Официальный сайт yerka 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Музыкальная грамота. Динамика. Динамические оттенки" урок музыки в 4 классе

Фото пользователя Татьяна Михайловна Марченко
Размещено: Татьяна Михайловна Марченко - ср, 16/03/2011 - 06:36
Данные об авторе
Автор(ы): 
Марченко Татьяна Михайловна
Место работы, должность: 
МОУ Анашенская СОШ №1, учитель музыки, искусства, школьный библиотекарь
Регион: 
Красноярский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
сценарий урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Место данного урока "Динамика" играет в изучении предмета "музыка" важную роль, т.к. "динамика"-один из важнейших носителей музыкальности. Изучив основные средства выразитеотности музыки, дети научатся понимать музыку, а не просто ее слушать.Урок носит развивающий характер, выстроен в форме творческих заданий в определенной последовательности с постепенным усложнением.

p { margin-bottom: 0.21cm; }

Тема: Музыкальная грамота. Динамика. Динамические оттенки.

Марченко Татьяна Михайловна, учитель музыки. МОУ Анашенская СОШ №1 Новоселовского района, Красноярского края.

 

Урок музыки в 4 классе

 

Тип урока:

получение новых знаний с опорой на знания и умения, полученные ранее при изучении других предметов (литературное чтение, окружающий мир) или из жизненного опыта учащихся;

Урок творчества.

 

Цель урока:

  • Восприятие средств музыкальной выразительности через систему творческих заданий;

  • Выполнение триединой дидактической цели: композитор, исполнитель, слушатель.

 

Задача:

Обучающая – познакомить учащихся с понятием «динамика», «динамические оттенки»;

научить различать динамику голоса человека; музыкальных инструментов; окружающих нас предметов.

Развивающая – развивать творческое мышление и воображение; развивать интерес к классической музыке; развивать познавательный интерес к окружающей жизни.

Воспитательная – уметь говорить о музыке, применяя музыкальные термины; пополнять словарный запас; вовлечь учащихся в активную деятельность.

 

Применяемые методы:

  • Метод импровизации;

  • Репродуктивный метод;

  • Игровые методы;

  • Пластическое интонирование;

  • Объяснительно-иллюстрированный метод;

  • Метод общения

 

Ход урока:

Музыкальное приветствие.

 

Мотивация:

Учитель: Друзья мои, как славно мы парили в облаках над морем музыки, но пора и приземлиться. И вот мы уже в бухте Музыкальной грамоты. Но что здесь происходит? Кажется, кто-то с кем-то ссорится и никак не может решить кто же главнее?

 

О чем спорят свойства звуков? (читает стихотворение)

 

Свойства звуков вместе

Однажды собрались.

Спорили, решали, чуть не подрались.

Что же в музыке важнее?

Кто для музыки нужнее?

 

Длительности сразу встали

И решительно сказали:

-Всем вам заявит должны,

Что мы больше всех нужны!..

 

Высота же им в ответ:

-Нет!

Уверяю вас, друзья,

В музыке важнее я!..

 

Сила звука тут же подскочила,

Тихо зашептала, громко завопила:

Что тут спорить, это я!..

Без меня никак нельзя!

 

Тембр тоже не смолчал

И уверенно сказал:

Бесконечный разговор,

Ни к чему весь этот спор!

Каждый это подтвердит:

Без меня – не зазвучит.

 

Тут такое началось!..

Кто главнее, кто сильнее,

Кто быстрее, кто длиннее...

Что же делать?

Как тут быть?

Нужно нам их помирить!

 

Мы Мелодию позвали,

Попросили рассудить:

-Ты ответь нам поскорее,

Кто для музыки важнее?

 

А Мелодия сказала:

-Начинайте все сначала.

О себе нам расскажите,

Себя в деле покажите...

 

Ту обратилась к нам сила звучания:

 

-Прошу внимания,

Уважаемое собрание...

 

Изучение новой темы:

 

Учитель: Ребята, все знают. Что звуки по своей природе бывают тихими и громкими, и их никогда никто не перепутает.

 

Задание №1: (На доске плакат с нарисованными коробками).

