Цель:Учить детей анализировать свои поступки и поступки других. Способствовать усвоению некоторых правил бесконфликтного общения и выхода из конфликта.
Форма проведения:ситуативный практикум.
Предварительная подготовка:
1.Проведение и обработка теста «Какой я?» с целью выявления конфликтных детей в классе.
2. Цветные жетоны красного, синего, зелёного, жёлтого цветов по количеству детей.
3. Столы для работы трёх групп.
4. Раздаточный материал для трёх групп: описание ситуаций,
список качеств личности.
Ход классного часа:
Деятельность учителя
Деятельность детей.
I.Организационный момент
II.Постановка проблемы, выявление
цели, задач классного часа.
- Ребята, когда вы выбирали цветной жетон и рассаживались по группам, то вы руководствовались своим вкусом, интересами. Вы выбрали тот цвет, который вам нравится и сели рядом со своими друзьями.
А сейчас я попрошу вас выполнить мою просьбу. За каждым столом останутся только ребята с красным жетоном. Остальным нужно подойти ко мне. Сейчас ребята с синим жетоном сядут по одному за каждый стол (так и для остальных цветов).
-Вы выполнили мою просьбу, опишите сейчас ваши чувства. Все ли довольны изменениями?
-Сейчас у вас возникло противоречие между тем, что хотели вы, и тем, что нужно было сделать.
А в вашей жизни были другие похожие ситуации, когда ваше мнение, желание, интерес не совпадали с
мнениями, желаниями других людей?
-Мы сейчас убедились в том, что бывают ситуации, когда люди крайне недовольны друг другом и тем, что им нужно сделать. Как называют такие ситуации? Что может возникнуть?
(На доске появляется таблица «Ссора, конфликт».)
_ Как выдумаете, о чём сейчас пойдёт речь?
- Правильно. Мы будем говорить о конфликтах, их причинах, постараемся научиться правильно вести себя в таких ситуациях. Ведь ссоры и конфликты в классе, школе, семье, да и в мире происходят от того, что люди не знают, как себя нужно вести в такой ситуации.
III. Ситуативный практикум.
-Недавно мы с вами провели тест
«Какой я?». Этот тест позволил мне определить, как вы относитесь к конфликтам. ( Сообщаются итоги тестирования).
-Оказывается, среди нас есть не только тактичные и миролюбивые ребята, но и те, кто конфликтует с другими. Хотите ли вы научиться вести себя правильно, чтобы избегать ссор и конфликтов?
-Начнём с того, что проанализируем разные ситуации и постараемся понять, что может стать причиной ссоры, конфликта.(На доске табличка «Причины»)
Анализ ситуаций.
Учитель читает описание ситуации.
- Что стало причиной этого конфликта?( на доске соответству-
ющая табличка).
- Назовите последствия ссоры, конфликта.
-Дополните таблицу, которая у нас получилась, своими примерами.
- Посмотрите внимательно на таблицу. Что бы вы изменили, чтобы избежать конфликта и его последствий?
IV. Поиск решения проблемы.
-Итак, мы с вами пришли к выводу:
то, что мы будем говорить, делать и эмоционально переживать, может повлечь за собой конфликт, а может помочь избежать его.
Как избежать ссор и конфликтов?
Давайте обратимся к русскому фольклору. Подберите к своим ситуациям поговорку, которая подскажет вам, как найти решение проблемы.
-У вас на столах лежат таблички «Качества личности» и «Возможные действия». Подберите к своей ситуации подходящие.
(На доске таблички «Качества личности»).
V. Рефлексия.
- Сейчас мы убедились в том, что
конфликт можно предотвратить.
Чтобы вы никогда не ссорились и не оказывались в конфликтных ситуациях, предлагаю вам памятку
«Как избежать ссор и конфликтов?»
- В заключении скажите, вам понравилась ваша работа сегодня? Почему?
- Кто из вас принял решение больше ни с кем и никогда не ссориться?
-Молодцы, вы сегодня хорошо поработали. Никогда не бойтесь сказать доброе слово, не забывайте о том, что безвыходных ситуаций не бывает. У вас всегда есть возможность выбрать, как поступить.
Ребята заходят в класс, выбирают жетон понравив-
шегося цвета, рассажива-
ются за столы по группам
по желанию.
Дети рассаживаются таким образом, чтобы за каждым столом был полный набор цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, оранжевый).
Дети высказывают свои мнения о том, что не все довольны изменениями.
Дети отвечают, приводят примеры.
1.
-Может возникнуть ссора, конфликт.
-О ссорах, конфликтах между людьми.
Высказываются мнения.
-Дети выбирают лист с ситуацией, работают в группах по плану.(5минут)
- Группы сообщают о готовности, по очереди анализируют описанную ситуацию.(3 минуты)
-Поступок, слово, безразличие.
- Слёзы, драка, одиночество. 2.
Дети называют причины и последствия ссор и конфликтов из своей жизни.
- Поступок, слово, эмоции
Ребята подбирают пословицы и поговорки к своим ситуациям.
Ребята работают в группах
(3 минуты)
Дети получают памятку.
-Ребята высказывают свои мнения.
ПРИЛОЖЕНИЯ
СИТУАЦИЯ 1.
Однажды в наш дом переехала новая семья. Так в нашем дворе появился наш ровесник Игорь, ученик 4 класса.
Игорь очень хотел подружиться с ребятами во дворе, но на него обращали внимание только тогда, когда он выносил новую игру.
Вот однажды Игорь вышел гулять с настоящим футбольным мячом. Все с радостью начали игру, а Игорь опять был «лишним» в этой игре. Мяч всегда летел не ему.
Через некоторое время Игорь сказал всем: «Я ухожу домой, потому что вы не играете со мной, и мяч свой заберу».
Мы не хотели отдавать мяч и продолжали играть. Тогда Игорь заплакал, а мы все стали смеяться над ним и обзывать его жадным.
С тех пор Игорь ни с кем не играет, сидит один на лавочке.
Подготовьте ответы на вопросы:
Какие качества характера проявили ребята со двора в этой ситуации?
Какие качества характера проявил Игорь в этой ситуации?
С чего начался конфликт между ребятами?
Пытались ли ребята наладить отношения друг с другом?
Ситуация 2.
Лиле 10 лет, она учится в 4 классе. С некоторых пор она стала замечать на себе странные взгляды одноклассников. И не раз, когда она неожиданно заходила в класс, все замолкали.
Ни с кем из ребят Лиля не была в ссоре, но чувствовала, что отношения с одноклассниками становятся всё напряжённее.
Через некоторое время ребята из класса отдалились от Лили и перестали её замечать.
Однажды Лиля услышала разговор девочек за дверью. Из этого разговора она поняла, что девочки обвиняют её в краже браслета.
Лиля заплакала, ведь она не брала чужой браслет. Девочке стало обидно, что о ней так думают, она зашла в класс, сказала, что всё слышала и начала доказывать девочкам, что она не брала чужой браслет. Девочки продолжали обвинять Лилю и доказывать обратное. Спор затянулся, пока Лиля не заплакала и не вышла из класса.
Подготовьте ответы на вопросы
1.Какие качества характера проявили ребята из класса в этой ситуации?
2.Какие качества характера проявила Лиля в этой ситуации?
3.С чего начался конфликт между ребятами?
4.Пытались ли ребята наладить отношения друг с другом?
Ситуация 3.
После уроков ученики 4 класса вышли все вместе из школы. Было шумно и весело.
Неожиданно Витя упал со ступенек, ушиб колено. Ему показалось, что его толкнул Саша, потому что он шёл за ним. Витя завязал драку с Сашей.
Саша отрицал свою вину, пытался объяснить Вите, что оказался рядом с ним случайно и не толкал его.
Но Витя был настолько зол, что не мог остановиться и продолжал драку. Это продолжалось до тех пор, пока не подошёл учитель.
С тех пор Витя и Саша враждуют.
Подготовьте ответы на вопросы:
1.Какие качества характера проявил Витя в этой ситуации?
2.Какие качества характера проявил Саша в этой ситуации?
3.С чего начался конфликт между ребятами?
4.Пытались ли ребята наладить отношения друг с другом? Каким образом? Был ли результат?
Тест: «Какой я?»
Прочитай ситуацию, выбериодин вариант ответа.
1. Представь себе, что среди твоих одноклассников начинается спор. Как ты поступишь в данной ситуации?
А) Не буду вмешиваться.
Б) Я вмешаюсь и встану на сторону того, кто, по-моему, прав.
В) Я вступлю в спор и буду отстаивать свою точку зрения.
2. В разговоре с одноклассниками ты можешь критиковать взрослых.
А) Всегда критикую.
Б) Да, могу критиковать в зависимости от своего личного отношения к взрослому.
В) Я не критикую взрослых.
3. Любите ли вы спорить со своими одноклассниками, друзьями?
А) Спорю только с теми, кто не обижается и когда споры не портят наши отношения.
Б) Спорю только по принципиальным, важным вопросам
В) Могу поспорить со всеми и по любому поводу.
Подведение итогов:
а б в
1. 4 балла 2 балла 0 баллов
2. 0 баллов2 балла 4 балла
3. 4 балла 2 балла 0 баллов (Посчитать общую сумму баллов)
Итоги:
6-8 баллов: вы тактичны, не любите конфликтов, стремитесь быть приятным для окружающих.
4-6 баллов: вы настойчиво отстаиваете своё мнение, невзирая на то, как это повлияет на ваши отношения с окружающими. О вас можно сказать, что вы - конфликтная личность.
0-4 балла: Вы всегда найдёте повод для споров, большая часть которых излишняя. Вас
Можно назвать любителем поскандалить!
Качества личности:
Осторожность
Чёрствость
Сочувствие
Зависть
Безразличие
Неосторожность
Упрямство
Выдержка
Торопливость
Терпимость
Осторожность
Доброта
Трусость
Вспыльчивость
Внимание
Смелость
Качества личности:
Осторожность
Чёрствость
Сочувствие
Зависть
Безразличие
Неосторожность
Упрямство
Выдержка
Торопливость
Терпимость
Осторожность
Доброта
Трусость
Вспыльчивость
Внимание
Смелость
Качества личности:
Осторожность
Чёрствость
Сочувствие
Зависть
Безразличие
Неосторожность
Упрямство
Выдержка
Торопливость
Терпимость
Осторожность
Доброта
Трусость
Вспыльчивость
Внимание
Смелость
Возможные действия
в конфликтной ситуации:
1. Можно сказать:
«Я не думал(а), что ты обидишься, давай забудем. Мир?»
«У меня случайно вырвалось,
не обижайся!»
«Мы оба сейчас не правы. Давай помиримся!»
2. Можно извиниться так:
«Я совсем не хотел(а), чтобы так получилось, извини!»
«Мне очень жаль, что так вышло,
Извини!»
4. Можно сказать:
«Я случайно причинил тебе боль,
Не рассчитал свои силы».
« Я думал(а), мы не сможем договориться, но ошибался(лась)»
5. Можно предложить:
« А если бы ты был(а) на моём месте?»
6.Компромисс:
«Если ты не согласен(а) со мной,
давай я сделаю…, а ты…, чтобы не ссориться».
Возможные действия
в конфликтной ситуации:
1. Можно сказать:
«Я не думал(а), что ты обидишься, давай забудем. Мир?»
«У меня случайно вырвалось,
не обижайся!»
«Мы оба сейчас не правы. Давай помиримся!»
2. Можно извиниться так:
«Я совсем не хотел(а), чтобы так получилось, извини!»
«Мне очень жаль, что так вышло,
Извини!»
4. Можно сказать:
«Я случайно причинил тебе боль,
Не рассчитал свои силы».
« Я думал(а), мы не сможем договориться, но ошибался(лась)»
5. Можно предложить:
« А если бы ты был(а) на моём месте?»
6.Компромисс:
«Если ты не согласен(а) со мной,
давай я сделаю…, а ты…, чтобы не ссориться».
Возможные действия
в конфликтной ситуации:
1. Можно сказать:
«Я не думал(а), что ты обидишься, давай забудем. Мир?»
«У меня случайно вырвалось,
не обижайся!»
«Мы оба сейчас не правы. Давай помиримся!»
2. Можно извиниться так:
«Я совсем не хотел(а), чтобы так получилось, извини!»
«Мне очень жаль, что так вышло,
Извини!»
4. Можно сказать:
«Я случайно причинил тебе боль,
Не рассчитал свои силы».
« Я думал(а), мы не сможем договориться, но ошибался(лась)»
5. Можно предложить:
« А если бы ты был(а) на моём месте?»
6.Компромисс:
«Если ты не согласен(а) со мной,
давай я сделаю…, а ты…, чтобы не ссориться».
Как избежать ссор и конфликтов?
1.Если тебе обидно, говори только о своих чувствах:
*«Не могу терпеть, когда так говорят (делают)».
* «Я себя таким не считаю».
* «Не хочу с тобой об этом спорить».
2. Если ты чувствуешь, что разговор бесполезен,
откажись от него: «Давай потом поговорим об этом».
3. Дай возможность своему собеседнику выговориться. Научись слушать собеседника.
4.Самый простой способ – извинись: «Извини, я не думал(а), что это будет для тебя обидным».
5.Прости. Если у тебя попросили прощения, то человек осознал свою вину и его нужно простить».
6.Переговоры.Предложи: «Давай ещё раз обсудим ситуацию. Если мы не сможем договориться, тогда
Я сделаю так, а ты так. Я уступлю тебе в этом, а ты мне в этом». Это называют компромиссом.
7. Постарайся посмотреть на проблему глазами своего обидчика. Предложи ему: «А если бы ты был на моём месте?»
8. Попроси друга стать вашим посредником. Пусть он выскажет своё мнение и поможет вам разобраться.
9. Не бойся сказать доброе слово!
Не завидуй! Не скупись на похвалу!
Как избежать ссор и конфликтов?
1.Если тебе обидно, говори только о своих чувствах:
*«Не могу терпеть, когда так говорят (делают)».
* «Я себя таким не считаю».
* «Не хочу с тобой об этом спорить».
2. Если ты чувствуешь, что разговор бесполезен,
откажись от него: «Давай потом поговорим об этом».
3. Дай возможность своему собеседнику выговориться. Научись слушать собеседника.
4.Самый простой способ – извинись: «Извини, я не думал(а), что это будет для тебя обидным».
5.Прости. Если у тебя попросили прощения, то человек осознал свою вину и его нужно простить».
6.Переговоры.Предложи: «Давай ещё раз обсудим ситуацию. Если мы не сможем договориться, тогда
Я сделаю так, а ты так. Я уступлю тебе в этом, а ты мне в этом». Это называют компромиссом.
7. Постарайся посмотреть на проблему глазами своего обидчика. Предложи ему: «А если бы ты был на моём месте?»
8. Попроси друга стать вашим посредником. Пусть он выскажет своё мнение и поможет вам разобраться.
На: Классный час
Понравилась ваша формула решения конфликтных ситуаций. Попробую использовать!