<!--[if !supportLists]-->ü <!--[endif]-->Основа учебного процесса должна опираться на здоровьесберегающие технологии
<!--[if !supportLists]-->ü <!--[endif]-->Учитель - наблюдатель, который зачастую лишь замечает и поддерживает проявление инициативы ребенка
<!--[if !supportLists]-->ü <!--[endif]-->Дети самостоятельно определяют собственные учебные цели и задачи, проводят контроль и самоконтроль, оценку и самооценку результатов своей деятельности
Гиперактивный ребенок… Лет двадцать назад это словосочетание практически не звучало в обыденной речи. Теперь же оно у всех на слуху. Почему? Не потому ли, что количество таких детей в последнее десятилетие заметно прибавилось, и это уже становится некоей общественно значимой проблемой? Кое-где даже звучит мнение, что это некая особая «шестая раса»
Эти детилибо покидают школу (совсем или, переходя на более свободные формы обучения: семейная, экстернат), либо присутствуют там формально - но внутренне отсутствуют, и какследствие понижение качества образования (средние баллыпо ЕГЭ чуть выше тройки). Все чаще этот «уход» доводитдо наркотиков (по опросам, в некоторых городах более половины подростков). Все больше родителей ищет и готовы сами выстраивать альтернативные системы обучения.
Каждый взрослый, а не только родители, обязан быть воспитателем детей, которых ему доверили или которые почему-либо около него оказались. Сейчас, правда, существует точка зрения, что человек должен быть свободен. Дескать, никто никому ничем не обязан. Но я так не считаю. На самом деле испокон веков взрослые считали своей обязанностью тем или иным образом корректировать детское поведение, поскольку дети – это будущее. Рано или поздно дети вырастают, интегрируются в социум и, если их плохо воспитали, начинают его дезорганизовывать. Однако сейчас многие взрослые очень раздражительно относятся к суетливому, подвижному ребенку. Он им мешает заниматься важными делами, думать, отдыхать. А ребенок нуждается не только в понимании, общении, но и в признании его как свободной личности. О группе подростков мы говорим с презрением «тусуются». А что если научить их «тусоваться» и мало того найти место в их тусовке! Что значит тусовка? Это общение объединенных общей идеей и планами групп молодежи! Так поможем же им создать созидательную «тусовку»!!!
«Ограничить, оградить, защитить» — не только этими словами исчерпывается наше отношение к компьютерным иInternetтехнологиям. Но, прежде, чем эти ресурсы станут для наших детей источниками полезной и актуальной информации, мы должны научить их тому, что было частью нашей жизни в «докомпьютерную» эпоху — преимуществам живого, без посредников, человеческого общения со сверстниками, умения видеть и решать общие проблемы в созидательном русле, используя при этом современные ИКТ технологии..
Вы обращали внимание, как ведут себя дети, когда приходят, друг к другу в гости? Может быть, хвастаются новыми игрушками? Показывают друзьям новые рисунки, поделки? Или начинают увлеченно болтать? И такое, конечно, случается, но в 90% случаев они... идут прямиком к компьютеру. И уже там хвастаются друг перед другом новыми играми, показывают возможности экрана для рисования или делятся адресами форумов, где можно поболтать. Да, такова новая реальность — нашим детям необходим посредник в общении, которым и является компьютер. Темные круги под глазами, испорченное зрение, стремительно ухудшающиеся коммуникативные навыки, неумение строить отношения со сверстниками — это только видимая часть проблем, связанных с неконтролируемым использованием компьютера и Интернета. Но не все так страшно как казалось бы…и мы должны в это вмешаться.
Компьютеризация, конечно, опасна. Влияние компьютера на мозг и психику людей пока изучено недостаточно, но уже ясно, что тут много негативного. Особенно в компьютерных играх. Это настоящая виртуальная деятельность. Но в отличие от деятельности реальной, она бессмысленна. Возьмите любое реальное действие: скажем, человек переставляет стулья с одного места на другое. Тут есть хотя бы какой-то результат. А компьютерные стрелялки, догонялки, бродилки никакого результата не имеют. Обучающего начала нет, творческого тоже. Подобные игры бессмысленны, построены на случайных догадках. Но при этом они затягивают, становятся навязчивым увлечением. Сейчас в среде профессионалов уже признано, что компьютерная зависимость – вид наркомании. Но признайте, как опасен банальный автомобиль для водителя, если он не умеет им управлять. То же самое и с компьютером,… чем раньше мы научим детей обращаться с новыми технологиями, тем интереснее будет их и в том числе наше будущее.
Многие вышесказанные проблемы можно решить, на мой взгляд, используя современные образовательные программы. ПрограммаINTELRПуть к успеху является одной из таковых. Программное обеспечение включает в себя обучающие и контролирующие программы. При помощи этих программ ученик самостоятельно может проверить свой уровень знаний по теории, выполнить теоретико-практические задания. Здесь имеются теоретические вопросы, образцы выполнения заданий, задания для самопроверки. Программы удобны своей универсальностью. Они могут быть использованы и для самоконтроля, и для контроля со стороны учителя.
Работая по данной программе с детьми 8-10 лет, я заметила, как общение детей с СДВГ (Синдром Дефицита Внимания с Гиперактивностью) со своими сверстниками стало намного дружелюбнее, конструктивнее, терпимее. Постепенно сглаживается болезненное стремление к безоговорочному лидерству, агрессия по отношению к «инакомыслящим». Умение слушать, слышать, договариваться и принимать решение в компании единомышленников - вот одно из идей данной программы.
Гиперактивные дети хорошо играют в шахматы, поскольку, когда они видят перед собой доску, им не надо представлять в уме перемещение фигур (это особенность их мышления, они видят все, и сразу, параллельно при этом анализируя ситуацию). Поэтому, с одной стороны, им свойственна эмоциональная нестабильность, а с другой, у них склонность к конкретному, обыденному мышлению, умение давать неординарные и оригинальные предложения принимать эксклюзивные решения – вот их конек, который необходимо использовать.
Диагностика изменений в поведении детей СДВГ обучаемой группы, проведенная по результатам опросов учителей, родителей и самих обучающихся показывает, что из 34 учащихся младших классов, проходящих обучение в рамках программыINTELR«Путь к успеху», имеют явный риск СДВГ 9 детей (мы пришли и к их помощи детского невропатолога, т.к. диагноз мы не вправе ставить самостоятельно). Но для чистоты эксперимента будем все-таки говорить лишь о риске данного диагноза (по данным научной статистики до 30% новорожденных в России имеют данный диагноз врожденно). У 7из них наблюдаются явные положительные изменения в особенностях поведения и взаимопонимания со сверстниками и даже с родителями. И это наблюдения лиши за период 7 месяцев текущего учебного года. Разве это не путь к успеху! Используйте и вы данную программу, методику и «технологию» обучения, в этом убедитесь и вы тоже.
Работа только начата, но налицо положительные перемены, видеть радостные лица полные идей и решений, когда все это сопровождается словами «мы тут посидели и решили…» «мы думаем что так будет лучше…» «это интереснее и выгоднее для всех» слышать вдвойне приятнее от детей так называемой неуправляемой и непредсказуемой категории – СДВГ.