Вы не зарегистрированы

Авторизация



Инновационная авторская образовательная программа внеклассной деятельности по предметам естественнонаучного цикла

Фото пользователя Елена Николаевна Горбенко
Размещено: Елена Николаевна Горбенко - ср, 08/12/2010 - 21:56
Данные об авторе
Автор(ы): 
Горбенко Елена Николаевна и Орлова Ирина Николаевна
Место работы, должность: 
Горбенко Елена Николаевна, учитель физики МОУ Милютинской СОШ, (высшая категория) и Орлова Ирина Николаевна, учитель химии МОУ Романовской СОШ, (высшая категория).
Регион: 
Ростовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Физика
Предмет(ы): 
Химия
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
образовательная программа
Краткое описание ресурса: 
Естественнонаучное образование в школе переживает непростой этап своего реформирования, связанный с изменением взглядов на роль и цели общего образования в контексте задач его модернизации. Сокращение количества учебных часов предметов естественнонаучного цикла (физика, химия) минимизирует содержание обучения. Так как школа является гарантом получения молодыми гражданами современных, качественных знаний, она должна уделить внимание программам дополнительного образования по этим предметам. Новым направлением в науке и образовательной практике является проблемно-интегративное обучение, ведущие принципы и направления которого заложены в основу данной авторской программы

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Инновационная авторская образовательная программа внеклассной деятельности по предметам естественнонаучного цикла                   
 
 
                                                                      
 
 
 
 
 
                                                        Авторы: Горбенко Елена Николаевна, учитель физики МОУ Милютинской СОШ, (высшая категория) и Орлова Ирина Николаевна, учитель химии МОУ Романовской СОШ, (высшая категория).
                                                                       
                                                                                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2010 г.
 
Содержание
 
1.         Методический паспорт
2.         Аннотация к программе
3.         Пояснительная записка
4.         Методические рекомендации по реализации программы
5.         Актив кружковШкольного  естественнонаучного общества «Аватар»
6.         УставШкольного естественнонаучного общества «Аватар»
7.         1 модуль. Совместный план работы актива Школьного естественнонаучного общества «Аватар»
8.         2 модуль. Кружок – разновозрастная группа «Очевидная и невероятная вода»
9.         3 модуль. Кружок – разновозрастная группа «Экология жилища и здоровье человека»
10. 4 модуль. Кружок – разновозрастная группа «Магия электричества»
11. Информационный банк
12. Общая литература
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Методический паспорт
 
Учебные предметы программы: основные - физика и химия, инфузионные – биология, география, экология.
 
Тема: создание условий для формирования успешной, компетентной личности, способной в дальнейшем к самостоятельному выбору жизненного пути.
 
Тип: исследовательско-познавательный
 
Классы:8-11
Направления форм работы:
 Индивидуальная:
1. Подготовка к олимпиаде по физике и химии.
2. Подготовка проектов к конференции.
3. Выполнение домашних экспериментов по химии и физике.
4. Подготовка волонтеров.
5. Сбор материала.
Групповая:
1. НОТ школьника.
2. Приобретение новых знаний.
3. Исследовательская работа (лабораторные и практические работы)
4. Работа с активом общества.
5. Выпуск газеты школьного естественнонаучного общества «Аватар».
6. Акции.
Массовая: участие в школьных, районных и областных природоохранных мероприятиях.
Время работы: 34 часа (для каждого модуля)
Цели:
· Повышать естественнонаучную грамотность учащихся, формировать общую систему научных знаний о природе на основе проблемно- интегративного обучения.
· Развивать индивидуальные возможности и способности учащихся, интерес к предмету, охране окружающей среды.
· Формировать практические умения и навыки, трудолюбие, мировоззрение здорового образа жизни и охране окружающей среды.
· Прививать нравственные, патриотические качества, бережное и гуманное отношение к природе и любви к Родине.
Задачи:
Обучающие:
o   Повысить теоретические знания в соответствии с программой и поставленными целями.
o   Повышать интеллектуальный уровень учащихся, культуру речи, общения.
o   Научить учащихся работать с приборами и объектами исследования.
Развивающие:
o   Развивать индивидуальные творческие способности учащихся.
o   Развивать наблюдательность, усидчивость характера, интерес к познанию окружающего мира.
o   Составить информационный банк по изучаемым предметам.
o   Изготовить наглядный материал для проведения естественнонаучных опытов.
Воспитательные:
o   Создать условия для приобретения опыта решения учебных проблем на основе всестороннего переноса, интеграции, синтеза и применения знаний и умений.
o   Способствовать становлению активной жизненной позиции ученика, его готовности участвовать в будущем в решении личностных, профессиональных и социально значимых проблем современности комплексного характера.
o   Трудовое воспитание – забота о флоре и фауне родного края.
o   Эстетическое воспитание – благоустройство и озеленение класса, школьной территории.
o   Патриотическое воспитание – изучение природы родного края, охрана окружающей среды.
o   Воспитывать необходимость здорового образа жизни.
Проблема: создание оптимальных условий с опорой на проблемно-интегративное обучение для развития личности каждого учащегося в различных видах деятельности сообразно с его способностями, а также потребностями общества.
 
Конечные достижения программы:
«…эффективность программы оценивается по ее результативности»
Планируемый результат: воспитание социально-адаптированной личности. Пройдя программу Школьного естественнонаучного общества «Аватар», учащиеся должны овладеть коммуникативными навыками, здоровьесбережения, природопользования, овладеть элементами исследовательской деятельности, развития речи, повысить образовательный уровень.
Результат данной авторской программы, конечно, обладает лишь субъективной новизной, но он имеет важнейшее значение для учащихся, знания которых добыты не скучным и нудным, а творческим трудом. Атмосфера же творчества, вкус к исследованию и радость труда не забываются. И это будет главным результатом.
 
Степень  распространения: в масштабе школы, района, региона.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Аннотация
Естественнонаучное образование в школе переживает непростой этап своего реформирования, связанный с изменением взглядов на роль и цели общего образования в контексте задач его модернизации. Сокращение количества учебных часов предметов естественнонаучного цикла (физика, химия) минимизирует содержание обучения. Так как школа является гарантом получения молодыми гражданами современных, качественных знаний, она должна уделить внимание программам дополнительного образования по этим предметам.
Новым направлением в науке и образовательной практике является проблемно-интегративное обучение, ведущие принципы и направления которого заложены в основу данной авторской программы по следующим причинам:
1.     Неразрывная взаимосвязь химии с физикой, биологией, географией, экологией – науками, изучающими природные объекты и процессы (объем внутри предметных проблем невелик по сравнению с объемом межпредметных проблем, для постановки и решения которых требуются знания учащихся из этих предметов).
2.     Интегративный, комплексный характер глобальных проблем человечества, с которыми школьники столкнутся во взрослой жизни, потребует приобретение опыта решения учебных проблем на основе всестороннего (внутрипредметного, межпредметного, комплексного) переноса, интеграции, синтеза и применения знаний и умений.
3.     Межпредметные связи в единстве с внутрипредметными должны стать ведущим средством вовлечения школьников в творческую проблемно-поисковую деятельность.
4.     Логика и закономерности развития науки, где проблемность порождает интеграцию, а интеграция – проблемность.
Данная программа облегчает формирование обобщенных предметных и общепредметных знаний и умений, позволяет минимизировать содержание обучения физике и химии и более продуктивно решать проблемы образования, развития и воспитания личности, является наиболее благоприятной средой для инноваций в школе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Пояснительная записка
 
"Приведи в своём сознании все по существу связанные между собой  предметы  в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе". 
И.Г.Песталоцци 
 
Программа составлена по 4 модулям. Каждый модуль – это предполагаемый кружок, объединяющий учащихся определенного возраста или разновозрастные группы детей и подростков с 8-го по 11-й классы.
В основе программы лежат темы и вопросы, интересующие учащихся по какому-либо естественнонаучному направлению. Учитывая этот интерес, основанный на увлечении – хобби, но отсутствии достаточных знаний, организованы познавательные области:
·     «Очевидная и невероятная вода»
·     «Экология жилища и здоровье человека»
·     «Магия электричества»
Программа каждого модуля рассчитана на определенное количество часов:
· «Здоровье, красота, химия, физика» – 34 часа (1 час в неделю)
· «Экология жилища и здоровье человека» – 34 часа (1 час в неделю)
· «Магия электричества» – 34 часа (1 час в неделю)
Совместная работа актива и членов Школьного Биологического общества «Аватар» рассчитана на 32 часа (1 час в неделю) с учетом подготовки и проведения мероприятий.
Вся программа Школьного естественнонаучного общества «Аватар» разработана на 128 часов (4 часа в неделю).
Программа реализуется в течение одного учебного года с сентября по май, включая осенние, зимние и весенние каникулы.
Данная программа дополнительного образования была апробирована в 2008–2009 и 2009–2010 учебных годах.
Программа разработана по принципу интеграции не только химии с физикой, биологией, географией, экологией, но также школьного и дополнительного образования учащихся, и рассчитана на успех учащихся в овладении ею от простого к сложному, от общего к частному.
Инновационность реализации данной авторской программы заключена в выходе на региональный уровень благодаря современным информационным технологиям. Обмен планами и результатами исследовательской деятельности осуществляется:
·                        на форумах сайтов классов,
·                        на форумах сайтов школ,
·                        личных сайтов учителей-предметников,
·с помощью интернет-занятий, разработанных преподавателями кружков,
·                        в режиме on-line и т.д.
 
Предусмотрены различные формы кружковой работы:
· в кабинете – лабораторная работа, практическая работа, работа по группам, а также круглый стол, семинар с элементами дискуссии, дискуссия, диалог, аукцион идей, проектно-исследовательская работа, творческая мастерская;
· игровая – познавательная, обобщающая игра;
· экскурсия – в эколого-краеведческий музей, лесничество, в лабораторию поликлиники и т.п.;
· конференция – защита творческих работ;
· выставки – хобби-увлечения;
· акции – по охране природы, здоровому образу жизни;
· выпуск стенной газеты Школьного естественнонаучного общества «Аватар».
 
В программе предусмотрена разработка и проведение совместных мероприятий актива Школьного естественнонаучного общества «Аватар» и всех членов кружков.
Учебно-тематический план модулей данной программы построен т.о., что его может легко трансформировать любой педагог-новатор, решивший реализовать межпредметную интеграцию внеклассной деятельности. Группы тем кружковых занятий, объединенных предметом интеграции, по желанию могут оказаться на любом этапе изучения. Например, сначала идет группа тем по «физике», затем по «биологии» и т.д.  или наоборот.
В учебно-тематических планах указывается не тип занятия, как обычно, а модель интеграции. Именно новые образовательные модели, активизирующие познавательную деятельность и творческую самостоятельность учащихся, являются основой для инноваций в школе, благоприятной средой проблемно-интегративного обучения.
Каждое кружковое занятие должно способствовать выработке определенных ключевых компетенций, указанных в одной из колонок таблицы.
При составлении программы использованы принципы:
· доступности материала (от известного к неизвестному),
· принцип связи теории с практикой,
· принцип систематичности и последовательности материала (преемственности),
· принцип индивидуального подхода в условиях коллективной работы,
· принцип научности (учащиеся включаются в процесс самостоятельного исследования, наблюдения, работа с литературой и т.д.),
· принцип сознательности и активности приобретения знаний опирается на интерес учащихся к дополнительному материалу.
Программа предусматривает знакомство учащихся с профессиями в области химии, физики, медицины, экологии и т.д.
Данная программа позволяет реализовать потребности каждого ученика в развитии индивидуальных творческих способностей, а также формировать активную жизненную позицию.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Методические рекомендации по реализации программы
Организуя работу по реализации программы, следует иметь в виду, что на внеклассных занятиях учитель имеет возможность предложить учащимся достаточно сложные проблемы и вопросы, в процессе решения которых в большей мере проявляется их активность, ярче, чем на уроке, выявляется личность каждого. Уровень проблемности не только определяет степень сложности учебной проблемы, но и соотношение тех видов деятельности учащихся, которые осуществляются в процессе ее решения. Мы предлагаем задания низшего уровня проблемности учащимся на начальном этапе обучения, когда учитель сам раскрывает материал, ставит интегративную учебную проблему, демонстрирует учащимся способы умственной и практической деятельности. При этом самостоятельные работы учащихся носят преимущественно репродуктивный характер. Затем следуют задания среднего уровня проблемности, которые предполагают активный (в том числе с помощью учителя) перенос, синтез и применение знаний и умений в новых ситуациях. Самостоятельные работы носят поисковый и частично-творческий характер. Высший уровень проблемности (уровень творческой активности) характеризуется самостоятельной исследовательской деятельностью учащихся, в процессе которой они ставят и решают сложные комплексные учебные проблемы. Самостоятельные работы носят творческий характер с обязательными элементами следующих видов ученического творчества: теоретического, практического, художественного. Для таких занятий характерны и большая степень детализации материала, и более широкий диапазон сопоставлений и фактов, и привлечение не включенных в школьную программу материалов.
Внеклассные занятия отличаются также добровольным характером их посещений, приподнятостью настроения и внутренней раскованностью учеников, жаркими дискуссиями, особой мотивацией в работе учащихся: ради самовыражения, самоутверждения, одобрения руководителя и ребят и т.д.
Привлеченные к занятиям ученики – своего рода адаптивная школа естественников, по сути – это клубное сообщество, которое предполагает смешанный контингент учащихся, объединенных в гомогенные группы на основе уровневой дифференциации. Благодаря гибкой системе общения руководителя с учащимися и учеников друг с другом, у каждого появляется возможность проявить свободу, самостоятельность, активное творчество. В пространстве занятий происходит развертывание процессов самореализации, соразвития (совместного развития и саморазвития школьников).
Учителю необходимо опираться, прежде всего, на учащихся 10-11-х классов, у которых уже в известной мере сформирован интерес к химии и физике и которые уже овладели некоторыми приемами исследовательской работы. При этом ставится задача привлечь к выполнению тех или иных заданий как можно больше учащихся 9-х классов, которые в перспективе будут учитывать в принятии решения при выборе профиля обучения и элективных курсов естественнонаучного направления свои, проявленные во внеклассной работе, способности. Важным принципом является приоритет личностного развития, когда занятия являются не самоцелью, а средством развития личности каждого.
Учащиеся объединяются учителем в постоянно действующие или временные гомогенные группы в зависимости от этапа работы, выполняемых задач, а также склонностей и интересов самих ребят. Постепенно складывается дружный коллектив единомышленников, в который кроме учащихся и руководителя постепенно входят и энтузиасты-родители, и учителя других предметов, и иные заинтересованные лица (в зависимости от выполняемого проекта).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Актив кружковШкольного естественнонаучного общества «Аватар».
 
Президент Школьного естественнонаучного общества «Аватар»
Совместный актив кружков.
·       «Очевидная и невероятная вода»._________­­­­__________________________
·       «Экология жилища и здоровье человека».____________________________
·       «Магия электричества».____________________________________________
Редколлегия:
1______________________________________________________________
2______________________________________________________________
Фотокорреспондент
1__________________________________
Лекторы:
1____________________________________
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
УставШкольного естественнонаучного общества «Аватар»
Школьное естественнонаучное общество «Аватар»организовано с целью интеграции дополнительного и среднего образования через кружковую работу и базовые предметы.
1.            Органом управления Школьного естественнонаучного общества «Аватар» является президент и совет актива.
2.            Символика Школьного естественнонаучного общества «Аватар»эмблема и флаг.
3.            Членами Школьного естественнонаучного общества «Аватар»могут стать учащиеся с 7 по 11 класс.
4.            Работа кружков организуется во время удобное для детей, после двухчасового перерыва, после основного учебного процесса.
5.            Работа в кружках проводится как групповая, так и индивидуальная.
6.            Все учащиеся посещают кружки с учетом своих интересов, могут посещать несколько кружков.
7.            На занятиях кружков организуется теоретическая, практическая, исследовательская, экскурсионная или лабораторная работа.
8.            С учетом выполнения задания на занятиях кружков учащиеся обязаны соблюдать правила поведения и безопасности жизнедеятельности, правила пожарной безопасности (не пользоваться воспламеняющимися предметами и веществами).
9.            При работе с лабораторными предметами необходимо содержать рабочее место в чистоте и исправности. По окончании работы все предметы убрать на места хранения.
10.       Члены Школьного естественнонаучного общества «Аватар»принимают участие в акциях по охране природы и здорового образа жизни.
11.       По желанию учащиеся могут защищать исследовательские темы на конференциях.
12.       Все коллективные мероприятия с выходом за пределы школы осуществляются только с руководителем Школьного естественнонаучного общества «Аватар».
13.       Члены Школьного естественнонаучного общества «Аватар»могут выйти из его состава по собственному желанию.
 
 
 
1 модуль. Совместный план работы актива Школьного естественнонаучного общества «Аватар»
 
Пояснительная записка
Программа работы с активом Школьного естественнонаучного общества «Аватар» рассчитана на 34 часа. Работа актива рассчитана на период подготовки мероприятий: игры, акции, выставки, экскурсии, газеты и т.д. Программа позволит сформировать у учащихся коммуникативные, эстетические, речевые, трудовые, образовательные, организаторские компетенции. Результатом реализации программы могут быть мероприятия проведенные в школе, в классе, на кружке.
Совместный план работы актива Школьного естественнонаучного общества «Аватар» и членов кружков (34 часа)
1. Совет актива. Планирование совместной работы кружков. (Сентябрь–май, 3 часа).
2. «Интеллектуальный десант» октябрь (4 часа)
3. Подготовка материала к выпуску стенной газеты «Аватар» №1 ноябрь (4 часа)
4. Акция «Здоровье нации» декабрь - февраль (3 часа)
5. Экскурсия в краеведческий музей – сентябрь - май (2 часа)
6. Конкурс фотокорреспондентов – февраль - апрель (3 часа) 
7. Подготовка и выпуск газеты «Аватар» № 2 март (3 часа)
8. Акция «электромагнитные страсти» март - май (3 часа)
9. Проф-клуб: «Моя будущая профессия» апрель - май (4 часа)
10. День открытых дверей в экспериментальную лабораторию «Химикус и Буравчик приглашают» - 1 раз в четверть (4 часа)
11. Объединение кружков (подведение итогов, награждение) - май (1 час)
Итого: программа совместной работы – 34 часа.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 модуль.  Кружок – разновозрастная группа «Очевидная и невероятная вода»
 
Пояснительная записка
 
Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать,
тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать,
что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь.
Ты наполняешь нас невыразимой радостью…
Ты – самое большое богатство на свете.
Антуан де Сент-Экзюпери.
"Маленький принц"
Главным содержанием модуля является естественно – научная исследовательская деятельность, включающая наблюдения, выдвижение гипотез, проведение химического и физического экспериментов, анализ информационных источников, а также предполагает использование коммуникативных умений (сотрудничество при работе в группе, культуру ведения дискуссии, презентации результатов).
Другая важная особенность модуля – его интегративность, междисциплинарный характер задач. Это сделано для того, чтобы, с одной стороны, показать учащимся универсальный характер естественно – научной деятельности, а с другой - способствовать устранению психологических барьеров, мешающих школьникам, а потом и взрослым людям, видеть общее в разных областях знаний, безболезненно осваивать новые сферы деятельности.
По тематике занятий программа кружка «Очевидная и невероятная вода» рассчитана на учащихся 8–11 классов, посещение занятий 1 раз в неделю. По необходимости продолжительность некоторых занятий можно увеличить за счет объединения часов. Программа написана на 34 часа. Занятия проводятся в группах и индивидуально. Данная программа позволит сформировать образовательные, межпредметные, коммуникативные, организационные, здоровьесберегающие компетенции.
 
Цель: показать проявление общих закономерностей природы с точки зрения химии, биологии, географии, экологии и физики.
 
Задачи:
-       Обобщить знания о воде как о самом распространённом веществе на Земле;
-       Расширить представления о свойствах воды, роли в природе и жизни человека;
-       Способствовать пониманию необходимости бережно относиться к водным ресурсам;
-       Развивать умения самостоятельно работать с дополнительной литературой, выделять главное, находить ответы на поставленные вопросы;
-       Продолжить воспитание нравственно-этических, толерантных качеств учащихся;
-       Продолжить формирование ответственности, бережного отношения к родной природе и любви к ней.
 
Результатом работы кружка является – осуществление и презентация проекта «Какую воду мы пьем?», участие в научно-практической межпредметной конференции, участие в волонтерских акциях, выпуск газет, буклетов, повышение качества естественнонаучных знаний.
Учебно-тематический план
 

Предметы интеграции
тема
Модель обучения
Основное содержание
Ключевые компетенции
часы
химия
1. Как вода из простого вещества превратилась в сложное
Диалого-вая (про-блемно-дискус-сионная)
Быль о многовековой истории воды, о древних философах Платоне и Аристотеле, а также о
выдающемся французском химике Антуане Лавуазье и его коллеге Пьере Лапласе
учебно-познавательная
1 час
География. История Донского края
2. Славная река Дон. Цимлянское водохрани-лище. Река Гнилая
Инноваци-онная (Интернет-урок)
 
 
Обмен информацией на сайтах классов или учителей предметников
Инфор-мационная
1 час
3. Вода или вера?
Диалого-вая (проб-лемно-дискус-сионная) и исследова-тельская
 
 Загадка Святой воды. Крещенская вода. «Серебряные» купели.Эксперимент: влияние разных видов воды на прорастание и рост семян растений.
социальная
1 час
4. Вода как сырье
 
Исследова-тельская
 
 
Применение воды во всех отраслях народного хозяйства, а так же в родной станице
Социальная
1 час
 
 
 
5. Мировой океан и климат. Роль воды в фор-мировании неживой природы
основан-ная на решении учебных проблем в малых учебных группах
Школьники осуществляют проблемно-поисковую деятельность в группахразличного уровня развития.
Коммуникативная
1 час
 
 
 
6. А вы знаете, что…
Инноваци-онная (ин-терактив-ный ин-формаци-онный калейдо-скоп)
Обмен интересной информацией о воде и ее необычных проявлениях на форуме сайтов классов и на кружковых занятиях
Информационная
1 час
 
 
 
7. Народные погодные приметы
Проблем-но-игровая
Занятие проходит по сценарию учителя, воспользовавшись информацией 7или другими источниками
Обще-культурная
1 час
 
 
биология
8.   Круговорот воды в биосфере
Проблем-но-игровая
Игра « путешествие в капельке воды» по сценарию учителя. Более глубокое изучение школьного курса в игровой форме
учебно-по-знавательная
1 час
 
 
 
9.   Значение воды для человека
Диалого-вая (проб-лемно-дискус-сионная)
Диспут о том, что вода является участницей всех процессов жизне-деятельности
Соци-альная
1 час
10. Значение воды при занятии спортом
Проблем-но-игровая
По сценарию учителя занятие строится на основе имитационного (предметно-содержательного) и игрового (социально-ролевого) моделирования
социальная
1 час
 
 
11. Какую роль выполняет в раститель-ном и животном мире вода?
Диалого-вая (проб-лемно-дискус-сионная)
Диспут о том, что вода - это минерал, обеспечивающий существование живых организмов на Земле. Вода входит в состав клеток любого животного и растения.
Учебно-познавательная
1 час
 
 
химия
12. Химичес-кие свойства воды
 
Диалого-вая (про-блемно-дискус-сионная)
 
П/занятие. Демонстрация химических опытов, раскрывающих химические свойства воды. 
 
 
Учебно-познавательная
1 час
13. Осуществление иссле-дователь-ского про-екта «Ка-кую воду мы пьем?»
 
Личностно-значимого обучения, исследова-тельская
 
Цель: Выяснить качество питьевой воды в родной станице
Задачи:
ü«Социологи» – провести опрос населения: «Что Вы знаете о воде, которую пьете? Удовлетворяет ли Вас ее качество?»
ü«Информатики» – подобрать из различных источников материалы о проблеме загрязнения питьевой воды, оформить результаты исследования в виде компьютерной презентации.
ü«Биологи» – изучить
органолептические показатели воды.
ü«Химики» – определить качество воды методами химического анализа.
ü«Медики» – выяснить влияние качества питьевой воды на здоровье человека.
Социальная, компетенция личностного самосовершенствования
 
4 часа
 
14. Чудодейст-венные и целебные свойства воды
Диалого-вая (проб-лемно-дискус-сионная)
Акватерапия – медицина ⅩⅩⅠ века. Обсуждение рекомендаций доктора медицины Ф. Батмангхелидж
социальная
1 час
 
15. Почему снежинки шести-угольны?
 
 
Инноваци-онная (с примене-нием ком-пьютерной презента-ции)
Анализ структуры кристаллической воды - льда
 
Учебно-познавательная
1 час
 
 
16. Способы очищения воды
Модель обучения, основан-ная на решении учебных проблем в малых учебных группах
П/занятие.
Различные варианты получения гарантированного высокого качества питьевой воды из разнообразных источников
Социальная
 
1 час
 
физика
17. Особеннос-ти агрегат-ных состоя-ний воды
 
Диалого-вая (проб-лемно-дискус-сионная) и инноваци-онная (с примене-нием ком-пьютерной презента-ции) 
П/занятие.
«Сколько различных состояний у воды? Если вы ответили три: твердое, жидкое, газообразное, то вы ошиблись. Ученые выделяют как минимум 5 различных состояний воды в жидком виде и 14 состояний в замерзшем виде.
Учебно-познавательная
 
1 час
 
18. Поверх-ностное натяжение воды
 
Диалого-вая (проб-лемно-дискус-сионная)
 
П/занятие.
Объяснение и подтверждение на опыте такой аномалии воды, как поверхностное натяжение
 
Учебно-познавательная
1 час
19. Гидродина-мика (вели-кие техни-ческие изо-бретения, которые потрясли мир)
Инноваци-онная (с примене-нием ком-пьютерной презента-ции) 
П/занятие.
Применяя виртуальные лаборатории из медиабиблиотечного фонда, изучить работы различных тепловых двигателей и генераторов
информационная
 
1       час
 
20.   Физические свойства воды
Диалого-вая (проб-лемно-дискус-сионная)
П/занятие.
Используя лабораторное оборудование и методическое пособие 15, 16, показать занимательные опыты, раскрывающие суть данной темы
Учебно-познавательная
 
1 час
 
21. Энергетика воды, память
 
Инноваци-онная (ин-терактивно-информа-ционная)
Обмен интересной информацией о воде, о ее “генетической памяти”, о  собственной энергетике на форуме сайтов классов и на кружковых занятиях
информационная
 
1 час
 
22. Тяжелая вода и жесткая вода это одно и тоже?
Диалого-вая (проб-лемно-дискус-сионная)
 
П/занятие.
Применяя виртуальные лаборатории из медиабиблиотечного фонда, показать отличительные химические и физические свойства
Учебно-познавательная
1 час
23. Откуда берется вода в доме?
Исследова-тельская
 
 
экскурсия
Социальная
1 час
экология
24. Экологичес-кие
проблемы гидросфе-ры. Акция «Очистка реки».
Диалого-вая (проб-лемно-дискус-сионная)
 
Диспут: «Почему все чаще слышны голоса ученых и общественных деятелей о бережливом отношении к воде?». Волонтерская деятельность
Социальная
1час
25. Родники Родной земли или какая вода самая лучшая. День воды
Личностно-значимого обучения
Подготовка и выступление экологической группы перед младшими учениками
Коммуникатив-ная, социальная
1час
26. Кислотные дожди
Диалого-вая (проб-лемно-дискус-сионная)
Диспут о причине такой аномалии (экологические и экономические последствия) и воздействия на живую и неживую природу
информацион-ная
1час
27. Заключи-тельный этап исследова-тельского проекта «Какую воду мы пьем?»
Личностно-значимого обучения
Цель: Выяснить качество питьевой воды в родной станице
Задачи:
ü«Социологи» – провести опрос населения: «Что Вы знаете о воде, которую пьете? Удовлетворяет ли Вас ее качество?»
ü«Информатики» – подобрать из различных источников материалы о проблеме загрязнения питьевой воды, оформить результаты исследования в виде компьютерной презентации.
ü«Биологи» – изучить
органолептические показатели воды.
ü«Химики» – определить качество воды методами химического анализа.
ü«Медики» – выяснить влияние качества питьевой воды на здоровье человека.
Социальная, компетенция личностного самосовершенствования
3часа
28.   Работа водоочист-ной станции.
Исследова-тельская
 
Экскурсия. Фоторепортаж.
Социальная
1       час

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3 модуль.  Кружок – разновозрастная группа«Экология жилища и здоровье человека»
 
Пояснительная записка
«Мой дом – моя крепость, а не затравочная камера».
 
Главным содержанием модуля является естественно – научная исследовательская деятельность, включающая наблюдения, выдвижение гипотез, проведение химического и физического экспериментов, анализ информационных источников, а также предполагает использование коммуникативных умений (сотрудничество при работе в группе, культуру ведения дискуссии, презентации результатов).
Другая важная особенность модуля – его интегративность, междисциплинарный характер задач. Это сделано для того, чтобы, с одной стороны, показать учащимся универсальный характер естественно – научной деятельности, а с другой - способствовать устранению психологических барьеров, мешающих школьникам, а потом и взрослым людям, видеть общее в разных областях знаний, безболезненно осваивать новые сферы деятельности.
Программа данного модуля позволяет сформировать у учащихся правильное представление о здоровой среде обитания человека.
 
Цель - выявить благоприятные и неблагоприятные факторы в экосистеме дома и устранить или уменьшить влияние негативных воздействий на здоровье человека.
Задачи:
1.     Показать взаимосвязь состояния здоровья человека и среды его обитания;
2.     Научиться выявлять наиболее актуальные для среды обитания современного человека проблемы;
3.     Познакомиться с методиками получения количественных и качественных показателей экологического состояния среды жизни человека;
4.     Научиться использовать полученные знания для прогнозирования дальнейших изменений экосистемы жилище человека и проектирования решения экологических проблем.
 
По тематике занятий программа кружка «Экология жилища и здоровье человека» рассчитана на учащихся 10–11 классов, посещение занятий 1 раз в неделю. По необходимости, продолжительность некоторых занятий, можно увеличить за счет объединения часов. Программа написана на 34 часа. Занятия проводятся в группах и индивидуально.
 
Результатом работы кружка является – осуществление и презентация проекта ««Экология жилища и здоровье человека», участие в научно-практической межпредметной конференции, участие в волонтерских акциях, выпуск газет, буклетов, повышение качества естественнонаучных знаний.
 
Учебно-тематический план
 

Предметы интеграции
тема
Модель обучения
Основное содержание
Ключевые компетенции
часы
химия
1.   Связь экологии жилища со здоровьем человека
Диалого-вая (проб-лемно-дискус-сионная)
Экологические дебаты о том, что здоровье человека в основном формируется в месте проживания, где он проводит большую часть жизни
Коммуникативная, социальная
1 час
2.                Строительные и отделочные материалы
Модель обучения, основан-ная на решении учебных проблем в малых учебных группах
Исследовательская работа, цель которой: изучить экологичность наиболее популярных строительных и отделочных материалов, а так же вопросы грамотного и взвешенного их выбора.
 
Коммуникативная, социальная, информационная
3 часа
3.                Лаки, краски, мебель
Исследова-тельская
 
П/занятие. Изучить опытным путем химический состав наиболее часто используемых лакокрасочных материалов, их токсичность и влияние на живой организм
Учебно-познавательная, информационная
1 час
4. Моющие средства
 
Модель обучения, основан-ная на решении учебных проблем в малых учебных группах
Исследовательская работа, цель которой:  изучить состав чистящих и моющих средств, их влияние на здоровье человека, правила использования, альтернативную замену на безопасные народные средства.
социальная, информационная
4 часа
5. Исследовательский проект: «Курильщик в доме». Акция «Здоровье нации»
Личностно-значимого обучения
Цель работы: Привлечь внимание к проблеме курения подростков. Вызвать потребность в здоровом образе жизни, чувство ответственности за свое здоровье и здоровье близких.
Задачи:  
1. Познакомиться с историей развития курения и методами борьбы в различных странах.
2.Выяснить причины курения подростков в нашей школе.
3. Изучить химический состав табачного дыма и его влияние на организм человека.
4. Выявить проблемы, связанные с курением и способы их решения.
Волонтерская работа
Социальная, компетенция личностного самосовершенствования
4 часа
биология
6. Фауна квартиры
 
Модель обучения, основан-ная на решении учебных проблем в малых учебных группах
Исследовательская работа, цель которой:   выявить полную фауну жилища, ее влияние на здоровье человека, рассмотреть проблемы безопасной борьбы с вредными бытовыми животными.
социальная, информационная, учебно-познавательная
3часа
7. Пыль
Модель обучения, основан-ная на решении учебных проблем в малых учебных группах
Исследовательская работа, цель которой: изучить состав пыли, причины появления и способы борьбы.
социальная
2 часа
8.   Флора квартиры
Исследова-тельская
 
Экстренное заседание биолого-экспертной группы. Растения в квартире играют эстетическую и гигиеническую роль. Необходимо окружить себя различными растениями, которые активно поглощают все вредное, вырабатывают кислород и фитонциды, благоприятно воздействуют на человека своим биополем.
Ценностно-смысловая, общекультурная
3 часа
физика
9. «Мой дом – моя крепость».
 
Диалого-вая (проб-лемно-дискус-сионная)
Поговорим о физико-технических параметрах жилища
Учебно-по-знавательная
1 час
10. Архитектура строения жилища – так ли она важна?
 
Диалого-вая (проб-лемно-дискус-сионная)
Дебаты, цель которых выяснить, что «здоровым жилищем» следует считать жилую ячейку с планировочным решением, позволяющим выдерживать принцип функционального зонирования, при достаточной общей площади на человека и наличии отдельной комнаты для взрослого члена семьи, содержащей все необходимые виды благоустройства, обеспечивающие тепловой, воздушный, световой, акустический комфорт, непосредственно связанную с благоустроенной придомовой территорией, которая должна отвечать эколого-гигиеническим требованиям.
социальная, информационная, общекультурная
1 час
11.   Источники электромагнитных излучений
Модель обучения, основан-ная на решении учебных проблем в малых учебных группах
Исследовательская работа, цель которой: изучить наиболее опасные бытовые приборы и методы защиты от электромагнитного излучения
 
социальная, информационная, учебно-познавательная
4 часа
12. Влияние телевидения на жизнь людей, как с положительной, так и с отрицательной стороны
Инноваци-онная (Интернет-урок)
 
Исследовательская работа
Цель: развивать целостный взгляд на взаимосвязи человека и природы и влияние человека через окружающую среду на самого себя.
Задача: на примере исследовательской работы показать влияние телевидения на жизнь людей, как с положительной, так и с отрицательной стороны
 
Ценностно-смысловая, общекультурная, компетенция личностного самосовершенствования
3 часа
13. Исследовательский проект: «Мобильные страсти»
Исследова-тельская
 
В ΧΧ столетии скорость передачи сообщений очень возросла. Кажется, будто наш мир уменьшается, потому что с появлением средств связи передача сообщений на другой конец света занимает все меньше времени. Быстрая связь облегчает общение людям, живущим в разных. В наше время любое сообщения – письменные, звуковые могут быть переданы с помощью электричества, на этом принципе основано действие телефона.
 Цель работы – выяснить, как сотовый телефон влияет на здоровье человека, в том числе и на детский организм и насколько это опасно. Дать рекомендации учащимся нашей школы по использовании телефона.
 
Ценностно-смысловая, социальная, информационная, учебно-познавательная
4 часа

 
4 модуль.  Кружок – разновозрастная группа«Магия электричества»
 
Пояснительная записка
«Знания   и   идеи, сообщаемые какими бы то ни было  науками,  должны  органически  строиться  в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь".
Константин Дмитриевич  Ушинский  (1824-1870).   
 
Главным содержанием модуля является естественно – научная исследовательская деятельность, включающая наблюдения, выдвижение гипотез, проведение химического и физического экспериментов, анализ информационных источников, а также предполагает использование коммуникативных умений (сотрудничество при работе в группе, культуру ведения дискуссии, презентации результатов).
Другая важная особенность модуля – вовлечение учащихся в не стереотипную познавательную деятельность, активно стимулирующую мыслительные процессы анализа, синтеза, развивающую культуру мышления, память, внимание.   
Цель: усилить практическую направленность школьного курса предметов естественного цикла и обогатить его изучением реальных жизненных ситуаций.
 
Задачи:
-       Обобщить знания об электричестве как о самом привычном и необычном явлении на Земле;
-       Расширить экспериментально-теоретические методы познания и изучения электричества;
-       Способствовать развитию специфического интегративного языка электричества;
-       Развивать умения самостоятельно работать с дополнительной литературой, выделять главное, находить ответы на поставленные вопросы;
-       Продолжить формирование научной системы взглядов в результате усвоения естественнонаучных знаний.
-       Выработать критическое отношение к потоку мистики, псевдонаучной информации, недобросовестной рекламы;
 
По тематике занятий программа кружка «Магия электричества» рассчитана на учащихся 8–11 классов, посещение занятий 1 раз в неделю. По необходимости, продолжительность некоторых занятий, можно увеличить за счет объединения часов. Программа написана на 34 часа. Занятия проводятся в группах и индивидуально.
 
Результатом работы кружка являются – формирование научного мировоззрения учащихся, расширение представления о предмете познания, участие в научно-практической межпредметной конференции.
Учебно-тематический план
 

Предметы интеграции
тема
Модель обучения
Основное содержание
Основные компетенции
часы
 
Физика + химия
 
1.Все началось с янтаря или открытия Фалеса Миленского
 
Диалого-вая (проб-лемно-дискус-сионная)
Диспут о том, как вода превратилась из простого элемента в сложное вещество.
 
учебно-позна-вательная, инфор-мационная
1 час
 
Физика
 
2.Магия холодного огня
 
Исследова-тельская
 
П/занятие. Цель: раскрыть природу самостоятельного разряда в газах, познакомить с видами самостоятельного разряда и его использованием
учебно-познавательная
1 час
 
Физика + химия
 
3.   Коронный разряд
Модель, основан-ная на идее меж-предмет-ной интегра-ции
П/занятие. Цель: изучить физико-химические процессы, происходящие при коронном разряде
учебно -
познавательная
1 час
 
Физика
 
4.   Исследовательский проект: «Магия «убойного» огня. Человек и молния»
 
Исследова-тельская
 
Цель:  исследовать характер, виды молний и составить советы поведения человека при их проявлении.
Задачи: изучить и проанализировать научную литературу, рассмотреть исторические факты наблюдений проявления молний, провести расчеты энергетических затрат молнии, сформулировать меры безопасности при их проявлении.
Предполагаемый план действий:
1.    Что о молниях говорит наука?
2.    На сколько опасен удар молнии?
3.    Может ли молния сделать что-то полезное?
4.    Только ли грозы рождают молнии?
5.    Где на земле больше всего молний?
6.    Сколько стоит молния?
7.    Парадоксы молний как таинственные явления.
8.      Меры безопасности.
информационная, учебно-познавательная, коммуникативная
4 часа
 
Физика + химия
 
5.     Громоотводы
 
Исследова-тельская
 
П/занятие. Цель: изучить историю создания молниеотводов, их виды, продемонстриро-вать работу молниеотвода (например,  типа Prevectron 1.1 и Prevectron 2)
 и воспроизвести его в условиях школьного физического кабинета.  
социальная, информационная, учебно-познавательная
4 часа
 
Физика + химия
 
6.     Упрямый «лягушатник» Луиджи Гальвани
 
Диалого-вая (проб-лемно-дискус-сионная)
Познакомить учащихся с опытами ученого, на примере его деятельности показать последователь-ность процесса познания, раскрыть роль эксперимента в исследователь-ской деятельности
информационная, учебно-познавательная
1 час
 
Физика
 
7.     А. Вольта. Опыты профессионала
 
Диалого-вая (проб-лемно-дискус-сионная)
Познакомить учащихся с опытами ученого, на примере его деятельности показать последователь-ность процесса познания, раскрыть роль эксперимента в исследователь-ской деятельности
информационная, учебно-познавательная
1 час
 
Биология + физика
 
Биология + физика
8.   Исследовательский проект: «Целебное электричество»
 
Модель обучения, основан-ная на решении учебных проблем в малых учебных группах
Цель: исследовать действие целебного электричества в медицине.
Задачи:
1. изучить первичные физические явления в тканях организма при проведении процедур электрофореза и лекарственного электрофореза.
2. Выяснить характер воздействия УВЧ – терапии на ткани и органы человека.
Исследовать влияние тока на здоровье человека с позитивной и негативной стороны.
социальная, информационная, учебно-познавательная,  коммуникативная
5 часов
9.     Исследовательский проект: «Живое электричество»
Модель, основан-ная на идее меж-предмет-ной интегра-ции
Цель: изучить виды, жизнь и среду обитания электрических рыб
Информационная
4 часа
10. Исследовательский проект: «Электричество в овощах»
 
Модель, основан-ная на идее меж-предмет-ной интегра-ции
Цель:
Изучить возможность использования овощей в качестве источника электрического тока.
Задачи:
Изучить зависимость напряжения на полюсах нашего источника тока от расстояния между электродами и площадью электродов.
Установить время работы источника тока.
социальная, информационная, учебно-познавательная,  коммуникативная
5 часов
Физика + химия
 
11. Электролиз
Исследова-тельская
 
п/занятие.
Эксперимент №1
цель: доказать что концентрация раствора электролита влияет на силу тока.
Эксперимент №2
цель: установить, как влияет расстояния между электродами на силу тока.
Эксперимент №3
цель: выяснить, как влияет природа электролита на силу тока в нём.
Социальная, учебно-познавательная
1 час
 
12. Гальваностегия
 
Исследова-тельская
 
п/занятие.
Цель: получение на поверхности изделий прочно сцепленных с ней тонких металлических покрытий(например, омеднение ключа)
Социально-трудовые
1 час
 
Физика + химия + биология
 
13.Биолюминесцент-ные методы обнаружения токсических веществ
Диалого-вая (проб-лемно-дискус-сионная)
Познакомить учащихся с методами люминесценции, позволяющими быстро ответить на вопрос, присутствуют или нет в среде токсичные агенты в концентрации, опасной для человека и других живых организмов
информационная, учебно-познавательная
2 часа
 
Физика + химия
 
14.Гальванопластика
 
Исследова-тельская
 
п/занятие.
Цель: изготовление металлических гербариев
 
 
 
Социально-трудовые
3 часа

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Общая литература
 
2.            http://www.sibecolog.ru/default.htm
3.            http://www.o8ode.ru/
4.            http://sitewater.ru/
6.            http://festival.1september.ru/authors/105-071-339/ Аналитический урок-семинар в 8-м классе по теме: "Вода в природе и в жизни человека" Камалханова Халида Загитовна, учитель биологии и химии
7.            http://primeta.yaxy.ru/
8.            Шаталов М.А., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем. 8–9 кл. – М.: Вентана-Граф, 2006;
9.            Высоцкая М.В. Экология. Элективные курсы. 9 кл. – В.: Учитель, 2006;
10.       Дендебер С.В., Зуева Л.В. и др. Электив 9: Физика. Химия. Биология: Конструктор элективных курсов. – М.: 5 за знания, 2005;
11.       Алексеева М. Н. Физика – юным: Теплота. Электричество. Кн. Для внеклассного чтения. 7 кл. - М.: Просвещение, 1980;
12.       Дик Ю. И., Турышев И. К., Лукьянов Ю. И. и др.; Под ред. Ю. И. Дика, И. К. Торышева. Межпредметные связи курса физики в средней школе.– М.: Просвещение, 1987;
13.       Ландау Л. Д., Китайгородский А. И. Физика для всех: Молекулы. – 5-е изд., испр. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1982;
14.       Ланина И. Я. Не уроком единым: Развитие интереса к физике. – М.: Просвещение, 1991;
15.       Покровский А.А. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. - М.: Просвещение, 1978.
16.       Анциферов Л.И. Практикум по методике и технике школьного физического эксперимента. - М.: Просвещение, 1984.
19.       Глинка Н.Л.Общая химия: - Л.: Химия 1985.-704с. Под ред. В.А. Рабиновича.
20.       Детлаф А. А., Яворский Б. М.Курс физики: Учеб. Пособие для втузов.- М.:Высш. Шк.1989
21.        Фролов В.В.Химия: - М.: Высш. Шк., 1986.- 543с.
22.       «Элементарный учебник физики под редакцией академика Г.С. Ландсберга - Том II – электричество и магнетизм». Москва, «Наука» 1972 год.
23.       Одноралов Н.В. Гальваника дома Ленинград, 1996 г
24.       Суорц Кл.Э. Необыкновенная физика обыкновенных явлений. М; «Наука», Главная редакция физико-математический литературы, 1987 г 

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория