а) выяснить, какую роль играет память в сохранении духовного наследия.
б) развивать у учащихся умения:
- анализа и обобщения текста источника;
- делать выводы;
- решать проблемные ситуации;
- сопереживать;
- вести диалог;
- работать в группе;
- давать объективную оценку своим действиям на уроке;
- творческого сотрудничества в процессе работы в команде;
- приобщения и воспитания уважения к нравственным ценностям.
Тип урока: комбинированный, структура урока- технология критического мышления
Форма урока: урок-беседа с элементами групповой работы;
Методы обучения: активные образовательные технологии: групповая работа, проблемное обучение, иллюстративно-объяснительный.
Приёмы обучения: эвристическая беседа, работа с текстом, работа с карточками, работа с цитатами, эмоциональное воздействие через живое слово учителя и музыкальное сопровождение.
Оборудование: презентация, карточки с портретами выдающихся деятелей истории, текст источника, музыкальные фрагменты: звук метронома, Шуберт «Грёзы», сундучок.
План проведения мастер-класса:
1. Подведение учащихся к формулировке темы.
2. Постановка цели урока.
3. Изучение и закрепление нового материала в процессе групповой работы.
4. Рефлексия.
5. Подведение итогов.
Подведение учащихся к формулировке темы
Учитель показывает сундучок и методом эвристической беседы вовлекает учащихся в урок.
- Что вы видите? ( сундучок)
- Для чего сундучок предназначен? ( хранить вещи)
- Какие- все или особенные? ( реликвии, памятные вещи, имеющие ценность только для семьи)
-
Слайд 1
- Посмотрите на слайд. Здесь вещи, которые хранятся в этом сундучке. Что мы видим? ( письма, медали, икона, фотография)
- Какая человеческая способность ассоциируется с сундучком как со своеобразным хранилищем?
- В сундучке мы видим, что можно хранить. А что мы храним в памяти?
( воспоминания о близких людях, традиции, знания, опыт, всё, что делает нас личностью. Без памяти мы бы не знали кто мы)
- А для чего мы храним всё это в нашей памяти?
( чтобы передать своим детям)
Как вы думаете, о чём мы сегодня будем с вами говорить?
( о памяти )
Есть разные виды памяти- генетическая, психическая, социальная, историческая. Но мы сегодня будем говорить о памяти как о культурном феномене, благодаря которому человек после смерти может продолжать жить, но только в духовном смысле.
тема нашего урока « Пока живы вера и память – жив человек»
Слайд 2
II.Постановка цели урока.
И сегодня мы должны в ходе нашей работы на уроке ответить на вопрос:
СЛАЙД 3
III. Изучение и закрепление нового материала в процессе групповой работы.
Для дальнейшей работы нам надо разделиться на 3 группы
( половинки себя находят). Учитель раздаёт отрывки из текстов каждой группе и вопросы. Учащиеся прослушивают текст, а затем приступают к его анализу, отвечая на вопросы.
Звучит муз. Фрагмент. Шуман «Грёзы»
Учитель читает текст. Отрывок Антуан де Сент-Экзюпери. Планета людей.
Военный летчик. Письмо заложнику.
СЛАЙД 4
…Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы. Тогда лишь мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что даёт смысл жизни, даёт смысл и смерти…
Антуан де
Сент- Экзюпери
СЛАЙД 5
Человек отходит с миром, когда смерть его естественна, когда где-нибудь в Провансе старый крестьянин в конце своего царствования отдает сыновьям на хранение своих коз и свои оливы, чтобы сыновья в должный срок передали их сыновьям своих сыновей. В крестьянском роду человек умирает лишь наполовину. В урочный час жизнь распадается, как стручок, отдавая зерна.
СЛАЙД 6
Однажды мне случилось стоять с тремя крестьянами у смертного ложа их матери. Это было горько, что говорить. …Вторично развязывался узел, соединявший поколение с поколением. Сыновьям вдруг стало одиноко, они себе показались неумелыми, беспомощными, больше не было того стола, за которым в праздник сходилась вся семья, того магнита, который их всех притягивал. А я видел, здесь не только рвутся связующие нити, но и вторично дается жизнь. Ибо каждый из сыновей в свой черед станет главою рода, патриархом, вокруг которого будет собираться семья, а когда настанет срок, и он в свой черед передаст бразды правления детишкам, что играют сейчас во дворе.
.СЛАЙД 7
Старая крестьянка передала детям не только жизнь, она их научила родному языку, доверила им богатство, копившееся медленно, веками: духовное наследство, что досталось ей на сохранение - скромный запас преданий, понятий и верований, все, что отличает Ньютона и Шекспира от первобытного дикаря.
СЛАЙД 8
Так от поколения к поколению передается жизнь - медленно, как растет дерево, - а с нею передается и сознание. Какое поразительное восхождение! Из расплавленной лавы, из того теста, из которого слеплены звезды, из чудом зародившейся живой клетки вышли мы - люди - и поднимались все выше, ступень за ступенью, и вот мы пишем кантаты и измеряем созвездия
Вопросы группам ( См. Приложение 1)
СЛАЙД 9
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ…
•Почему человек перед смертью отдаёт на хранение своим сыновьям нажитое? Какой смысл вложен в слова: «Человек умирает лишь наполовину»?