 

Угадайте, какие звуки прячутся в этих коробках? Нужно вписать недостающие буквы в клетки по горизонтали. Затем обозначить в рамочках, какие это звуки: громкие или тихие.

 

 

 

Учитель: Правильно! И все же понятия «громко» и «тихо» очень относительное.

Например, когда у вас хорошее настроение, вы включаете магнитофон на всю громкость, а у соседа в этот день плохое настроение. Поэтому он возмущается. Для него этот звук кажется слишком громким. Значит какой вывод можно сделать?

Ученики: Один и тот же звук воспринимается нами по-разному.

Учитель: Но и звучать он тоже может неодинаково. Например: звуки, тихие для трубы, оказываются слишком громкими для гитары.

Проведем эксперимент: Постучит по столу. Тихо... чуть громче... громко... очень громко!

Обратите внимание: чем громче мы стучим, тем больше силы нам приходится прикладывать. Так же и в музыке. Музыка может быть тихой или громкой, может резко или плавно переходить из одной громкости в другую. Изменение громкости звуков в музыке называется... Это вы узнаете, если разгадаете наш кроссворд.

Задание №2: (На доске плакат с кроссвордом). Впишите по вертикали названия аппаратов или инструментов, воспроизводящих звук и в клеточках по горизонтали прочтете как называется важное свойство мелодических звуков.

 

 

  1. Устройство для приема звуковых вещательных передач (радио).

  2. Ударный музыкальный инструмент в виде ряда деревянных брусочков (ксилофон).

  3. Аппарат для восприятия магнитной записи (магнитофон).

  4. Портативный граммофон с рупором внутри коробки, воспроизводящий звук с пластинок (патефон).

  5. Механический аппарат для воспроизводства звука с большим рупором (граммофон).

  6. Прибор, служащий для усиления звука (микрофон).

  7. Модный духовой музыкальный инструмент, очень распространенный в джазе (саксофон).

  8. Музыкальный инструмент из металла (металлофон).

Почему? Почти все слова кроссворда заканчиваются слогом «фон»?

Ученики: Фон означает «громкость».

Учитель: А какое слово получилось у вас по горизонтали?

Ученики: ДИНАМИКА.

Учитель: Запомните! Динамика (греч. слово – сила звука) и тема нашего занятия – ДИНАМИКА. (добавляю запись на доске в теме урока, после Музыкальной грамоты)

Музыка, как и человеческая речь наполнена множеством звуковых оттенков. Чем больше таких оттенков, тем она выразительнее. Эти звуковые оттенки называются ДИНАМИЧЕСКИМИ – это своеобразные краски, которые раскрашивают речь или музыку в разные цвета.

(На доске в теме урока дописываю: Динамические оттенки).

Ребята, вы ведь никогда не говорите только громко или только тихо. Сила звучания зависит оттого, что и как вы хотите сказать. Говорить, петь или играть с силой, значит с чувством. Если сильно ударить по клавишам, получится громко, а если слабо – тихо.

Итальянские слова forte (форте) и piano (пиано) обозначают громко и тихо.

Я играю форте... пиано... форте... пиано. Так называется что?

Ученики: Музыкальный инструмент.

Учитель: Правильно. Но это на итальянском языке. Значит по-русски надо говорить так: «Я играю на «громкотихе»? Но это неправильно. В музыке все должно называться своими собственными именами, даже если они иностранные.

Слушаем пьесу норвежского композитора Эдварда Грига «Утро».

Как мы понимаем. Что наступил рассвет?

Ученики: Мелодия расцветает, расширяется, приближается. Словно всходит солнце.

Учитель: Какой музыкальный прием здесь используется?

Ученики: Музыка чем ближе, тем громче.

Учитель: Давайте поиграем. Разгадайте шараду: к двум нотам известным прибавим предлог, получится громкий и долгий гудок (СИРЕНА). Изобразите голосом сирену. Начинайте тихо, постепенно увеличивая громкость – сирена приближается. Проезжает мимо. И удаляется – уменьшайте громкость. Какой динамический прием мы использовали?

Ученики: Чем ближе – тем громче, чем дальше – тем тише.

Учитель: Внимание! К нам приближается динамический поезд. Запишите и запомните динамические оттенки:

Pp (пианиссимо) – очень тихо

P (пиано) – тихо

mp (меццопиано) – не очень тихо, чуть громче, чем пиано

mf (меццофорте) – не очень громко

f (форте) – громко

ff (фортиссимо) – очень громко

sf (сфорцандо) – внезапно громко

А теперь наступил момент познакомиться с динамическими вилочками.

Чем ближе – тем громче (усиление звука) крещендо.

Чем дальше – тем тише (ослабление звука) диминуэндо

Учитель: Давайте поиграем. Помните припев песни В.Шаинского «Голубой вагон»? (ребята исполняют припев) Давайте пропоем 1 часть припева только f. (ребята исполняют). Красиво прозвучала в нашем исполнении песня когда мы прокричали ее? Как можно изменить звучание песни, чтобы сделать ее более выразительной?

Ученики: Нужно изменить звучание песни. Сила звука должна меняться на протяжении песни. Давайте остановимся на варианте «чем ближе – тем громче» в первой части и во второй части припева «чем дальше – тем тише». Какие динамические оттенки помогли нам в создании радостного настроения в этой песне?

Ученики: крещендо и диминуэндо.

Учитель: Ребята, что-то мы засиделись. Давайте отправимся в лес. Как далеко мы зашли! Кажется, заблудились? Что будем делать?

Ученики: Кричать, звать на помощь. Кричать «АУ»

Учитель: А разговаривать будет с вами «эхо», ведь вокруг никого. Давайте поиграем.

Игра «Эхо». Я читаю стихотворение, а вы внимательно прислушивайтесь к последним словам каждой строчки и отвечайте за «эхо»

Громко я в лесу кричала.

Гулко эхо отвечало.

«Скоро будут холода?»

Отвечало эхо: «Да-да-да-да!»

«Сколько елочек, смотри!»

Отвечало эхо... Три-три-три-три!

«Старый дуб совсем засох!»

Отвечало эхо... Ох-ох-ох-ох!

«Ну, прощай, иду домой!»

Огорчилось эхо... Ой-ой-ой-ой!

Какие динамические оттенки мы использовали?

Ученики: Диминуэндо – ослабление звука.

Учитель: Ребята, наше занятие подходит к концу. На закрепление темы я расскажу вам сказку про кота. Послушайте, каким он был. И что с ним приключилось. По ходу чтения сказки. Найдите динамические оттенки.

 

Сказка про кота (закрепление темы «Динамические оттенки»)

Жил кот Мурлыка.

Ленивый был кот!

Острые зубы

И толстый живот.

Очень p всегда он ходил,

F настойчиво кушать просил

Да mf на печке храпел –

Вот и все, что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой,

Будто затеял с мышами он бой.

F крича. Он их всех исцарапал

Своими зубами, когтистою лапой.

В страхе все мыши p взмолились:

-Ох, пощади, пожалей, сделай милость!

Тут кот скомандовал f им: «Брысь!»

И врассыпную они понеслись.

А на самом деле в то время, когда наш

Мурлыка спал. Происходило вот что:

Мыши p покинули норку,

F хрустя, съели хлебную корку,

Потом, mf смеясь над котом,

Они ему хвост завязали бантом.

Мурлыка проснулся, sf чихнул,

К стене повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались,

До вечера f над ним потешались.

Что нового вы сегодня узнали? Что такое «динамика», «динамические оттенки».

А как вы думаете существуют динамические оттенки в живописи, в явлениях природы? Но это, ребята, совсем другая история.

До свидания и спасибо за урок!

 

 



Фото пользователя Виктория Романовна Татаринова

На: "Музыкальная грамота. Динамика. Динамические оттенки" урок м


Уважамая Татьяна Михайловна, большое спасибо, с наилучшими пожеланиями=

Виктория



Фото пользователя Татьяна Михайловна Марченко

На: "Музыкальная грамота. Динамика. Динамические оттенки" урок м


Здравствуйте, Виктория!

Спасибо за рекомендацию. Скажите, как часто вы посещаете данный сайт?

Татьяна.



Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн