Тема: Исправление речевых и грамматических ошибок .Урок - практикум
Цель: 1) Вырабатывать навык нахождения и исправления речевых и грамматических ошибок.
Оборудование: запись на доске, дидактический раздаточный материал, тестовые задания, словарь Ушакова и Ожигова.
Ход урока.
1.Сообщение темы урока. Постановка целей и задач.
1)Анализ записи: Ф-С-P / I-V-R; 0-0-0 /0-0-0 5/5
2)Условные обозначения:
Ф – фактическая ошибка
С – ошибки в содержании:
[ ] – лишнее
V- пропуск
Z– нужен абзац (кр. строка)
Z– не нужен абзац
< - расширить
- нарушена последовательность в изложении материала
Р – речевые ошибки
Г – грамматические ошибки
2.Анализ примеров фактической ошибки на доске и на слух:
В эпоху правления Петра Первого А.Н.Пушкин вышел на Сенатскую площадь против декабристов за свободу рабочих и крестьян.
- Ск. Фактических ошибок здесь допущено? Ответ обоснуйте, опираясь на точные факты. (вопрос группе)
·Роман Алексея Толстого «Война и мир».
·Роман Фомы Мих. Достоевского..
·Сыновья Тараса Бульбы – Андрей и Степан
·Гл. герой романа «Отцы и дети» - Евгений Онегин
·Чин следовал ему – он службу бросил
3.Групповая форма работы над речевыми ошибками
- Найдите ошибки и устно их исправьте. Дайте возможность высказаться 1-2 уч-ся от группы.
a)Ошибки, вызванные употреблением слова в несвойств. ему значений, ведут к неточности речи.
В следующих предложениях найдите такие ошибки и устраните их. (карточки) на первую карту – 2 чел. (3 мин.); (польз. словарем).
oЧтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать.
oИллюстрации хорошо иллюстрируют главные эпизоды повести.
oНадо иметь хорошего наставника, чтобы освоить профессию.
oХудожник подарил музею свой автопортрет.
oВ образе Базарова изображен типичный представитель революционеров-демократов 60-х годов.
b)Ошибки в смешении паронимов.
На доске:
Паронимы – разные по значению слова, близкие по произношению или по родству корней.
Задание: выберете одно из двух, данных в скобках (вдох, вздох) сожаления (искусно, искусственно) рисовать. (невежда, невежа) в музыке. (слов. Даля!) Сообщения
(праздный, праздничный) образ жизни, (сытно, сыто) пообедать
4.Знакомство с грамматическими ошибками
§Кол. Анализ предл. с гр. ошибками (по цепочке).
§На доске: «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа»,- записал в жалобной книге один из Чеховских героев.
Какую грамматическую ошибку он допустил?
Заполните!
Деепричастие, как и глагол-сказуемое, должно относиться к одному и тому же подлежащему, указывать на действие одного и того же лица.
Эпиграфы: Без высокой культуры речи, без соблюдения норм речевого этикета нет культурного человека.
Повышению культуры речи способствует постоянный самоконтроль, особенно при письме. Будьте внимательны ко всему, что вы пишете.
Вводное слово. В этом году мы изучаем русский язык, как предмет, готовимся к экзаменам. Вы должны показать высокий уровень развития речи, уровень культуры.
Взять словарь синонимов у Е.И. толк. словарь (подставьте ответ на вопрос об эпохе).
Выписка из словаря Даля (совр. время)
Без высокой культуры речи…
Урок – практикум. Работа над ошибками
Повышение культуры речи способствует….
Ф-С-P / I-V-R
Ф.
Р. Г.
Паронимы- (вздох, вдох) сожаление. Толк. слов.
Искусно, искусственно; невежда, невежа.
Выписка из словаря Даля.
Напечатать 5-6 карточек Е.П.
Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричасных оборотов.
1.День Онегина начинался с того, что, лежа в постели, ему несли разные приглашения.
2.Прочитав этот роман, меня, как живые, окружили его герои.
3.Подумав, ноги Чацкого сами направлялись к Софи.
1)Тестирование (по группам). (5 мин.)
2)Д/з. По учебнику Гречко упр…
Редактирование текста
Тестирование
3)Итог: С каким чувством вы пришли на урок? А с каким уходите?
4)Вот мы и приблизились к сочинению, сделали шаг навстречу. Каким он был этот шаг? Трудный? Нужный? Важный?