования, адекватное потребностям развивающейся личности, социума и рынка труда. Для планомерного перехода в это состояние муниципальной системы образования как социально-производственного, социокультурного феномена возникает потребность в совершенствовании управления и методической службы. В ситуации перехода возникает потребность в сознательном воздействии на возникающие процессы, что невозможно без изучения их динамики. Обеспечение должного качества образовательной системы муниципалитета достигается благодаря получаемой в мониторинговом режиме объективной информации о функционировании и развитии всех ее элементов.
В разных видах человеческой деятельности издавна применяется наблюдение как особый способ познания, основанный на относительно длительном, целенаправленном и планомерном восприятии предметов и явлений окружающей действительности. В XX веке в науке возник термин мониторинг для обозначения повторных целенаправленных наблюдений за одним или несколькими элементами окружающей среды в пространстве и времени. Это понятие не имеет точного, однозначного толкования, поскольку применяется в разных сферах научно-практической деятельности. "Мониторинг" - это и форма исследования, и способ обеспечения сферы управления своевременной и качественной информацией. Под мониторингом мы понимаем процесс сбора, хранения, использования информации, касающейся образовательных условий (материального, кадрового и содержательного обеспечения), процесса (образовательных практик) и результата образовательных услуг, предоставляемых Центром.
В области содержания образования МОУ ДПО Центр оценки качества образования реализует следующий спектр направлений и функций:
• освоение новых педагогических технологий, в т.ч. обеспечивающих сетевое взаимодействие педагогических кадров муниципалитета и содействующих качеству образовательной подготовки учащихся;
• оказание помощи образовательным учреждениям муниципалитета в построении сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями, профессиональными объединениями педагогов, администрацией района;
• обеспечение методического сопровождения базисного учебного плана в общеобразовательных школах;
• оказание помощи педагогическим коллективам и руководителям ОУ при переводе образовательных учреждений в режим развития;
• помощь в планировании самообразования и повышения педагогического мастерства, в описании собственного опыта работы;
• проведение мониторинговых исследований, анализа деятельности педагогов муниципалитета;
• инициация и поддержка инновационных процессов;
• оказание всесторонней методической и научной помощи новаторам и экспериментаторам (консультации, учебно-методическое оснащение, рецензирование и коррекция методических материалов);
• научно-методическое руководство работой экспериментирующих учителей и учебных заведений (разработка планов, поэтапный анализ, диагностика, контроль и оценивание результатов);
• распространение передового педагогического опыта и положительных результатов педагогических экспериментов.
Программа мониторинга эффективности деятельности муниципального образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Центра оценки качества образования рассмотрена и согласована городским методическим советом (протокол №3 от 23.12.2007 года), утверждена директором МОУ ДПО ЦОКО (приказ №3 от 15.01.2008 года).
Нормативной базойпрограммы являются следующие законодательные и локальные акты:
1.Закон РФ «Об образовании» от 10.07. 1992г. №3266-1 в редакции от 22.08.2004г. №122-ФЗ;
2.Концепция модернизации Российского образования на период до 2010г., одобренная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001г. №1756-р;
3.Концепция модернизации профильного обучения (утверждена Приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002г. №2783);
4.Городская целевая программа «Модернизация системы образования города Тамбова на 2007-2010 годы» (утверждена Тамбовской городской Думой 27.12.2006г. № 299);
5.Постановление о внесении изменений и дополнений в Устав МУ ДПО повышения квалификации Информационно – методического центра, утвержденное главой администрации города Тамбова 26.11.2007 №7984.
Актуальностьпрограммы мониторинга эффективности деятельности муниципальной методической службы определяется тем, что без специального системного отслеживания эффективности деятельности методической службы, основным показателем которой является качество образования, трудно оценить деятельность как учителя (рост его профессиональной компетентности), так и ученика. И только успешно проведенный мониторинг дает возможность получения достоверной информации о состоянии и результативности процесса образования на конкретной территории и дальнейшего совершенствования его качества через создаваемую систему методического сопровождения.
Цельюразрабатываемой программы мониторинга является информационное обеспечение субъектов образовательной системы и формирование информационной базы деятельности, отражающей результаты внедрения инновационной модели развития муниципальной методической службы.
Достижению поставленной цели способствует решение ряда конкретных задач:
1)Сбор, накопление и анализ материала о протекающих в муниципальной системе образования процессах и корректировка на данной основе работы методической службы.
