Закрепить знания детей об имени существительном, о склонениях имени существительного, о падежах имени существительного.
Развивать речь, воображение, кругозор, умение делать выводы.
Воспитывать любовь к литературной сказке.
Ход урока
I.По следам домашнего задания.
Контрольный словарный диктант. (Выделить окончание глагола, указать рядом спряжение).
Словарный диктант: бормочут во сне, дрожишь от холода, дремлют богатыри, обовьются вокруг дерева, засветятся глаза, потчуешь кусочком, зажжешь лучину, заливается слезами, встретишь и расскажешь, плохо слушаешься, не был на пиру, не пей, братец.
II. Интрига.
-Из каких произведений художественной литературы мы взяли словосочетания для словарного диктанта? (Из сказок)
-Из какой сказки этот отрывок? (Читая, учитель акцентирует существительные).
Играй, играй, блюдечко, И стрельбу, и пальбу,
Катись, катись, яблочко, И гор красоту,
Показывай поля, и моря, И небес высоту!
И широкие луга,
Верно, вы сказали «Наливное яблочко – золотое блюдечко»
-Почему царь, услышав песню Танюши, захотел взять ее в жены? ((Поражен ее любознательностью, кругозором, интересом к сущему – что значит это слово? Ответы детей и комментарий учителя).
-Что интересно было Танюше в огромном мире?
Назвать ключевые слова в прочитанном отрывке: поля, горы, небеса, луга.
- Какое слово, обозначающее часть речи, образовалось от прилагательного сущее? (Существительное).
Объявление темы урока (связь с уроками литературы, посвященными русской волшебной сказке).
III.Движение темы.
1.Учитель перечисляет предметы, учащиеся записывают в тетради.
- Что за слова мы с вами записали? К какой части речи они относятся? Из каких произведений они? (Ответы детей)
А что такое существительное как главная часть речи? Что она обозначает? На какие вопросы отвечает? Назовите из записанных слов существительные к которым мы можем задать вопрос кто?, (ответы детей), а теперь к которым мы ставим вопрос что? Как они называются (Одушевленные и неодушевленные).
2.Итак, ребята, следующий этап нашей работы – работа «экспертами». У нас записаны слова из волшебных сказок. Теперь мы «отправим» эти слова в Музей волшебной сказки, но не просто отправим, а распределим их в три столбика ОНА, ОН, ОНО. Что это значит? Как мы их распределим? (По родам).
ОНА ОН ОНО
Мертвая вода летучий корабль белое полотенце
Ступа Бабы-Яги меч – кладенец золотое яблочко
Избушка на курьих ножках огненный –палец серебряное
Шапка – невидимка блюдечко
Ж. р. 1-е скл. М.р., 2-е скл. Ср. р. 2-е скл.
- Какое склонение здесь не представлено? В чем особенность существительных 3-го склонения? (Это существительные женского рода с Ь на конце).
3.Но в волшебных сказках существительные 3-го склонения есть, они тревожные, зачастую пугающие шипящим звуком, они либо названы, либо подсказываются обстановкой.
Работа у доски. (На доске записаны слова, один ученик работает у доски, остальные в тетради).Вставить, где нужно Ь знак.
Полноч…, глуш…, тиш…, из-за туч…, с круч…, луч….
Сделайте вывод, когда в существительных после шипящих пишется Ь и когда не пишется.
4.Почему в волшебной сказке так много предметов, наделенных чудодейственной силой?(Дети. Человек всегда мечтал о таких предметах, которые помогут ему стать ловким, смелым, сильным, чтобы одолеть зло.)
ДИКТАНТ. «До первой ошибки».
Подчеркнуть «ошибкоопасные» места. Дать морфологическую характеристику существительного ЛОЖЬ.
Из удивительных приключений героев, из оживших предметов соткан узор сказки, которая родилась в той глубине души, где живут у нас сновидения, предчувствия и прозрения. Кто считает, что сказка – ложь?
Морфологический портрет существительного ЛОЖЬ (коллективная работа): сущ. ,неодуш., ж.р., 3-е скл., в им. п., в ед.ч..
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
- Здравствуй друг!
- Как ты тут?
- Ты болел?
- Как посмел?
- Закаляйся и зарядкой занимайся!
“На носочки мы встаем,
Как цветочки мы растем.
Ветерочек нас ласкает,
Наши щечки обдувает.
Мы на пяточках идем-
Руки к солнцу проведем.
Мы растем, растем, растем
И вперед всегда идем.
А теперь похлопаем,
Ножками потопаем,
Головою покиваем
Глазками поморгаем
И на место приседаем”.
5.Работа с учебником.
На закрепление материала учащиеся выполняют упражнение 92- устно.
6.Учитель (вызываю одного ученика к доске и прошу написать в столбик названия падежей) – выполняют задание; второй ученик пишет падежные вопросы, третий ученик пишет примеры (одушевленные), следующий ученик пишет примеры (неодушевленные). Составить по 1 предложению с любым словом в любом падеже, определить род и склонение существительного.
7.ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Диктую предложения из упражнения 96. учащиеся записывают и комментируют правильность выбора нужного ответа. (Прошу «доказать», почему именно ту, а не другую букву вставляет ученик – проверяю уровень усвоения правил). Самостоятельное выполнение морфемного и морфологического разбора слов из упражнения.
IV. ПОДЫТОЖИМ УРОК.
Сегодня на уроке мы «плели узор» из сказочной лексики и повторяли грамматические признаки существительных, а именно… (продолжите мысль) (род существительных, склонение существительных, падежи и падежные окончания существительных). Спасибо за работу.
V. Домашнее задание: § 20. упр.97. повт. орф. № 1-5