•Что чувствовали сыновья у смертного ложа их матери? Что передала старая крестьянка своим детям? В чём , по мнению автора, смысл жизни и смерти?
3. Как, по мнению автора, формируется духовное наследие? О каком восхождении говорит автор, что он имеет ввиду?
Учитель:
А какую роль в этом восхождении играют отдельные личности?
- задание группам - Я раздам вам сейчас карточки с портретами известных людей СЛАЙД 10
1 группа 2 группа 3 группа
А.С. Пушкин, А.В. Суворов, С. Королёв.
Что они оставили после себя?
( память, духовное наследие, которое ведёт нас к вершинам цивилизации)
Время летит с неумолимой быстротой. Одно поколение людей приходит на смену другому. Издревле человечество искало возможность «остановить мгновенье». И нашло. Люди создают духовные ценности, чтобы зафиксировать отдельный этап развития государства, общества, явления, традиции, семьи, чтобы передать это потомкам, оставить след в их памяти и сохранить очень ценную незримую «времен связующую нить» между прошлым и будущим.
И возможно это всё только благодаря человеческой памяти.
Память человеческая – связующая нить времен, преемственности поколений и передачи духовного наследия. Человек должен оставить о себе хорошую память своими делами, своей жизнью. Если это удаётся, то человек может прожить долгую духовную жизнь после смерти. Это и есть память.
Когда знобит и холодно – я укрываюсь «бабушкой»,
Она моё спасение, когда болит спина.
Да просто наша «бабушка» - платок пуховый вязаный,
И сила исцеления тому платку дана.
Его вязала бабушка простой несложной вязкой.
Бывало, спит и вяжет – что удивляло нас.
Когда вязала – пела, рассказывала сказки.
И каждая петелька хранит её рассказ!
И у моих детей к платку особый трепет.
Они его, любя, «прабабушкой» зовут.
И говорят: «Платок не просто греет,
Не зная бабушку – она как будто тут.»
И я ответила, глазами улыбаясь :
«Коль в сердце память к предкам будет жить,
То станет крепкой, никогда не прерываясь,
ВРЕМЁН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ»…
Учитель демонстрирует цепь.
-Какие ассоциации вызывает у вас этот предмет?
( цепь- времён связующая нить -наша память)
А что будет, если я её разорву?
- Прервётся связь между прошлым и будущим, не будет преемственности поколений. Прекратится наша история.
Возвращение к цели урока:
Какова же роль памяти в сохранении преемственности поколений?
С помощью памяти человек передаёт своё духовное наследие потомству, хранит в веках свою историю и историю своего народа. Предостерегает потомство от возможных ошибок и просчётов.
IV. РЕФЛЕКСИЯ
А сегодня на уроке поддерживали ли мы память поколений, вносили ли мы свой вклад в развитие духовного наследия?
Если да, то какой?
(Мы не только копим, но и осмысливаем, пользуемся духовным наследием, помним и храним его, обучаем потомство, поддерживая через память связь поколений)
СЛАЙД 11
(Использование указанной методики на уроках позволяет не только выяснить отношение ученика к событию, явлению, утверждению, но и формировать умение логичного обоснования собственного суждения.)
V. Подведение итогов. СЛАЙД 12
Академик Д. Лихачёв, спустя несколько десятилетий, продолжает мысли Антуана де Сент-Экзюпери
« Память- преодоление времени, преодоление пространства. Память- основа совести и нравственности, память- основа культуры. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память- наше богатство. Память становится отчётливой силой, особенно во времена предельных испытаний, выпадающих на долю людей…»
Какое самой страшное испытание для человека, народа?
Конечно, война. СЛАЙД 13
Вспоминать ужасы войны тяжело, но забывать об этом нельзя. На фронтах войны сражались и наши земляки- черноярцы. Семеро из них Стали Героями Советского Союза:
Фахрутдин Аблязов
Максим Бочаров
Сергей Завьялов
Павел Конев
Иван попов
Николай Попов
Пётр Татарченков
СЛАЙД 14
Человеческая память. Время не властно над ней! И сколь бы лет и десятилетий ни прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе, ознаменовавшей торжество жизни над смертью. Разума над безумием, гуманности над варварством.
Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? Потому, что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом, чтоб фашизм не повторился вновь. Это наш долг перед теми, кто не дожил до Победы, сгорел заживо, задушен в газовых камерах, затравлен собаками, расстрелян, замучен. Сколько пережить пришлось нашим людям за эти годы лихолетья, сколько потерь. Всегда поражаешься силе духа русского народа, не сломленного, сумевшего выстоять и победить ненавистного врага…
Музыка Шумана «Грёзы» в переложении на хор .
СЛАЙД 15
Мы свято чтим память погибших в этой страшной войне. Их 28 миллионов.
Мы свято чтим память ушедших из жизни участников Великой Отечественной войны.
В пояс кланяемся живым. Подвиг Ваш бессмертен.
Помните! Через века,
Через года,- помните!
О тех, кто уже не придет
никогда,- помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим.
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым.