«Жили, были…», «В некотором царстве…» - начинается сказка, начинается жизнь.
2 слайд.
Первыми на пороге детства нас встретили вечные и неизменные Красная Шапочка, Курочка Ряба, Колобок и Теремок.
3 слайд.
Но мы росли и становились все старше, и все больше сказок сопровождало нас в пути, и каждая делилась с нами своей историей – учила, развлекала и утешала.
4 слайд.
А когда сказки поделились с нами всем, что знают сами – мы стали взрослыми, и пришло время расстаться. Сказки пожелали нам доброго пути, попросили не забывать их и все чему они нас научили, а потом долго, долго смотрели, как мы уходим по дороге своей жизни, и махали вслед рукой. Но мы так и не оглянулись…
А ведь можно еще все изменить. Можно жить вместе со сказкой. Можно жизнь саму сделать, хоть чуточку, но похожей на сказку. И начать нужно еще тогда, в детстве.
Придя в школу, ребенок уже знаком со сказкой. В сказочном мире ему легко и спокойно. Здесь он чувствует себя как дома. Именно поэтому самым доступным и широко используемым средством воспитания в начальной школе является сказка.
5 слайд.
В то время как сказка рассказывает ребенку свои увлекательные истории, нам, взрослым, она может очень многое поведать о самом ребенке.
Сказкотерапия – это использование диагностической роли сказки, позволяющей выявить эмоционально-личностные проблемы ребенка и с помощью той же сказки скорректировать их. Сказкой можно многое сформировать и воспитать. Поэтому сказкотерапия – широко применяемый метод.
Если попытаться найти в информационных источниках определение сказкотерапии, то возникнут определенные сложности. Это будет связано с тем, что в различных контекстах, этот термин используют по-разному. Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.
6 слайд.
Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.
7 слайд.
Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Эти же механизмы работают и у взрослых, именно поэтому многие тренера и психологи используют сказки в работе, чтобы помочь найти клиентам более эффективный способ решения жизненных задач.
8 слайд.
Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. В некоторых психотерапевтических подходах (например, юнгианство, нарративная психотерапия) этим любимым детским сказкам уделяется особое внимание.
9 слайд.
Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.
В нашей работе сказкотерапия рассматривается как интеграция всех вышеперечисленных понятий. И именно такой вид сказкотерапии предлагается использовать учителю начальных классов.
10 слайд.
В деятельности учителя начальных классов, как правило, ярко выражен управленческий аспект, так как дети нуждаются в постоянной организации. Отношение учителя к детям характеризуется большой теплотой и заботой в сочетании с разумной требовательностью. Дети платят учителю бесконечным доверием, они обращаются со всеми вопросами к учителю. Многие учителя хорошо понимают, что фундамент развития личности закладывается в начальных классах, и строят работу так, чтобы обеспечить условия для разностороннего совершенствования личности.
11 слайд.
Круг основных обязанностей определен Положением о классном руководителе [11]. Главными направлениями его деятельности следует считать: всестороннее изучение учащихся, заботу о повышении успеваемости учащихся, о нравственном воспитании, внимание к здоровью и физическому развитию детей, повышение их культурного уровня и эстетическое развитие, работу с родителями, сплочение детей в дружный коллектив.
12 слайд.
Классный коллектив – вторая семья для младшего школьника.И приспособиться к нему просто необходимо.
Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала младшим школьником и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.
13 слайд.
Каждый из нас, наверное, хотел бы, чтобы в его семье, коллективе, классе была благополучная психологическая атмосфера. Для этого необходимо, чтобы выполнялись следующие условия:
·каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности (имеется в виду физическая, психологическая и эмоциональная безопасность);
·у каждого должно быть сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности, ценности;
·каждый должен уметь заводить дружбу и поддерживать дружеские отношения;
·все члены коллектива должны быть способны ставить определенные цели, быть компетентными при решении поставленных задач, а также уметь разрешать конфликтные ситуации.
14 слайд.
Наиболее эффективными способами формирования учителем психологического климата в классах начальной школы являются следующие:
àвключение в жизнедеятельность класса различных видов искусства;
àстремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка;
àналичие активной позиции педагога по отношению к классному коллективу;
àпривнесение общечеловеческих ценностей в жизнь классного коллектива.
Эти способы реализуются с помощью сказкотерапии
15 слайд.
Функции сказок:
— сказка восполняет пробелы индивидуальной истории ребенка и дополняет ее общечеловеческой информацией;
— сказка позволяет актуализировать вытесняемые ребенком моменты личной истории;
— сказка позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение;
— сказка отображает внутренний конфликт ребенка и дает возможность размышлять над ним;
— сказка является символическим «буфером» между ребенком и сказкотерапевтом;
— сказка служит альтернативной концепцией восприятия неоднозначных жизненных ситуаций;
— сказка формирует веру в позитивное разрешение проблемы.
16 слайд.
Формы работы со сказкой:
•Анализ сказок.Цель – осознание и интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией.
•Рассказывание сказок. Можно рассказывать от первого лица, в частности от имени сказочного персонажа. Данный прием позволяет поставить себя на место другого.
•Переписывание и дописывание сказок. Переписывая сказку, ребёнок выбирает сам наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот сюжета.
•Сочинение сказок. Сказка сочиняется ребёнком в соответствии с собственным жизненным путём.
•Постановка сказок. Воспитатель на основе индивидуальных особенностей каждого участника подбирает им соответствующие роли в сказке.
Технология сказкотерапии позволяет формировать благоприятный психологический климат и каждого отдельного представителя, личность которого важна для классного коллектива.
17 слайд.
Сказка позволяет решить следующие задачи:
18 слйд.
- Развитие творческого (креативного) мышления, то есть способности удивляться и познавать, находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленности на открытие нового и способности к глубокому осознанию своего опыта.
19 слайд.
- Совершенствование вербального языка.
20 слайд.
- Развитие фантазии, воображения.
21 слайд.
- Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.
22 слайд.
- Развитие эмпатии и умения слушать других.
23 слайд.
- Развитие чувства юмора.
24 слайд.
- Стимуляция интереса к творчеству в целом (поэзии, прозе, живописи).
Выводы:
- Предложенная методика (как и сказкотерапия в целом) является подходящим инструментом для коррекции структуры личности, особенно учитывая тот факт, что даже после окончания игрового процесса остается уверенность в существовании «Страны детства», из которой всегда можно «перенести» в реальную жизнь различные позитивные события.
- Методика проста и удобна для использования; при соответствующей готовности терапевта может проводиться даже в нестандартных условиях (например, на природе).
- Методика позволяет развить творческое мышление, вербальный язык, образное мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, развить эмпатию и чувство юмора.
- Методика применима как при работе с детьми, так и в смешанных (взрослых) группах.
- За время сеансов сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания, рисования лепки, письма.
- В смешанных группах (дети и их родители) формируются (восстанавливаются) нормальные внутрисемейные отношения, появляется эмпатия у родителей по отношению к детям, а у детей – к родителям, «принятие» ребенка таким, какой он есть; это позволяет применять методику в группах, состоящих из родителей, имеющих детей с различными расстройствами (в частности с синдромом Дауна, ранним детским аутизмом, тяжелыми формами ДЦП).
- Возможно постоянное усовершенствование методики, а также творческое самовыражение в процессе терапии и личностный рост самого терапевта, являющегося одновременно и участником игры.
25 слайд.
Сказкотерапия – один из самых эффективных помощников в формировании личности ребенка и всех ее составляющих.
26 слайд.
Духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом – бессмертие человечества. В этом – вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу.