Экспозиции музеев о Великой Отечественной войне: содержание и методика оформления.
Музей трудовой и боевой славы в Тураевской СОШ создан 1996 году. Материалы размещены в 3-х залах:
- Зал Боевой Славы;
- Этнографический;
- Краеведческий.
Зал Боевой Славы - верный друг и помощник учителей, классных руководителей в воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину. Мне, жителю села Тураево Менделеевского района, горячо любящему этот уголок России, как и всем моим землякам, не безразлична судьба родного края. Мне хочется, чтобы судьба нашего района перешла в надежные руки будущих поколений, которые мы должны воспитать, опираясь на краеведческий материал.
Одним из важных аспектов современного образования является вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность, так как приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Краеведческая работа увлекает учащихся, развивает у них жажду знаний, стремление к поискам. В результате поисково-исследовательской работы был собран обширный материал, который разместить на стендах оказалось невозможно. Тогда совет музея предложил оформлять красочные альбомы.
К 65-летию Великой Победы учащиеся собрали богатый материал о наших земляках-ветеранах, а также был обновлен зал Боевой Славы. Кружковцы сделали своими руками композиции и макеты посвящённые памяти Великой Отечественной войне. А также публиковали статьи в районной газете о ветеранах войны и тыла.
С огромным интересом изучили экспозиции, посвященные ветеранам войны, в том числе учителям, бывшим ученикам школы. Например, на стенде «Учителя школы – участники Великой Отечественной войны» рассказывается о бывшем директоре Ахмерове Миргалиме Валиевиче. В результате исследовательской работы было изучена фронтовая биография бывшего директора нашей школы Ахмерова Миргалима Валиевича. Нам удалось встретиться вдовой и дочерью фронтовика и слушать интересные воспоминания о ветеране. Она бережно хранит личные документы: трудовую книжку, военный билет, справки выданные в 1930- 1950 годах, многочисленные грамоты и фотографии, автобиографию, характеристику на директора Тураевской семилетней школы, всего 37 различных документов. Ахмеров М.В. работал председателем колхоза, был активным агитатором. Об этом свидетельствуют Благодарственные письма и Почетные грамоты.
Нургалеев Муса Нургалеевич работал после войны в школе и преподавал уроки физики, математики, технологию. Большое место занимают личные документы, справки и благодарственные письма в зале боевой славы.
Мы выступили на научно-практической конференции «Служение Отечеству: события и имена» посвященной 65 летию Победы в Великой Отечественной войне 1945-1945 годах о фронтовике-учителе Нургалееве Мусе Нургалеевиче. Он является единственным офицером в нашем селе. Вот содержание одной из справки выданной 1944 году: « За отличные боевые действия в составе соединения генерал-лейтенанта Галинина, при осуществления прорыва и участие в боях за Звенигородка, Шпола, Смела, Канев Верховным Главнокомандующим Маршалом Советского Союза товарищем Сталиным (приказом от 3 февраля объявлена Благодарность). В музее сохранилась справка того же года, где объявлена благодарность за отличные боевые действия в освобождении города Первомайск в составе соединения генерал-майора Акименко. Мы изучили свидетельство о болезни выданный 22 июня 1945 года. В документе говориться о ранении разрывной пулей правого бедра. У фронтовика после этого укорочение правой конечности на 4 см.
Он был награжден двумя орденами Красной Звезды, медалями « За взятие Будапешта», « За взятие Вены», « За освобождение Праги», « За победу над Германией в 1941-1945 годах». После войны был награжден медалью Жукова и Почётным знаком ветерана 11-й гвардейской армии. Получил письменные благодарности Верховного Главнокомандующего за участие в освобождении 16-ти городов западноевропейских стран.
Музеи создаются сейчас во многих школах.
