1.Сформировать у учащихся мировоззренческую, эстетическую оценку того или поступка героев; его к выводу важности жизненно значимых понятий; формировать убежденность и познаваемость учебных предметов.
2.Воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свою страну, край, ее людей – тружеников; формировать бережное отношение к природе, народному достоянию, уважение к людям труда.
3.Развивать у учащихся умения применять знания на практике, рассуждать аналитически; развивать умения устанавливать связь между настоящим, прошлым и будущим.
Оборудование:
1.ТСО (мультимедиа)
2.Атласы и географические карты.
3.Выставка книг А.И.Шадрина.
Ход урока:
1.Оргкомитет
1). Чтение наизусть учащимися школы отрывков из произведения (чтение сопровождают картины по теме «Волжское понизовье», звучит музыка).
2). Слово учителя (объявление темы и цели урока, краткая информация о А.Шадрине)
II. Переход у теме урока. Беседа по содержанию произведения.
- Ребята, о каком селе в повести идет речь. (Маячное)
- Ребята, обратите внимание на карты и атласы, которые лежат у вас на столах, найдите реку Ветлянка, на берегу которой и расположились вышли наши герои, а также государственную границу с республикой Казахстан. Как вы думаете, ребята, почему село называется Маячное. (потому что есть маяк)
- А это ни о чем вам не говорит? (о близости моря)
- А как описан маяк в произведении? (старый, полуразрушенный, недействующий)
- Давайте найдем описание этого маяка в произведении. (ученик читает отрывок из повести)
- Какие геологические процессы имеют здесь место? (море ушло, отступило…)
- Этот геологический процесс носит название «регрессия».
- Продолжая урок, ребята, давайте скажем, а чьем любим местом стал этот старый маяк? ( ребячьим, ребячьих игр).
- А что же они там делали? (беседовали, мечтали, рассказывали разные истории)
- А заводилой этих ребячьих игр был…. (Вовка Зайцев)
- Каким образом Вовка оказался на острове с отцом? (Вовку забрал отец, чтобы проучить его)
- Подтвердите словами автора эту мысль («В тот вечер Николай Макарович …»)
- Нелегко приходилось Вовке с отцом на взморье. Почему нелегко? (ловля рыбы - очень трудное дело)
- Ребята, давайте вспомним, какому испытанию поверг отец сына? (нарочно вывел из строя мотор, вследствие чего Вовке пришлось вести лодку самому, управляя шестом)
- А правильно ли отец поступил? (да, правильно)
- А что явилось для наших героев самым суровым, страшным испытанием? (шторм)
- Вследствие этого шторма наши герои и оказались в Камышовом плену. (музыка «Шторм»)
- Какие ассоциации вызывает у вас это музыкальное произведение? (волнение спор, сила, словом, стихия)
- Найдем в тексте описание шторма. («А ветер крепчал..»)
- Ребята, вы обратили внимание на то, что в момент шторма быстро прибывает вода огромные волны… Что предвещает шторм? (Моряна)
- В результате шторма, как вы узнали, образуются также Камышовые крепи.
- Как вышли из этой ситуации нашли герои? (спаслись)
- Благодаря чему? (выносливости, мужеству, самообладанию, взаимопомощи)
- А чем занимались наши герои? (ловили рыбу, сдавали на приемку)
- Об особенностях восстановления хозяйства в Астраханском крае может рассказать учитель истории.
-Учитель географии рассказывает о значении рыб в хозяйстве, об экологической ситуации в нашем крае.
- Ребята, а можно ли бесконечно черпать наши богатства? (нет, надо беречь ресурсы)
- Ребята, а ведь в произведении есть случай браконьерства, Николай Макарович, отец Вовки, поймал браконьеров. Какую рыбу и где они ловили? (сазанов)
- Сазаны – это промысловая рыба. Запретная зона – это их лежбища… Что такое миграция рыб7 Дальше идет речь об экологических проблемах нашего края в целом (выступление можно завершить чтением стихотворного произведения экологического содержания)
III. Итоги урока.
- Еще раз ребята, обратите внимание на экран, на те проблемы, которые должны волновать нас, жителей нашего края. Решение этих проблем во многом зависит от вас, будущих специалистов, работников.
Много интересного, кроме событий в повести «Камышовый плен» вы сегодня на уроке узнали. Что нового для себя вы сегодня узнали? ( по географии, истории, экологии нашего края)
- Еще раз вернемся к названию темы нашего занятия: «Урок жизни». Что имеется в виду. Урок, который получил главный герой)
- Какой урок он получил? ( понял, что знания в школе нужны)
- Да, учиться всего полезно, знания сделают тебя сильным, толковым, умным, полезным обществу человеком. Это нужно знать сегодня вам, стоящим на пороге выбора жизненного пути.
- Домашнее задание: написать творческую работу (сочинение, стихотворение, письмо, легенду, басню) о том, что вам сегодня понравилось, о чем вы узнали, что вас взволновало.