Проблемы формирования информационной образовательной среды образовательного учреждения как условие реализации ФГОС нового поколения.
Submitted by Майя Владимировна Черкасова on чт, 20/01/2011 - 23:02
Проблемы формирования информационной образовательной среды образовательного учреждения как условие реализации ФГОС нового поколения.
М. В. Черкасова,
методист ГОУ СПО
«Тамбовский областной
базовый медицинский колледж»
Переход на новые Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) предполагает создание динамичной информационно-образовательной среды учебного заведения, которая в свою очередь станет элементом регионального образовательного пространства. Основополагающим фактором, обеспечивающим успешность такого перехода, является системность подготовки и комплексность всех видов обеспечения введения ФГОС СПО, постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.
Информатизация образовательного пространства учебного заведения является связующим направлением деятельности всех его подразделений, призванным обеспечить качественно новый уровень подготовки выпускников. Проблема поиска решений эффективной информатизации системы образования и её компонентов является актуальной как на социальном, так и на научно-практическом уровнях.
Сложность, на мой взгляд, заключается в том, что сфера образования включает множество организаций и учреждений, характеризующихся широким спектром деятельности. Образовательные учреждения, в том числе и среднего профессионального образования, обладают определенной самостоятельностью в выработке и проведении технической политики информатизации управления. В результате разрабатывается и эксплуатируется большое количество разнообразных приложений, созданных на основе различного программного обеспечения. Наибольшее применение информационные системы в образовательных учреждениях находят при автоматизации следующих задач:
- управление образовательным процессом;
- финансовое планирование и бухгалтерский учет;
- учет состояния материально-технической базы;
- управление персоналом;
- автоматизация деятельности библиотек;
- документооборот (формирование приказов, контроль исполнения);
- подготовка оперативной и внешней отчетности.
В настоящее время сформирован рынок готовых информационных решений для образовательных учреждений. Однако, стоимость подобных продуктов достаточно высока, а возможность функционального и безболезненного включения в рабочий процесс не всегда реализована в достаточной мере. Особенно эффективно происходит внедрение автоматизированных систем, разработанных во взаимодействии образовательных учреждений с разработчиками, так как наиболее полно обеспечивается соответствие организационной структуре учреждения, функциональности и технологии документооборота.
Выделим основные сложности применения информационных систем в управлении образовательным учреждением среднего профессионального образования на примере использования АИАС «Директор-Проф»:
- большой перечень учитываемых данных, не всегда необходимых для обеспечения образовательного процесса (например, данные о наличии у сотрудников и студентов заграничного паспорта);
- недостаточная функциональность поддержки административной деятельности и внешней отчетности (не реализована возможность составления отчетной формы 2-НК, нет возможности быстрой конвертации данных учебных планов в электронные макеты свободно распространяемые ИМЦА пакетов SPO - для ССУЗов и НПО и т. д.).
- слабая поддержка текущего регламента управления.
Опыт работы в должности заместителя директора по информатизации образовательного учреждения показывает, что получить адекватный результат внедрения информационных технологий в управление деятельностью учебного заведения, можно только используя мощный управленческий ресурс руководителя и комплексный подход.
Вопросы информатизации образовательного учреждения (или образовательной системы) нельзя сводить только к вопросам их оснащения аппаратно-техническими и программными средствами (компьютеризации). Необходимо дополнительно учитывать готовность и способность педагогов эффективно работать в условиях информатизации; уровни соорганизованности всех участников образовательного процесса (изменение регламентов, процедур работы); изменения в методах и организационных формах работы обучающихся, отдельных педагогов и педагогического коллектива в целом; изменения в содержании и ожидаемых результатах учебной работы; изменения в управлении образовательным процессом в целом (поддержка этих процессов средствами информационный и коммуникационных технологий (далее – ИКТ), включая базы данных, автоматизированный учет, общедоступный портал и т.п.) и многое другое.
Таким образом, формирование и развитие ИКТ-образовательной среды включает три взаимосвязанных аспекта:
1) технологический (оснащение аппаратными, программными и образовательными ресурсами),
2) человеческий (ИКТ-компетентность участников образовательного процесса),
3) организационный (целенаправленная организационная работа по обеспечению доступности средств ИКТ в образовательном процессе).
На сегодняшний день можно с уверенностью говорить о том, что с задачей технологического обеспечения информатизации многие учебные заведения благополучно справились. Однако, технологические ресурсы, которыми оснащаются образовательные учреждения, сами по себе не приводят к изменениям в учебном процессе. Педагогический коллектив должен «переработать» эти ресурсы, превратить их в свой собственный педагогический ресурс.
Формирование готовности педагогических и руководящих работников образовательных учреждений к использованию и созданию электронных образовательных ресурсов в течение ряда лет осуществлялось благодаря комплексному подходу к организации курсов повышения квалификации в области информационных технологий силами ТОИПКРО и организацией методического сопровождения внедрения информационных технологий в образовательный процесс на местах. Службой информатизации ТОГОУ СПО «Педагогический колледж» и методической службой ГОУ СПО «Тамбовский областной базовый медицинский колледж» постоянно ведётся соответствующая работа внутри образовательного учреждения, которая помогает выявлять нерешенные педагогические проблемы и стимулировать (когда это целесообразно) их решение с использованием ИКТ. На мой взгляд, именно педагогическое освоение средств ИКТ вызывает трансформацию всего образовательного процесса. Результаты процесса информатизации проявляются в виде новых образовательных практик, использующих ИКТ. По устойчивости этих практик можно судить об эффективности информатизации на уровне каждого образовательного учреждения и системы в целом.
Управление информационными ресурсами внутри учреждения должно регулироваться посредством нормативных актов, регламентирующих и унифицирующих форму и содержание информации, порядок ее представления и размещения. В учебном заведении должен быть разработан и утвержден ряд локальных актов. Среди основных следует назвать программу информатизации, положение о службе, осуществляющей целенаправленное сопровождение процесса информатизации внутри образовательного учреждения, положение о совете по информатизации, об официальном сайте, о медиатеке, инструкции для сотрудников по работе с базами персональных данных, регламенты работы преподавателей, сотрудников и студентов (учащихся) образовательного учреждения в сети Интернет.
Для специалистов, осуществляющих ведение документооборота образовательного учреждения, необходимо закрепление в должностных инструкциях пункта об обязательном ведении электронных баз данных, таких как АИАС «Директор», автоматизированная система содействия трудоустройству выпускников АИСТ и др. и персональной ответственности за неразглашение хранящихся в них персональных данных. В учебном заведении должны быть назначены и нормативно закреплены сотрудники, ответственные за различные направления информатизации.
Переходя к проблемам информатизации самого образовательного процесса, в первую очередь следует отметить отсутствие в большинстве образовательных учреждений области штатной должности заместителя директора по информатизации и системного администратора. Как правило, эти функции, часто на безвозмездной основе, выполняет преподаватель информатики, лишенный таким образом возможности полноценно вести учебный процесс, при этом, он также выполняет функции технического сотрудника, готового бежать по первому зову для ликвидации возникающих проблем с функционированием локальных сетей, компьютерной и офисной техники.
Не менее важной проблемой, на мой взгляд, является отсутствие достаточного финансирования на приобретение программных продуктов для обеспечения учебного процесса. Попытки осуществить переход на свободно распространяемое программное обеспечение, помимо негативной реакции со стороны преподавателей имеет и еще ряд явных недостатков. Так, например, не вся имеющаяся в образовательных учреждениях офисная техника совместима с операционной системой Linux, отсутствует единый формат предоставления информации в вышестоящие организации.
Возможно, при полном переходе на свободное программное обеспечение можно будет наблюдать снижение конкурентоспособности выпускников на рынке труда.
Однако, не смотря на все вышеперечисленные проблемы и варианты их решения, преподаватели были и остаются людьми творческими и ищущими. Именно поэтому, в области сейчас активно развиваются сетевые профессиональные сообщества, функционируют официальные сайты образовательных учреждений, появляются персональные сайты преподавателей, внедряются элементы дистанционного обучения.
На сегодняшний день в учебной работе школ и колледжей стали уже почти традиционными такие формы использования ИКТ как:
- мультимедийное сопровождение лекций;
- компьютерный контроль знаний различного уровня;
- использование ресурсов медиатеки для организации самостоятельной работы обучающихся;
- электронные лабораторные практикумы;
- поисковая работа с использованием ресурсов сети Интернет.
Многие образовательные учреждения среднего профессионального образования области уже имеют опыт использования современных информационно-коммуникационных технологий в получении внешней оценки качества предоставляемых образовательных услуг посредством добровольного участия в Федеральном Интернет-экзамене в сфере профессионального образования, использования различных видов Интернет-тренажеров.
Таким образом, при условии положительного решения обозначенных проблем, мы получим функциональную модель комплексного использования информационных и коммуникационных технологий в организации и управлении образовательным процессом (модель ИКТ-насыщенной образовательной среды образовательного учреждения) так необходимую сегодня для реализации ФГОС нового поколения.