Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Актуальность.
Курс истории средних веков является составной частью курса всеобщей истории в рамках основной общеобразовательной школы и имеет прочныевнутрипредметные и внутрикурсовые связи, например, с историей древнего мира и новой историей, историейРоссии.Также имеются широкие межпредметные связи с курсами:
- обществознания (история развития обществознания – тема «Мыслители прошлого о мире и человеке», тема «Цивилизации прошлого»);
- правоведения (тема «История государства и права в средние века»; тема «Теория государства и права» и др.);
-литературы (например, возможно интегрированное изучениепамятников литературы прошлого);
-естественно-научного и эстетического циклов (при изученииразвития науки, техники, искусства).
Основной цельюкурса Истории средних веков в 6 классе по модели первого концентра школьного исторического образования является изучение учебного материала по истории средних веков стран Европы, Азии, Африки и Америки учащимися 6-го основной общеобразовательной школы перед тем, как они начнут изучение Отечественной истории того же периода. Кроме того, изучение истории в системе РО Эльконина - Давыдова, на нашвзгляд, предполагает в качестве желательных результатов процесса обучения формирование у учащихся:
-во-первых, теоретического исторического мировоззрения имышления;
-во-вторых, необходимых ЗУНов и СУДов;
- в-третьих, творческого и квазиисследовательского подхода кизучению истории; личностного отношения к предмету, высокого уровнямотивации учебной деятельности.
В цели курса так же входит:
- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие средневековых обществ, различные формы социального и политического строя;
- показать наиболее яркие личности Средневековья и их роль в истории и культуре;
- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину;
- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов Средневековья оставил позитивный след в истории человечества. Последнее даёт возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Задачи курса–создать учащимся возможности для
·воспитанияпатриотизма, уважения к истории и традициям разных стран и народов, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
·освоениязнаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности (т.е. формирование общеучебных ЗУНов, определяемых Обязательным минимумом исторического образования и ГОСТом);
·овладенияэлементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации (т.е. формирование новых и закрепление ранее приобретенных СУДов, в том числе самостоятельного исторического синтеза и анализа (текстов и др. документов, причинно-следственных связей, целей и результатов, конкретных исторических ситуаций и пр.); обобщения, сопоставления различных фактов, явлений, оценок, суждений, гипотез и пр. (в том числе и с учетом элементов историографии); использования различных источников информации, включаяINTERNET);
·формированияценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
·применениязнаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран;
Основными принципамиданного курса являются:
- многофакторный подход к истории, позволяющий раскрыть сложность и многомерность истории Средневековья;
- внимание к личностно-психологическим аспектам истории через раскрытие персоналий;
- сравнение исторических процессов, происходящих в различных странах и регионах;
- развитие патриотических чувств, формирование гражданских качеств учащихся;
- развитие личностных качеств учащихся, предоставление им возможности вырабатывать, раскрывать, обосновывать, отстаивать собственные взгляды и убеждения, с учетом изученных фактов, теорий, гипотез, мнений и суждений;
- ориентация на проблемное изложение курса с учетом блочно-модульной подачи материала, с использованием различных ТСО (видео, мультимедиа и пр.), различных источников информации, разнообразных форм и методов организации УД, в первую очередь, самостоятельной работы учащихся.
Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся:
- умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;
- умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия;
- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
- умения спорить и отстаивать свои взгляды;
- умения анализировать исторические источники;
- умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;
Таким образом, приоритетной целью является необходимость создания при изучении истории средних веков благоприятных условий школьникам не только для развития теоретического мировоззрения, но и умения самостоятельно решать возникающие проблемы, ставить перед собой личностно-значимые задачи, находить им решения, а так же развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся.
Содержание курса.
Основное содержание истории средних веков составляет процесс развития общества (как западного, так и восточного) в период зарождения и формирования феодальных отношений, государства, культуры, цивилизации эпохи Варварства и Рыцарства, т.е. эпохи Средневековья; сосуществования и противоречия различных ценностей, культур, становления Человека.