2)Выявление и распространение позитивного опыта достижения результатов на основе сопоставления изменений, происходящих в образовательном процессе, и конкретных факторов, вызвавших отслеживаемые изменения.
3)Предупреждение негативных тенденций, выявление трудностей в педагогической и управленческой деятельности, ориентированной на рост уровня профессионализма, внедрение инновационных методик и технологий, на совершенствование качества преподавания и образования.
4)Составление краткосрочных прогнозов развития инновационных процессов на уровне муниципальной системы образования и на уровне отдельного образовательного учреждения.
5)Оценка эффективности деятельности методической службы, реализующей инновационную модель, по обеспечению условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников в соответствии с потребностями развивающейся системы образования.
Материалом исследованияявляется организуемая на разных уровнях методическая работа, определяемая как целостная, основанная на достижениях науки, педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя. Объектоммониторинга стала результативность деятельности по реализации инновационной модели развития муниципальной методической службы. Предметом мониторинга выступают компоненты образовательной системы: различные процессы, уровни образования и управления, отдельные направления деятельности субъектов системы.
Методология проведения системы мониторинга.В осуществлении измерения, изучения, исследования используется такой инструментарий как тестирование, анкетирование, интервьюирование, собеседование. Данные опросы подчиняются требованиям нормы.
Требования к составлению опроса:
·Определяется строго ограниченное количество вопросов;
·Все вопросы касаются сущностных характеристик объектов;
·Ответы респондентов служат материалом для составления выводов сравнительного анализа;
·Предусматривается корректное содержание всех вопросов;
·Учитывается целенаправленность исследования и содержание задач мониторинга.
Принципы осуществления нормирования опросов:
·Принцип системного рассмотрения результатов;
·Принцип наличия однородных элементов исследуемой системы;
·Принцип относительности оценок;
·Принцип интервальности исследуемых значений;
Репрезентативность опроса предусматривает:
·Достаточное количество опрашиваемых;
·Подготовительную работу с респондентами по ознакомлению с направленностью исследования;
·Осведомленность каждого участника опроса о целях и задании мониторинга;
·Обоснованную цикличность, исключающую частое повторение исследования одного и того же направления;
·Ознакомление респондентов с итоговыми документами мониторинга.
Структура программы.Программа рассчитана на реализацию в течение двух лет и подразумевает три этапа проведения мониторингового исследования.
1 этап, подготовительный, предполагает постановку цели мониторинга, определение материала, предмета и объекта, установку сроков проведения, изучение нормативной базы и имеющегося методического опыта, разработку инструментария мониторинга, организацию взаимодействия. Срок: сентябрь-декабрь 2007 года.
2 этаппредставляет собой практическую часть мониторинга и предполагает сбор информации по соответствующим направлениям деятельности Центра. Срок: январь 2008 – август 2009 года.
3 этап, аналитический, включает систематизацию полученной информации с последующим анализом и формированием банка данных, а также разработку рекомендаций и корректировку планов работы муниципальной методической службы. Срок: сентябрь 2009 - май 2010 года.
Практическая направленностьпрограммы связана с возможностью использования результатов мониторингового исследования в качестве инструментария для создания индивидуальных внутришкольных систем мониторинговых исследований, разрабатываемых с учетом специфики развития конкретных образовательных учреждений. Данные, полученные в ходе реализации программы, позволят адекватно оценивать эффективность деятельности муниципальной методической службы и принимать своевременные управленческие решения с целью совершенствования информационно-аналитической и методической деятельности Центра.
Содержание программы, отражающее работу Центра по представленным направлениям.
Показатели
Предмет мониторинга
Процедуры мониторинга
Периодичность сбора информации
Уровни использования результатов
Выход
1-е направление. Непрерывное образование методистов, руководящих и
педагогических работников.
