Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа по литературе. 10 класс, по программе В.Я.Коровиной

Фото пользователя Вера Федоровна Волошенко
Размещено: Вера Федоровна Волошенко - чт, 12/08/2010 - 08:11
Данные об авторе
Автор(ы): 
Волошенко Вера Федоровна
Место работы, должность: 
МОУ Кожановская средняя общеобразовательная школа, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Красноярский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
учебная программа
Краткое описание ресурса: 
Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, которая предусматривает 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования, в 10-11 классах выделяется по 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю). При составлении планирования уроков литературы в 10 классе использовано содержание «Программы по литературе общеобразовательных учреждений. Литература» под ред. В.Я.Коровиной (2006г.), «Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006, место предмета в Базисном учебном плане МОУ Кожановская средняя общеобразовательная школа; предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся (11 часов), зачетные и контрольные работы – 5 часов.

 

 
 
 
МОУ Кожановская средняя общеобразовательная школа
Балахтинского района Красноярского края
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
10 класс
 
 
 
 
                                                                                                                                                           Подготовила учитель русского языка и литературы
                                                                                                                                                           Волошенко Вера Федоровна
 
 
 
 
 
 
Кожаны
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуаль­ном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального са­мосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эсте­тически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, система­тизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глу­боко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опо­рой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования чита­тельских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоциональ­ного и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатст­вам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способ­ности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являют­ся их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культур­но-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскры­ли идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литератур­ных произведений.
Цели.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
·        воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствова­нию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
·        развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры чита­тельского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эсте­тической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстети­ческих и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; уст­ной и письменной речи учащихся;
·        освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего пред­ставления об историко-литературном процессе;
·        совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как ху­дожественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использова­ния необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
 
          Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федера­ции, которая предусматривает 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе средне­го (полного) общего образования, в 10-11 классах выделяется по 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).
         При составлении планирования уроков литературы в 10 классе использовано содержание «Программы по литературе общеобразовательных учреждений. Литература» под ред. В.Я.Коровиной (2006г.),  «Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006, место предмета в Базисном учебном плане МОУ Кожановская средняя общеобразовательная школа; предусмотрены в рамках отведенного вре­мени часы на развитие письменной речи учащихся (11 часов), зачетные и контрольные работы – 5 часов.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении при­оритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования яв­ляются:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, исполь­зование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизу­альный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источни­ков информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
 
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы ученик должен
знать /понимать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;
• историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
• основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
• основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
• анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
• рас­крывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
• раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литератур­ных произведений;
• связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;
• выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
• соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
• определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
• сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критиче­ские и научные интерпретации;
• выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
• выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литера­турного произношения;
• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
   составлять планы и тезисы статей на литературные темы;
   писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литера­турные темы;
   использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
 
Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:
1. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006
Словари и справочники:
1)     Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
2)     Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
3)     М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
4)     Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
5)     Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
6)     Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова
                                        Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
 
Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:
 
1.   Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:  
Просвещение, 2008.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.
3. Н.В.Беляева, А.Е.Иллюминарская, В.Н.Фаткуллова. Литература. 10 класс: Методические советы под ред. В.И.Коровина. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008
4.   Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006
5. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.
6. Я иду на урок литературы: 10 класс: книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002
 
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
 
  Рабочее место учителя: оборудование:
  1. персональный компьютер;
  2. проектор;
  3. интерактивная лоска.
 
 
 
 
 
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе
на 2009-2010 год (102 часа)
 

№ урока
Тема урока
Кол-во
часов
Планируемый результат
Формы и виды контроля
Приме-чание
Дата
1
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры
1
Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века.
Уметь раскрывать взаимосвязи русской литературы XIX века с мировой
План-конспект статьи учебника.
 
 
2
Поэтические предшественники А.С.Пушкина: Г.Р. Державин, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков
1
Знать основных поэтических предшественников А.С.Пушкина Г.Р. Державина, В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова
Инд. сообщения о поэтах (презентации).
 
 
3
А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики поэта и ее национально-историческое содержание
1
Знать о художественных открытиях А.С.Пушкина.
Уметь анализировать стихотворения поэта, раскрывая их гуманизм и философскую глубину.
Сообщение о художественных открытиях А.С.Пушкина (презентации).
 
 
4
Романтическая лирика А.С.Пушкина периода южной и Михайловской ссылок
1
Знать основные мотивы, «вечные темы», романтическую лирику.
Уметь анализировать стихотворения с учетом художественных приёмов поэта, идеи и темы.
 
 
Сюжетно-композиционный анализ текста, нахождение романтических черт в лирике
 
 
 
5
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина
1
Анализ стихотворения, художественных приёмов поэта
Анализ лирического текста с выразительным чтением
 
 
6
Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина.
1
Знать сти-ия на тему свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина.
Уметь анализировать стих-ия с учетом тематики, идеи и проблематики.
Идейно-тематический анализ текстов стих-ий
 
 
 7-8
Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти
2
Знать нравственно-философскую проблематику стих-ий, уметь их анализировать.
Идейно-тематический анализ текстов философской лирики.
 
 
9
Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме
1
Знать жанрово-композиционную основу произведения
Уметь при анализе текста раскрыть проблему индивидуального бунта.
Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения.
 
 
 10
Образ Петра первого как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник».
1
Знать приемы создания образов в поэме.
Уметь раскрыть конфликт личности и государства.
Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения
 
 
11
«Евгений Онегин». Роман А.С.Пушкина как «энциклопедия русской жизни» (повторение ранее изученного)
2
Знать тему, идею, основные ,
мотивы, жанрово-композици-
онные особенности романа А.С.Пушкина.
Уметь делать обобщение по произведению как «энциклопе-
дии русской жизни» (повторе-
ние ранее изученного)
 
Обобщение по произ-
ведению как
«энциклопедии рус-
ской жизни»
 
 
12
РР Подготовка к сочинению по творчеству А.С.Пушкина
1
Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ, производить сравнительную психологическую характеристику героев.
сочинение
 
 
13
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира. (Основные темы и мотивы лирики. Анализ стихотворений «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Родина»)
1
Знать реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова.
Уметь анализировать романтические стих-я
Схематизация материала, составление плана-конспекта
 
 
14
Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова
 
1
Знать стих-ия по теме, приемы изображения жизни и смерти в лирике поэта.
Уметь производить идейно-тематический анализ, понимать логику истории и развития связей человека и природы; 
Анализ лирических стих-ий на тему жизни и смерти.
 
 
15
Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Тема Родины
1
Знать философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова, стих-я на тему Родины, их философский смысл.
Уметь анализировать стих-ия по теме, сравнивать произведения по теме в разные периоды творчества поэта.
Анализ философских лирических стих-ий
 
 
16
Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова
1
Знать произведения по теме, соотношение темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова и А.С.Пушкина.
Уметь анализировать и соотносить стих-я поэтов по оной тематике.
Анализ лирических стих-ий на тему поэта и поэзии.
 
 
17
Образ демона в творчестве М.Ю.Лермонтова.
 
Знать демонические мотивы в лирике поэта.
Уметь производить идейный, тематический анализ, выявлять нравственно-философские проблемы
Анализ лирических стих-ий и поэмы «Демон»
 
 
18
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Повторение изученного.
2
Знать романтическое и реалистическое в произведении писателя, жанроые, композиционные особенности, идею произведения.
Уметь делать обобщение об идейно-композиционном содержании романа.
Конспектирование обобщение, схематизация материала, идейно-композиционный анализ текста
 
 
19
РР Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова
1
Знать элементы анализа лирического стихотвореня.
Уметь анализировать лирическоестихотворение
Работа с памяткой «Анализ лирического стихотворения»
Обучающая работа творческого характера: анализ стихотворения
 
 
20
Слово о Н.В.Гоголе (повторение ранее изученного). «Петербургские повести. Обзор.
1
Знать факты биографии писателя, связанные с его творчеством, особенности стиля и творческой манеры.
Уметь анализировать прозаическое произведение, входящее в цикл.
Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего; конспектирование материала
 
 
21
РР Н.В.Гоголь «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода.
1
Знать текст произведения, особенности стиля и манеры писателя.
Уметь анализировать эпизод произведения на основе художественного концепта, выявляя проблемы.
 
Анализ эпизода, монологическая речь, элементы анализа стиля автора текста, проблемное изложение материала
 
 
22
Вн. чт. Н.В.Гоголь «Портрет». Тема творчества в повести.
1
Знать текст произведения.
Уметь анализировать прозаическое произведение на основе художественного концепта и проблематики.
Анализ прозаического произведения на основе художественного концепта и проблематики.
 
 
 
23
Н.В.Гоголь «Мертвые души» Система образов поэмы, смысл названия, особенности поэтики, образ автора (повторение ранее изученного)
1
Знать жанр поэмы, композицию, значение образа автора, проблематику произведения.
Уметь делать обобщение по теме.образ автора
Аналитический пересказ с использованием цитат, анализ эпизода.
 
 
24-25
РР Изложение с элементом сочинения по творчеству Н.В.Гоголя (Отр. из 2 главы поэмы «Мертвые души»)
2
Знать авторские приемы изображения помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
Уметь изложить художественный текст с сохранением его особенностей, объяснить использованные во фрагменте приемы писателя в создании образа.
Изложение с элементами
сочинения
 
 
26
Очерк жизни и творчества И.А.Гончарова. Особенности композиции романа «Обломов»
1
Знать факты биографии писателя, особенности композиции, социально-нравственную проблематику романа.
Уметь готовить сообщение об основных этапах творчества писателя.
Конспектированиесхематизация материала, аналитический пересказ текста
 
 
27
Обломов — «коренной народный наш тип».
1
Знать содержание романа «Обломов», понятия «типичный герой», «диалектика»;
Уметь давать характеристику герою, видеть сложность и противоречивость его характера 
Сопоставительная характеристика героев, анализ эпизода
 
 
28
«Обломов» как роман о любви
1
Знать содержание романа «Обломов».
Уметь составлять сравнительную характеристику героев.
Анализ эпизодов романа, аналитический пересказ, развернутое обоснованное суждение.
 
 
 
29
«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике
1
Знать понятие «обломовщина»
Уметь находить признаки явления в жизни и в романе.
Аналитический пересказ текста,
 
 
30
Слово об А.Н.Островском. Личность и судьба драматурга
1
Знать основные моменты биографии писателя,его вкладе в развитие русского национального театра.
Уметь готовить сообщение о писателе.
Конспектирование, словесное рисование, рассказ о писателе.
 
 
31
История создания, система образов, приемы характеристики героев пьесы А.Н.Островского «Гроза»
1
Знать историю создания пьесы, новаторство драматурга, понятия драматургия, драма, трагедия, конфликт.
Уметь характеризовать персонажей, соотносить их характеристики с «говорящими» фамилиями.
Характеристика персонажей в системе образов
 
 
32
Мы идем по городу Калинову
1
Знать законы «Домостроя» как законы жизни Замоскворечья; содержание драмы.
Уметь характеризовать персонажей, выявлять средства характеристики персонажа (речь, ремарка)
Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ, развитие навыков характеристики образа
 
 
33
Протест Катерины против «темного царства»
1
Знать содержание текста пьесы, законы жизни Замоскворечья, самодурство как национальное явление,
роль религиозности в духовном мире человека.
Уметь работать с текстом, составлять подробную характеристику Катерины.
Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ с привлечением морально-этических, религиозных основ, обращение к критической литературе.
 