Рассмотрение материалов курса требует безусловного учета геополитических, культурологических, ценностных особенностей того или иного общества, того или иного региона. Исторические параллели с современностью требуют персонализации истории; не даром Средние века - это эпоха великих политических деятелей, полководцев, философов и т.д.
Технология и средства обучения.
Изучение истории в системе РО (Эльконина-Давыдова) позволяет
достаточно успешно решать поставленные цели и задачи через:
-дифференциацию и индивидуализациюв системе познавательных,
проблемных и творческих заданий, носящих характер квазиисследований; в системе текущего и тематического контроля;
-постановку учебных задачс позиций проблемно-развивающего
обучения;
-активизацию учебной деятельностис помощью разнообразных форм
организации учебного процесса (индивидуальной, парной, групповой, коллективной); использование различных средств обучения (в т.ч. раздаточный дидактический материал, исторические документы, учебные карты и картины, иллюстрации, диа- и видеофильмы и многое другое).
Организация учебного процессав 6 классе предполагает, в 1-ю очередь, работу с учебным пособием «История средних веков», авт. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, , изд. «Просвещение», а так же рабочей тетради (авт. Е.А. Крючкова, изд. «Просвещение»), атласа и контурных карт по периоду.
Дифференцированный и индивидуальный подходы возможно
осуществлять так же с помощью следующих изданий:
- Арасланова О.В., Соловьев К.В. «Поурочные разработки по истории средних веков», универсальное пособие, 6 класс, М., «Вако», 2007 г.;
- Колесниченко Н.Ю. «История средних веков. Поурочные планы
Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Арабские племена: расселение, занятия.Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Средневековое европейское общество.
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма.Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Государства Европы в XIV–XV вв.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV–XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV–XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Табориты и умеренные. Ян Жижка. Польша вXIV–XVвв. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд.
Культурное наследие Средневековья.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Страны Азии, Африки и Америки в эпоху средневековья (V–XV вв.)
Завоевания сельджуков и османов. Османская империя. Османские завоевания на Балканах. Падение Византии.
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
4. Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6-го класса по истории средних веков:
1.Хронологические знания и умения:
-знать и называть хронологические рамки истории средневековья;
-знать и называть этапы и даты основных событий Средневековья;
-оперировать историческими датами, выявлять синхронность и
диахронность событий и явлений
2. Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):
2.1 излагать основные события политической истории Средневековья; характеризовать политических и государственных деятелей, деятелей культуры;
2.2. называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий Средневековья;
2.3. излагать основные факты и события внешней политики государств Европы и Востока в средние века; характеризовать отношения народов (торговые и культурные связи);
2.4. уяснить характер этнических процессов средневековья;
2.5. проследить эволюцию хозяйственной деятельности человека в средневековом обществе, представлять сущность и своеобразие поземельных отношений в средневековых обществах; показывать роль городов в политической, религиозной, хозяйственной и культурной жизни средневекового общества;
2.6. представлять социальную структуру европейского и восточного средневековых обществ; ее изменение от раннего средневековья к началу нового времени; знать характерные черты различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство), описывать образ их жизни и быт; наиболее значительные социальные движения и выступления, крестьянские и городские восстания в Западной Европе и на Востоке;
2.7.знать и описывать историю становления и развития крупнейших государств в Европе и других регионах, рассказывать о становлении ранней государственности, политической раздробленности, образовании централизованных государств в Европе;
2.8 представлять формы политической власти в средневековых государствах, динамику развития абсолютизма;
2.9. иметь представление и характеризовать религиозные верования народов мира, место церкви в средневековом обществе; влияние католицизма, православия, восточных религий на культурную и духовную жизнь людей в эпоху средневековья
2.10. знать и называть основные достижения культуры народов эпохи Средневековья; характеризовать и оценивать выдающиеся памятники культуры и их творцов;
3. Работа с исторической картой и другими источниками:
3.1. читать историческую карту, определять местоположение историко – географических объектов (показывать на исторической карте территории, границы государств, города, места сражений, направления миграции народов Европы и Азии и др.); сопровождать показ словесным описанием.
3.2. уметь в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации
3.3. учиться проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; высказывать суждение о назначении, ценности источника;
3.4. сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4.Анализ, сравнение, оценки:
4.1.выявлять общее и особенное в историческом развитии различных
регионов мира в эпоху средневековья, значение средневековых цивилизаций для последующей истории человечества;
4.2. выявлять общее и особенное в жизни различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство);
4.3. выявлять общее и особенное в исторических явлениях, процессах Средневековья (социальные движения – восстания, войны и пр.);
4.4. давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения; спорить и отстаивать свои взгляды.
5. Технологические карты:
Технологическая карта № 1РазделI. Раннее средневековье 12 часов
Введение. 1 час. Тема 1. Западная и Центральная Европа вV-XI вв. 7 часов
№, тема урока
Основные знания, идеи, закономерности
Основные персоналии и даты
Требования к подготовке учащихся
Методы и формы обучения
1. Введение
2. Древние германцы и Римская империя
3. Королевство франков и христианская церковь
4. Империя Карла Великого
5. Западная Европа в IX – XI вв.
6. Образование славянских государств
7. Контрольно-обобщающий урок
Понятие «Средние века». Хронологические и географические рамки Средневековья.
Расселение франков, занятия, общественное устройство, организация управления государством, «Салическая Правда». Карл Мартелл и его бенефициальная реформа.
Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы.Изменения в положении церкви вIVвв. Никейский собор. Ереси. Структура и иерархия духовенства. Возникновение папства. Монашество. Церковный приход.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Феодальная лестница, сеньоры и вассалы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания.
Прародина и расселение славян. Три ветви славян.Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Персоналии
Аттила; Хлодвиг Меровинг; Карл Мартел; Карл Великий (768-814 гг.), Гуго Капет; ОттонI, Артур; Альфред Великий (871-899 гг.); Симеон (893 -927 гг.); ВасилийIIБолгоробоец; Кирилл и Мефодий; МешкоI(960-992 гг.); Болеслав Храбрый (992-1025)
Хронология
500 г. – образование Франкского королевства;
732 г. – битва при Пуатье;
800 г. – провозглашение Карла Великого императором;
843 г. – Верденский раздел, образование Франции, Италии, Германии; начало феодальной раздробленности в Западной Европе;
962 г. – провозглашение ОттонаIимператором, образование Священной Римской империи;
863 г.- направление братьев Кирилла и Мефодия в Великоморавскую державу;
906 г. – победа венгров над Германией, распад Великоморавской державы.
Хронологические знания и умения;
Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):
- излагать основные факты и события, называть их места, обстоятельства, участников, результаты;
- описывать историю становления и развития государств, рассказывать о становлении ранней государственности, политической раздробленности
- представлять формы политической власти в РФГ Западной и Центральной Европы;
-социальную структуру, знать характерные черты различных групп населения, описывать образ их жизни и быт;
- характеризовать религиозные верования, место и влияние христианства на жизнь людей;
- характеризовать политических и государственных деятелей,
Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями и другими источниками;
Анализ, сравнение, оценки.
Вводная беседа; работа с «лентой времени»;
Работа с историческим текстом, исторической картой, учебником, наглядными пособиями;
Индивидуальная работа по карточкам;
Парная и групповая работа.
Индивидуальная работа с контрольными тестами
Учебно-методические средства
Литература, источники
Система познавательных
заданий
Творческие, опережающие задания
Контроль
Карты, схемы
Иллюстрации
ТСО
1. Римская империя в IV – V вв. Падение Западной Римской империи;
Мини-сочинения«Путешествия в прошлое»; «Один день из жизни»;
Творческие мини-проекты «Макеты архитектурных памятников Средневековья»;
«Макеты орудий труда и оружия Средневековья»
«Костюмы эпохи Средневековья» и пр.;
Сообщения«Средневековье в лицах (полководцы, правители, вожди мыслители, герои, деятели культуры)»
Тесты* № 1-6,
Тест** «Западная и Центральная Европа вVI–XIвв.»;
Тесты *** №№ 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.10.