Процентный уровень повышения
квалификационной категории методистов,
педагогических
и руководящих работников
муниципальной системы
образования по всем
аттестационным категориям
Квалификационная категория, динамика роста квалификации методистов, педагогических и руководящих работников
Анализ
результатов
аттестации
1 раз в год, сентябрь
Совещание
руководителей;
педагогический
совет;
совещание
руководителей
ГМО
Аналитическая справка, диаграмма
Рост численности методистов, педагогов, прошедших курсы повышения квалификации и профессиональную подготовку
Повышение квалификации
Анализ количественных показателей
1 раз в год, сентябрь
Совещание руководителей; педагогический совет; городские методические объединения
Аналитическая справка, диаграмма
Рост численности методистов, педагогов, владеющих ИКТ
Применение ИКТ
Диагностирование (мониторинг состояния информатизации ОУ)
1 раз в год, ноябрь
МОУ ДПО ЦОКО, совещания заместителей директоров по УВР
Аналитическая справка, диаграмма
Рост численности педагогов, повышающих профессиональную компетентность методом дистанционного обучения
Дистанционное обучение
Запрос данных ОУ
1 раз в год, декабрь
МОУ ДПО ЦОКО, комитет образования администрации г. Тамбова
Аналитическая справка, диаграмма
Рост численности методистов, педагогов и руководящих работников, принимающих участие в федеральных, региональных, муниципальных педагогических конкурсах
Конкурсы педагогического
мастерства
Запрос данных ОУ
1 раз в год, октябрь
Образовательные
учреждения;
управление
образования
и науки области; МОУ ДПО ЦОКО,комитет образования администрации г. Тамбова
Аналитическая справка, диаграмма
Рост численности образовательных учреждений, принимающих участие вфедеральных, региональных,муниципальных педагогических конкурсах
Конкурсы для ОУ
Анализ данных ГМС; запрос данных ОУ
1 раз в год, октябрь
Образовательные
учреждения;
управление
образования
и науки области;МОУ ДПО ЦОКО, комитет образования администрации г. Тамбова
Аналитическая справка, диаграмма
Рост численности педагогов руководящих работников, принимающих участие в дистанционных конкурсах педагогического мастерства
Дистанционные
педагогические конкурсы
Запрос данных ОУ
1 раз в год, октябрь
Образовательные
учреждения;
управление
образования
и науки области; МОУ ДПО ЦОКО, комитет образования администрации г. Тамбова
Аналитическая справка, диаграмма
Процентный уровень участия (очного, заочного) образовательных учреждений в педагогических форумах, конференциях, семинарах, чтениях и т.п. федерального, регионального, муниципального уровня
и науки области; МОУ ДПО ЦОКО, комитет образования администрации г. Тамбова
Аналитическая справка, диаграмма
Процентный уровень участия
(очного, заочного) педагогов
и руководителей
в педагогических форумах,
конференциях, семинарах,
чтениях и т.п.федерального, регионального,
муниципального уровня
Педагогические форумы, конференции, семинары, чтения для педагогов
Запрос данных ОУ
1 раз в год, декабрь
Образовательные
учреждения;
управление
образования
и науки области; МОУ ДПО ЦОКО, комитет образования администрации г. Тамбова
Аналитическая справка, диаграмма
Репрезентативность опроса предусматривает:
·Достаточное количество опрашиваемых;
·Подготовительную работу с респондентами по ознакомлению с направленностью исследования;
·Осведомленность каждого участника опроса о целях и задании мониторинга;
·Обоснованную цикличность, исключающую частое повторение исследования одного и того же направления;
·Ознакомление респондентов с итоговыми документами мониторинга.
Структура программы.Программа рассчитана на реализацию в течение двух лет и подразумевает три этапа проведения мониторингового исследования.
1 этап, подготовительный, предполагает постановку цели мониторинга, определение материала, предмета и объекта, установку сроков проведения, изучение нормативной базы и имеющегося методического опыта, разработку инструментария мониторинга, организацию взаимодействия. Срок: сентябрь-декабрь 2007 года.
2 этаппредставляет собой практическую часть мониторинга и предполагает сбор информации по соответствующим направлениям деятельности Центра. Срок: январь 2008 – август 2009 года.
3 этап, аналитический, включает систематизацию полученной информации с последующим анализом и формированием банка данных, а также разработку рекомендаций и корректировку планов работы муниципальной методической службы. Срок: сентябрь 2009 - май 2010 года.
Практическая направленностьпрограммы связана с возможностью использования результатов мониторингового исследования в качестве инструментария для создания индивидуальных внутришкольных систем мониторинговых исследований, разрабатываемых с учетом специфики развития конкретных образовательных учреждений. Данные, полученные в ходе реализации программы, позволят адекватно оценивать эффективность деятельности муниципальной методической службы и принимать своевременные управленческие решения с целью совершенствования информационно-аналитической и методической деятельности Центра.