 
34
Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Подготовка к домашнему сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза»
1
Знать словесную символику драмы, литературную критику.
Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь
 
сочинение.
 
 
35
Слово о И.С.Тургеневе. Личность и судьба писателя. «Записки охотника» и их место в русской литературе
1
Знать о личности и судьбе писателя, жанр записок, стиль писателя.
Уметь делать сообщение о писателе и его творчестве
 
Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего
 
 
36
История создания романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева.
1
Знать содержание текста романа. Отражение в романе политической борьбы 60-х годов, положение пореформенной Росси.
Уметь выявлять нравственную и философскую основу романа.
 
Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации.
 
 
37
Базаров — герой своего времени
1
Знать понятие духовный конфликт, текст произведения. Уметь представлять психологические портреты героев, анализировать текст.
Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации, презентации и устные сообщения.
 
 
38
«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»
1
Знать понятия конфликт, идеологический конфликт, содержание текста.
Уметь анализировать текст, составлять сравнительную характеристику героев.
Анализ эпизодов романа, сравнительная характеристика.
 
 
39
Любовь в романе «Отцы и дети»
1
Знать содержание текста, жизненную позицию Базарова.
Уметь показать, как проходит герой путь испытания любовью.
Анализ эпизодов романа, аналитический пересказ, сравнительная характеристика; презентации аналитического характера.
 
 
40
Анализ эпизода «Смерть Базарова»
1
Знать особенности анализа эпизода в произведении.
Уметь анализировать эпизод
Анализ эпизода романа.
 
 
41
Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети»
1
Знать позиции литературных критиков Н.Добролюбова, Д.Писарева.
Уметь представлять точки зрения литературных критиков и автора, строить рассуждение.
Краткий конспект.
Сообщение-рассуждение на основе литературной критики.
 
 
42
РР Подготовка к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»
2
Знать содержание романа «Отцы и дети», споры вокруг романа
Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, уместно ипользовать цитаты из текста произведения и литературно-критических статей.
Сочинение
 
 
43
Зачетная работа по творчеству И.А.Гончарова, А.Н.Островского, И.С.Тургенева
1
Знать тексты произведений И.А.Гончарова, А.Н.Островского, И.С.Тургенева, основные теоретико-литературные понятия, уметь объяснять отдельные события и поступки героев из произведений, сравнивать, находить различное и общее.
Выполнение заданий по текстам и теории литературы (тесты с творческими заданиями или развернутые ответы на вопросы, на выбор ученика)
 
 
44
Страницы жизни Ф.И.Тютчева. Единство мира и философия природы в лирике поэта. («Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…»)
1
Знать о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, об эстетической концепции «чистого искусства», средствах выразительности и философском характере лирики.
Уметь анализировать текст в единстве формы и содержания.
Анализ философских стих-ий поэта
 
 
45
Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева. («Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «умом Россию не понять…»)
1
Знать разнообразие тематики стих-ий поэта
Уметь анализировать лирические стих-ия.
Анализ лирических стихотворений поэта.
 
 
46
Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Опыт сопоставительного анализа стихотворений («О, как убийственно мы любим…», «К.Б.» («Я встретил вас, и все былое…»),
1
Знать разнообразие тематики стих-ий поэта, его истории любви, самовыражения в поэзии.
Уметь анализировать любовные лирические стих-ия
Анализ любовных лирических стих-ий поэта.
 
 
 
47
Страницы жизни А.А.Фета. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. («Даль», «Еще майская ночь», «Это утро, радость эта…», «Еще весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Заря пощается с землею…»)
1
Знать о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, факты биографии поэта.
Уметь анализировать стих-ия. Раскрывать их философский характер.
Сообщение о поэте. Анализ стих-ий
 
 
48
Стихи о любви А.А.Фета. («Шепот, робкое дыханье…», «сияла ночь…», «Певице»). Гармония и музыкальность поэтической речи.
1
Знать стих-ия о любви и понимать их.
Уметь анализировать стих-я о любви.
Анализ стих-ий о любви.
 
 
49
РР Сопоставительный анализ стихов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Особенности поэтического стиля Ф.И.Тютчева и А.А.Фета
1
Знать содержание и понимать стихотворения поэтов.
Уметь делать сопоставительный анализ стих-ий поэтов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета с учетом их поэтического стиля.
Сопоставитель-ный анализ стих-ий поэтов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета
 
 
50
Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. (С обобщением ранее изученного)
Судьба народа в лирике. )»Еду ли ночью по улице темной…»)
 
 
Знать биографию Н.А.Некрасова, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство поэта.
Уметь строить сообщение о поэте, анализировать стих-ия поэта.
Сообщение о поэте.
анализ стих-ий. Презентация о поэте, писателе и журналите А.Н.Некрасове (инд.).
 
 
51
Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца в поэзии Н. А. Некрасова. («Рыцарь на час», «Умру я скоро, жалкое наследство…», «Блажен незлобливый поэт»)
1
Знать основные мотивы лирики, новаторство поэта.
Уметь анализировать стих-ия поэта с точки зрения их идейного содержания и формы.
Анализ стих-ий поэта с точки зрения их идейного содержания и формы.
 
 
52
Н. А. Некрасов о поэтическом труде («Элегия», «Вчерашний день…», «музе», «О муза! Я у двери гроба…»)
1
Знать суждения поэта о поэтическом труде в стих-ях.
Уметь анализировать стих-ия.
Анализ стих-ий поэта, формулировка основных выводов
 
 
53
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»
1
Знать историю создания поэмы, ее содержание и композицию
Уметь определять проблематику и композицию, особенности жанра, принцип фольклорного восприятия мира в ней.
Работа с текстом: характеристика образов бунтарей-правдоискателей.
 
 
54
Многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
 
1
Знать многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Уметь характеризовать героев
 
Аналитическая работа с текстом поэмы, свободная работа с текстом.
 
 
55
Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов  — центральный образ поэмы
1
Знать содержание поэмы.
Уметь характеризовать образы обиженных людей и народных заступников в поэме.
Аналитическая работа с текстом поэмы, свободная работа с текстом.
 
 
56
Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
1
Знать фольклорную народную основу языка поэмы.
Уметь анализировать текст с точки зрения языковых особенностей.
 
 
 
Аналитическая работа с текстом: выявление средств художественной выразительности.
 
 
 
 
57
Страницы жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Проблематика и поэтика сказок
1
Знать факты биографии писателя, особенности жанра, проблематику и поэтику сказок.
Уметь анализировать сказки, выявляя проблематику.
Аналитическая работа с текстами с точки зрения проблематики и поэтики сказок.
 
 
58
Вн.чт. Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников
1
Иметь представление о замысле, истории создания, жанре, композиции романа.
Уметь характеризовать образы градоначальников.
Характеристика образов градоначальников.
 
 
59
Жизнь и судьба Л.Н.Толстого. Этапы творческого пути
1
Знать основные этапы жизни и творчества писателя, особенности его творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий.
Уметь строить сообщение о писателе, анализировать    стих-ия поэта.
Сообщения о писателе
 
 
60
Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого
1
Знать историческую основу рассказов, понимать их патриотический смысл.
Уметь анализировать отдельные эпизоды
Анализ эпизодов
 
 
61
История создания романа «Война и мир». Особенности жанра
1
Знать историю создания романа-эпопеи, смысл названия, жанровое своеобразие.
Уметь определять систему нравственных ценностей романа
План-конспект;
сообщения об истории создания романа
 
 
62
Духовные искания героев романа «Война и мир» — Андрея Болконского и Пьера Безухова
1
Знать внутренний монолог как приём психологической характеристики героя
Уметь в ходе анализа характеризовать путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова.
Уметь делать сравнительную характеристику героев, выявляя средства характеристики.
Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова
 
 
63
Женские образы в романе «Война и мир»
 
Знать содержание текста, особенности изображения женских образов в романе, их внутреннего мира.
Уметь характеризовать женские образы, путь нравственных исканий Наташи Ростовой.
Характеристика женских образов: сообщения, сравнения с иллюстрациями к роману.
 
 
 
 
64
Семья Ростовых и семья Болконских
 
Знать о «мысли семейной в романе».
Уметь через анализ эпизодов сравнивать семьи Ростовых и  Болконских, видеть, отношение родителей к воспитанию детей, нравственные ценности.
Анализз эпизодов, аналитический пересказ, характеристика образов
 
 
 
65-66
Тема народа в романе «Война и мир»
2
Уметь видеть в ходе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает автор в понятие «народная война».
Анализ эпизодов
 
 
 
67
Кутузов и Наполеон
 
Знать антитезу как центральный композиционный приём.
Уметь делать сопоставительную характеристику героев, определять роль личности в истории.
Сопоставительная характеристика6величие Кутузова и тщеславие и безнравственность Наполеона.
 
Сравнительная характеристика, составление таблицы
 
 
 
68
РР Сжатое изложение с элементами сочинения о роли художественной детали в тексте фрагмента «Первый бал» из романа Л.Н.Толстого.
1
Знать понятие художественная деталь, приемы сжатия художественного текста.
Уметь сохранить художественные особенности в сжатом тексте, объяснить роль художественной детали.
Изложение с элементами сочинения – объяснения роли художественной детали в тексте
 
 
69-70
Истинное и ложное в романе «Война и мир»
2
Знать проблемы истинного и ложного героизма в романе.
Уметь во время анализа романа сравнивать жизнь и поступки героев.
 
Сравнительная характеристика: Платон Каратаев и Тихон Щербатый.
Сцены Бородинского сражении: анализ поведения героев.
 
 
 
71
Смысл и назначение эпилога в романе «Война и мир». Гуманистический пафос произведения
 
Знать текст «Эпилога»
Уметь анализировать текст«Эпилога» как гуманистический пафос произведения.
Анализ «Эпилога»
 
 
72-73
РР Анализ эпизода из романа «Война и мир».
Подготовка к контрольному домашнему сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»
2
Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, анализировать эпизод, определять его роль в романе.
Сочинение.
 
 
74
Слово о Ф.М.Достоевском. Жизнь и судьба писателя
1
Знать основные этапы жизни и творчества писателя, особенности творческого метода: полифонийность, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм.
Уметь выступать с сообщениями о писателе.
Сообщения о писателе, об особенности его творческого метода.
 
 
75
Петербург Ф.М.Достоевского
1
Знать особенности изображения Петербурга в романе, о приеме контраста.
Уметь характеризовать Петербург на основе комментария текста, строить развернутые рассуждения.
Развернутые рассуждения о Петербурге на основе комментария текста
 
 
76
История создания романа «Преступление и наказание». «Униженные и оскорбленные» в романе
1
Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию романа.
Уметь видеть в тексте художественные приемы создания образов.
Развернутые сообщения.
 
 
77
Теория Раскольникова и истоки его бунта
1
Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию
Уметь выявлять в процессе анализа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к его преступлению, развенчание теории.
Развернутые ответы на основе работы с текстом, обобщением о социальных и философских источниках преступления Раскольникова.
 
 
78
«Двойники» Раскольникова
1
Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию.
Уметь сопоставлять «двойников» Раскольникова: Лужина и Свидригайлова
 
Развернутые ответы на основе работы с текстом: характеристика «двойников» Раскольникова: Лужина и Свидригайлова
 
 
79
Значение образа Сони Мармеладовой в романе
1
Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию
Уметь выявлять место Раскольникова в системе образов романа, определять в романе и в жизни Раскольникова место Сони Мармеладовой как ангела-хранителя.
Развернутые ответы на основе работы с текстом.
 
 
80
Эпилог романа
1
Уметь выявлять в процессе анализа полифонизм, психологизм повествования, роль детали, символику имен, цифр, цвета, снов, евангельских мотивов.
Анализ эпилога, его художественные особенности: развернутые ответы на вопросы.
 
 
 81-82
РР Классное сочинение по роману             Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
2
Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, цитировать текст романа
Сочинение.
 
 
83
Художественный мир Н.С.Лескова. Личность и судьба писателя. Повесть «Очарованный странник» и ее герой. Художественное своеобразие повести.
1
Знать факты биографии писателя, его творческий путь, манеру, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни.
Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать главы повести с точки зрения художественного своеобразия.
Индивидуальные сообщения о творческом пути писателя.
Анализ эпизодов-глав романа.
 
 
84
Личность и судьба А.П.Чехова. Основные черты чеховского творчества. Проблематика и поэтика рассказов Чехова   80- 90-х годов («Человек в футляре», «Студент», «Дама с собачкой» и др.)
1
Знать жизненный и творческий путь А.П.Чехова, его идейную и эстетическую позицию, основную проблематику чеховского творчества.
Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать рассказы художественного своеобразия
Анализ рассказов.
 
 
85
Душевная деградация человека в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»
 
1
Знать текст рассказа.
Уметь раскрывать проблематику истинных и ложных ценностей, выявлять принцип нисходящего развития личности.
Анализ рассказа с выявлением проблематики истинных и ложных ценностей
 
 
 86
Особенности драматургии А.П.Чехова
«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов, конфликт (внутренний и внешний). Разрушение дворянского гнезда
1
 
Знать особенности драматургии Чехова.
Уметь определять жанровое своеобразие, конфликт (внутренний и внешний), средства характеристики персонажей.
Чтение пьесы по ролям, игра голосом: выявление проблематики и конфликта.
 
 
 
87
Сад как символ в комедии «Вишневый сад» Своеобразие чеховского стиля в комедии «Вишневый сад»
1
Знать своеобразие чеховского стиля в драматургии
Сочинение по творчеству А.П.Чехова
 
 
88
Контрольная работа по русской литературе за второе полугодие
1
Знать тексты произведений писателей, основные теоретико-литературные понятия, уметь объяснять отдельные события и поступки героев из произведений, сравнивать, находить различное и общее.
Тестовые задания.
 
 
89
Зарубежная литература.
 
Вн.чт. Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Изображение жизни народа в сборнике «Осетинская лира».
1
Знать факты биографии писателя, специфику художественной образности
Уметь анализировать сти-ия   с точки зрения проблематики и художественного своеобразия.
Инд. сообщение о жизни и творчестве КостыХетагурова (комп. презентация). Анализ стихотворений.
 
 
90-91
Вечные вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопоссан «Ожерелье» (обзор), Г.Ибсен «Кукольный дом», А.Рембо «Пьяный корабль»
1
Знать факты биографии писателя, его творческий путь, манеру, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни.
Уметелать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать главы повести с точки зрения художественного своеобразия
Инд. сообщение о жизни и творчестве Ги де Мопоссана (комп. презентация).
Анализ сцен драмы «Кукольный дом» Г.Ибсена
 
 
92-93
Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века
1
Викторина. Презентация проектов, творческих работ.
 
 
 
 
94-102
Резервные уроки
9
 
 
 
 

 
 
 


На: Рабочая программа по литературе. 10 класс, по программе В.Я.


Вера Федоровна, огромное вам спасибо за помощь! Вы сэкономили неделю моего "рабочего вечернего времени"!

Бондаренко наталья




На: Рабочая программа по литературе. 10 класс, по программе В.Я.


Спасибо за ваш труд! В нашей школе календарно-тематическое планирование немного отличается от вашего, но для меня будет полезна некоторая информация из вашего планирования.


Поиск

Loading

Оценка материала

...