Делясь опытом с краеведами других школ, совет музея напоминает им, что начинать поиск «самого дорогого» экспоната надо, как говорится, у себя дома, в своей родной деревне, городе, в микрорайоне школы. И если ребята возьмутся за изучение истории родного колхоза, сельского Совета, своего города, им охотно помогут государственные музеи, архивы, организации, местное население.
Туристские походы, экскурсии, встречи, переписка – вот основные методы работы краеведов. Они обогащают учащихся новыми, яркими знаниями, впечатлениями, расширяют кругозор, воспитывают глубокое чувство патриотизма. Важно воспитать нашу молодежь так. Чтобы она глубоко поняла, и почувствовало все, что довелось видеть и пережить старшему поколению, - тяжкую жизнь трудящихся при царизме, нелегкие, но полные энтузиазма годы первых пятилеток, бедствий и беззаветный героизм военных лет. Обо всем этом учащиеся должны знать от ветеранов, от героев труда и героев войны.
В музее большое место отведено Героям Советского Союза – землякам. На уроках истории, в классных часах на патриотическую тему учащиеся охотно изучают материалы и стенды в музее. Было бы ошибкой, конечно, ограничиваться только славными именами. Война против фашизма была подлинно народной, героизм был массовым. Подвиги совершали не только те, кто отмечен Золотыми Звездами. В музее накоплен богатый материал о ветеранах войны и тыла, они размещены на стендах в зале боевой славы и в многочисленных альбомах.
Сейчас в школе учится поколение, для которого Великая Отечественная война – такая же глубокая история, как гражданская война.
Значит, нужно донести, приблизить далекие для них события. В зале боевой славы 65- летию Победы был сооружен блиндаж и создана панорама о ВОВ. Проходя возле них, дети как-то становятся серьезнее, обрывают обычную возню и шалости. Ведь на них смотрят герои войны и труда. Разве можно плохо учиться в той школе, где когда-то учились такие достойные защитники отечества.
С большим вниманием рассматривают ребята в музее фотографии знатных людей, которые за свой труд удостоены высоких наград Родины. Многие из школьников узнают своих дедушек и бабушек, родителей, и их сердце охватывает гордость. Ребята воочию видят взаимосвязь и преемственность поколений, они глубже осознают и то, что самый уважаемый человек в селе, в районе, у них формируется стремление подражать старшим, продолжать их дело.
«Все второстепенно в сравнении с заботой о детях» - так говорил Иоанн Златоуст. И
если бы это утверждение стало нормой жизни, исчезли бы все многочисленные проблемы, связанные с воспитанием подрастающего поколения. Если мы хотим, чтобы будущее нашей страны попало в руки духовно- нравственного поколения, необходимо заниматься вопросами молодых людей не завтра, а сейчас. Гражданско-правовое, патриотическое воспитание подрастающего поколения становится приоритетным направлением образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях.
Реформирование современного общества, модернизация системы государственной власти, новые геополитические реальности настоятельно требуют формирования социально зрелого поколения россиян. Вступив на путь фундаментальных реформ, государство предъявляет новые требования к воспитанию юных граждан. В России происходит процесс формирования новой системы образования и воспитания молодежи, нацеленный на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции ребенка на основе его участия в социально значимой деятельности.
В действующей редакции Закона РФ «Об образовании» на первый план выступают общечеловеческие ценности, потребности детей, свободное и всестороннее развитие личности. Основными принципами государственной политики в области образования являются гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Подчеркивается необходимость воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Нравственное воспитание, воспитание гражданственности предполагает выработку у человека активной жизненной позиции, то есть сознательное сочетание долга и ответственности, единство слова и дела.
Для педагогов, воспитателей, классных руководителей сегодня встает проблема выбора адекватных форм осуществления гражданского воспитания на разных возрастных этапах. На мой взгляд, решать эту задачу необходимо посредством использования активных методов и форм проведения занятий, обеспечивающих реализацию субъектной позиции воспитанников, без которой, в конечном счете, невозможно становление активной позиции. Наш школьный музей решает все эти задачи.