* тексты по Арасланова О.В., Соловьев К.А. «Поурочные разработки по истории средних веков», универсальное пособие, 6 класс, М., «ВАКО», 2007 г.
Технологическая карта № 2РазделI. Раннее средневековье 12 часов Тема 2. Византийская империя и Ближний Восток вVI –XI вв. 2 часа
№, тема урока
Основные знания,
идеи, закономерности
Основные персоналии и даты
Требования к подготовке учащихся
Методы и формы обучения
8.Византия при Юстиниане.
9. Возникновение ислама и объединение арабов. Арабский халифат
Особенности развития Восточной римской империи по сравнению с Западной. Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия.Племенное устройство и верования. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Обязанности мусульман. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Возникновение Халифата. Сунниты и шииты. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Персоналии
Юстиниан (527-565 гг.); ВасилийIIБолгаробоец;
Мухаммед; Харун ар(аль)
-Рашид (768-809 гг.);
Хронология
395 г. – отделение Восточной Римской империи от Западной;
630 г. – соглашение арабской знати с Мухаммедом, принятие ислама, образование арабского государства;
750 г. – переход власти от Омейядов к династии Аббасидов;
1055 г. – распад Халифата; возникновение турецкого сулатаната.
Хронологические знания и умения:
Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):
- излагать основные факты и события, называть их места, обстоятельства, участников, результаты;
- описывать историю становления и развития государств, рассказывать о становлении ранней государственности, политической раздробленности
- представлять формы политической власти в Византии и Арабском халифате;
-социальную структуру, знать характерные черты различных групп населения, описывать образ их жизни и быт;
- характеризовать религиозные верования, место и влияние христианства и ислама на жизнь людей;
- характеризовать политических и государственных деятелей,
Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями и другими источниками;
Анализ, сравнение, оценки.
Работа с историческим текстом, исторической картой, учебником, наглядными пособиями;
Индивидуальная работа по карточкам;
Парная и групповая работа.
Индивидуальная работа с контрольными тестами
Учебно-методические средства
Литература, источники
Система
познавательных
заданий
Творческие, опережающие задания
Контроль
Карты, схемы
Иллюстрации
ТСО
1. Византийская империя и славяне вVI–XIвв.
2. Арабы вVII–XIвв.
«Прием иностранных послов императором Византии»
«Правление Юстиниана»* (с. 27-29);
«Прокопий Кесарийский «Война с готами»* (с.168-189);
«Псевдо-Маврикий «Стратегикон»* (с. 169);
«Мухаммед»* (с. 37-39); (с. 190);
«из Корана»*(с.358);
«династия Омейядов»* (с. 42-43);
«Мекка»* (с. 187);
«Налоги и войско в Арабском государстве»* (с. 192-194)
Е.А. Крючкова, Рабочая тетрадь:
Задания к параграфам 6,9;
Вопросы и задания к параграфам учебника;
Раздаточный материал:№№ 13-15, 17;
Мини-сочинения«Путешествия в прошлое»; «Один день из жизни»;
Творческие мини-проекты «Макеты архитектурных памятников Средневековья»;
«Макеты орудий труда и оружия Средневековья»
«Костюмы эпохи Средневековья» и пр.;
Сообщения«Средневековье в лицах (полководцы, правители, вожди мыслители, герои, деятели культуры)»
Тесты* № 10,12.
Тесты ** «Византийская империя вVI–XIвв.», «Арабы вVI–XIвв.»
Тесты** № 1.11, 1.13.
Технологическая карта № 3РазделI. Раннее средневековье 12 часов
Тема 3. Культура Раннего Средневековья 2 часа. Обобщающий урок по разделуI « Раннее Средневековье» 1 час.
№, тема урока
Основные знания,
идеи, закономерности
Основные
персоналии
и даты
Требования к подготовке
учащихся
Методы
и формы обучения
10.Европейская культура раннего Средневековья.
11. Культура Византии и стран Арабского халифата.
12. Обобщающий урок по разделуI«Раннее Средневековье»
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники.
Истоки средневековой культуры. Церковь и культура. Античное наследие. Рукописная книга.
Средневековый эпос. Рыцарская литература. Жития святых, хроники, эпические поэмы. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Система образования. «Каролингское Возрождение». Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии. Античное наследие Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Притвор, неф, алтарь, апсиды. Крестово-купольная постройка. Собор Св. Софии. Храм как образ мира и синтез искусств. Канон. Паруса. Византийская иконопись, мозаика.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, архитектуры, литературы и искусства. Мечеть. Альгамбра.
VIII–IX вв. – Каролингское Возрождение;VIв. – строительство храма св. Софии в Константинополе;
Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):
- излагать основные факты и события, называть их места, обстоятельства, участников, результаты;
- характеризовать религиозные верования, место церкви в средневековом обществе; влияние религии на жизнь людей;
- характеризовать основные достижения культуры народов эпохи Раннего Средневековья; характеризовать и оценивать выдающиеся памятники культуры и их творцов;
Работа с учебником, иллюстрациями и другими источниками;
Анализ, сравнение, оценки.
Работа с историческим текстом, исторической картой, учебником, наглядными пособиями;
Индивидуальная работа по карточкам;
Парная и групповая работа.
Индивидуальная работа с контрольными тестами
Учебно-методические средства
Литература, источники
Система познавательных
заданий
Творческие, опережающие задания
Контроль
Карты, схемы
Иллюстрации
ТСО
Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы (XI – XIV вв.);
«В средневековом университете»;
«В Альгамбре»
«О восстановлении храмов Карлом Великим»* (с.23-24);
«Храм Св. Софии»* (с. 31-32); (с. 180-181);
«Ремесла и искусства в Византии»* (с. 182-184);
«Памятники городов»* (с. 201-202)
Е.А. Крючкова Рабочая тетрадь:
Задания к параграфам 5,7,10;
Вопросы и задания к параграфам учебника;
Раздаточный материал:
№№ 16, 18, 19, 39-42;
Мини-сочинения «Путешествия в прошлое»; «Один день из жизни»;
Творческие мини-проекты «Макеты архитектурных памятников Средневековья»;
«Макеты орудий труда и оружия Средневековья»
«Костюмы эпохи Средневековья» и пр.;
Сообщения «Средневековье в лицах (полководцы, правители, вожди мыслители, герои, деятели культуры)»
Тест* № 9. 11, 13.
Тесты** «Культура раннего средневековья»; «Повторение разделы I».
Тесты** № 1.9, 1.12, 1.14.
Технологическая карта № 4 РазделII. Расцвет Средневековья 16 часов
Тема 4. Средневековое европейское общество. 3 часа
№, тема урока
Основные знания,
идеи, закономерности
Основные
персоналии
и даты
Требования к подготовке учащихся
Методы
и формы обучения
13. Крестьяне и феодалы
14-15. Средневековый город в Западной и Централь
ной Европе
Складывание нового устройства общества. Сословия. Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Феодальное землевладение. Майорат, бенефиций и феод. Установление феодальных отношений. Феодализм. Феодальная иерархия. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Война и «божий мир», рыцарская культура и кодекс рыцарской чести.
Особенности хозяйственной жизни. Натуральное хозяйство. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Крестьянская община, ее функции и значение.
Средневековый город. Упадок городской жизни в раннее средневековье. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Жизнь и быт горожан.
Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли, гильдии. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков.
Хронология
Конец IX – XI вв.- возрождение городов в Европе;
XII – XIII вв. – борьба городов с сеньорами;
XIV в. – создание Ганзейского союза.
Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):
- проследить эволюцию хозяйственной деятельности человека в средневековом обществе, представлять сущность и своеобразие поземельных отношений в средневековых обществах; показывать роль городов в политической, религиозной, хозяйственной и культурной жизни средневекового общества;
-представлять формы политической власти в средневековых государствах;
-социальную структуру, характерные черты различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство), описывать образ их жизни и быт;
- характеризовать религиозные верования, место церкви в средневековом обществе; влияние католицизма, православия на жизнь людей;
Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями и другими источниками;
Анализ, сравнение, оценки.
Работа с историческим текстом, исторической картой, учебником, наглядными пособиями;
Индивидуальная работа по карточкам;
Парная и групповая работа.
Индивидуальная работа с контрольными тестами
Учебно-методические средства
Литература, источники
Система познавательных
заданий
Творческие, опережающие задания
Контроль
Карты, схемы
Иллюстрации
ТСО
Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы (XI – XIV вв.);
Феодальное поместье вIX-Xвв. Жизнь и быт крестьян;
В средневековом городе;
«О свободных и несвободных»* (с. 46-48);
«Истоки средневекового рыцарства* (с. 51-54);
«Закон об Ордалии»* (с. 151);
«Саксонское зерцало»* (с. 152);
«Сирвенты Б.де Борна»* (с. 152-153);
«Рыцарский турнир. Замок рыцаря. Внутри замка»* (с. 154 - 157);
«Э. ле Гоз «Поэма о версонских вилланах »* (с.159-160);
«Жизнь в средневековой деревне»* (с. 161);
«Одежда»* (с.166);
«Средневековый город»* (с. 205206);
«Призыв к забастовке подмастерьев Страсбурга»* (с. 209-210);
«О ремесленниках, купцах и др. горожанах»*(с. 337-339).
Е.А. Крючкова Рабочая тетрадь:
Задания к параграфам 11 – 14;
Вопросы и задания к параграфам учебника;
Раздаточный материал: №№ 3 -9; 20 – 24;
Мини-сочинения «Путешествия в прошлое»; «Один день из жизни»;
Творческие мини-проекты «Макеты архитектурных памятников Средневековья»;
«Макеты орудий труда и оружия Средневековья»
«Костюмы эпохи Средневековья» и пр.;
Сообщения «Средневековье в лицах (полководцы, правители, вожди мыслители, герои, деятели культуры)»
Тесты* № 7, 8, 14-16.
Тесты** «Миропорядок средневекового общества Западной Европы»; «Средневековый город и его обитатели в Западной и Центральной Европе»
Тесты** № 1.7, 1.8, 2.1.
Технологическая карта № 5РазделII. Расцвет Средневековья 16 часов
Тема 5. Католическая церковь вXI-XIII вв. Крестовые походы. Государства Европы вXII –XV вв. 10 часа
№, тема урока
Основные знания,
идеи, закономерности
Основные персоналии и даты
Требования к подготовке учащихся
Методы
и формы обучения
16. Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы.
Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье.
Основы могущества церкви. Материальные богатства церкви и их источники.
Причины и начало крестовых походов, их участники. Первый Крестовый поход. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий Крестовый поход. Четвертый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец Крестовых походов, их последствия и значение.
Папство в зените могущества. Ереси, причины их широкого распространения. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены, их роль в укреплении церкви. Фома Аквинский.
Персоналии
Григорий VII (1073-1085 гг.); Иннокентий III (1198-1216 гг.); Франциск Ассизский; Доменик Гусман; Урбан II; Салах-ад-Дин;
Фридрих I Барбаросса; Филипп II Август; Ричард I Львиное сердце;
Хронология
1054 г. – раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную, ортодоксальную);
1077 г. Поход Генриха IV в Каноссу;
1096 – 1099 гг. – первый Крестовый поход;
1187 г. – падение Иерусалима;
1202-1204 гг. – 4-й Крестовый поход;
1204 г. – штурм Константинополя;
1212 г. – детский Крестовый поход;
1291 г. – падение Акры, конец 8-го Крестового похода.
Хронологические знания и умения:
Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):
- излагать основные факты и события, называть их места, обстоятельства, участников, результаты крестовых походов;
- описывать историю становления и развития католицизма в Европе, возникновения ересей;
- характеризовать религиозные верования, место церкви в средневековом обществе; влияние католицизма на жизнь людей;
- характеризовать политических и государственных деятелей,
Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями и другими источниками;
Анализ, сравнение, оценки.
Работа с историческим текстом, исторической картой, учебником, наглядными пособиями;
Индивидуальная работа по карточкам;
Парная и групповая работа/
Индивидуальная работа с контрольными тестами
Учебно-методические средства
Литература, источники
Система познавательных
заданий
Творческие, опережающие задания
Контроль
Карты,
схемы
Иллюстрации
ТСО
Западная Европа вXI– началеXIIIв. Крестовые походы.
«ГригорийVII и Германия»* (с. 62-64);
«Альбигойские войны»*(с. 71-73);
«Постановление Лондонского церковного собора от 1175 г.; Индульгенция; П. Абеляр об индульгенциях; Постановление Латеранского церковного собора от 1215 г.; Диктат папы»* (с. 218-219, 340);
«О еретиках»* (с. 223-224);
«Инквизиция и ереси»* (с. 225-226);
«О сочувствующих еретикам»* (с. 227-228);
«О крестовых походах»* (с. 229231);
«Взятие Константинополя»* (с. 234);
«Причины упадка и последствия крестоносного движения»* (с. 235-236)
Е.А. Крючкова Рабочая тетрадь:
Задания к параграфам 15 – 16;
Вопросы и задания к параграфам учебника;
Раздаточный материал:№ 25;
Мини-сочинения«Путешествия в прошлое»; «Один день из жизни»;
Творческие мини-проекты «Макеты архитектурных памятников Средневековья»;
«Макеты орудий труда и оружия Средневековья»
«Костюмы эпохи Средневековья» и пр.;
Сообщения«Средневековье в лицах (полководцы, правители, вожди мыслители, герои, деятели культуры)»
Тест* № 3, 17-20.
Тесты** «Католическая церковь. Крестовые походы»
Тест** № 2.2
Технологическая карта № 6РазделII. Расцвет Средневековья 16 часов
№, тема урока
Основные знания,
идеи, закономерности
Основные персоналии и даты
Требования к уровню подготовки учащихся
Методы
и формы обучения
17. Объединение Франции и Англии
18. Столетняя война 1337 – 1453 гг. Крестьянские восстания
19. Усиление королевской власти во Франции и Англии.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Начало объединения Франции. Генеральные штаты во Франции. Сословная монархия. Конфликт с папством и «авиньонское пленение».
Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Судебная и военная реформы ГенрихаII. Великая хартия вольностей. Парламент. Кризис европейского сословного общества в XIV–XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.
Кризис европейского сословного общества в XIV–XV вв. Война Алой и Белой розы. Реконкиста. Образование королевств на Пиренейском полуострове.
Персоналии
ФилиппIIАвгуст (1180-1223 гг.), ЛюдовикXI, ФилиппIVКрасивый (1285-1314 гг.); БонифацийVIII; Вильгельм Завоеватель; ГенрихIIПлантагенет (1154-1189 гг.), Робин Гуд; Ричард Львиное сердце, Иоанн Безземельный (1199-1216 гг.), ГенрихIII, Симон де Монфор; Эдуард Черный принц, Жанна д’Арк , Бертран Дюгеклен; РичардII; КарлVII(1422-1461 гг.); Ги льом Каль; Джон Болл; Уот Тайлер; ЛюдовикXI(1461-1483 гг.); Карл Смелый, герцог Бургундский;
Граф Уорвик «делатель королей», ЭдуардIV, РичардIII; ГенрихVIIТюдор (1485-1509гг.);
Хронология
1302 г. - битва при Куртре;-создание Генеральных штатов во Форанции;
1309-1378 гг. – «авиньонское пленение» пап;
1066 г. – норманнское завоевание Англии, битва при Гастингсе;
1215 г. – Великая хартия вольностей;
1265 г. – созыв Парламента в Англии;
1337-1453 гг.- Столетняя война ;
13346 г. – битва при Креси;
1356 г. – битва при Пуатье;
1358 г. – Жакерия;
1381 г. – восстание Уота Тайлера;
1453 г. – падение г. Бордо, конец Столетней войны.
Хронологические знания и умения:
Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):
- излагать основные факты и события, называть их места, обстоятельства, участников, результаты;
- описывать историю становления и развития централизованных государств в Европе;
- представлять формы политической власти в средневековых государствах, динамику развития абсолютизма;
-социальную структуру, знать характерные черты различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство), описывать образ их жизни и быт;
- характеризовать религиозные верования, место церкви в средневековом обществе; влияние католицизма на жизнь людей;
- характеризовать политических и государственных деятелей.
Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями и другими источниками;
Анализ, сравнение, оценки.
Работа с историческим текстом, исторической картой, учебником, наглядными пособиями;
Индивидуальная работа по карточкам;
Парная и групповая работа.
Индивидуальная работа с контрольными тестами
Учебно-методические средства
Литература, источники
Система
познавательных
заданий
Творческие, опережающие задания
Контроль
Карты, схемы
Иллюстрации
ТСО
Европа вXIV–XVвв.;
Англия и Франция вXI– началеXIVв.;
Англия и Франция во время Столетней войны 1337-1453 гг.;
Англия и Франция во второй половинеXVв.;
«Штурм города»
«Втупление Жанны д”Арк в Орлеан »;
«Сожжение Жанны д”Арк на костре»;
«Восстание Уота Тайлера (1381 г.)»; «Жакерия».
«О жизни короля Людовика Толстого»* (с. 238-239);
«ФилиппIVкрас ивый»* (с. 240-241);
«Книга Страшного суда»* (с. 245);
«Великая хартия вольностей»* (с. 247-248);
«О 100-летней войне»* (с. 251-253, 254);
«О Ж. д’Арк»* (с. 261-264);
«Жакерия»* (с.88-91; 253);
«Об У. Тайлере»* (с. 258-259);
«ЛюдовикXI»* (с. 96-98, 268-269).
Е.А. Крючкова Рабочая тетрадь:
Задания к параграфам 17 – 20;
Вопросы и задания к параграфам учебника;
Раздаточный материал:№№ 26-36;
Мини-сочинения«Путешествия в прошлое»; «Один день из жизни»;
Творческие мини-проекты «Макеты архитектурных памятников Средневековья»;
«Макеты орудий труда и оружия Средневековья»
«Костюмы эпохи Средневековья» и пр.;
Сообщения«Средневековье в лицах (полководцы, правители, вожди мыслители, герои, деятели культуры)»
Тесты* № 21-29.
Тесты** «Образование централизованных государств в Западной Европе», «Феодальная раздробленность в Центральной Европе», «Гуситское движение в Чехии».
Тесты** № 2.3, 2.4, 2.5
Технологическая карта № 7РазделII. Расцвет Средневековья 16 часов
№, тема урока
Основные знания,
идеи, закономерности
Основные персоналии и даты
Требования к уровню
подготовки учащихся
Методы
и формы обучения
20-21. Государства Южной и Центральной Европы. Реконкиста
Гуситское движение в Чехии
Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV–XV вв. Польша вXIV–XVвв. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд.
Кризис католической церкви. Папы и императоры. Политика ФридрихаI и ФридрихаIIв Италии и Германии. Колонизация земель западных славян. Ослабление императорской власти во второй половинеXIII–XIVвв.
Гвельфы и гибеллины; чомпи; тирания Медичи;
Расцвет Чехии вXIVв. Нарастание социальных, этнических, религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситское движение в Чехии. Табориты и умеренные.
Персоналии
Изабелла Кастильская и Ферднанд Арагонский;
Томас Торквемада;
ФридрихIБарбаросса, ФридрихIIГогенштауфен, Генрих Лев из рода Вельфов; Альбрехт Медведь; КарлIЛюксембург –КарлV, император Св. Римской империи (1346-1378 гг.); Лоренцо Великолепный (1468-1492 гг.); семейство Борджиа; Ян Гус (1371-1415 гг.);. Ян Жижка;
Хронология
1455-1485 гг. – война Алой и Белой розы в Англии;
1212 г. – победа христиан у Лас Навас де Толоса;
1479 - объединение Кастилии и Арагона в Испанию;
1493 г. – взятие Гранады;
1356 г. – «Золотая булла»;
1291 – 1315 гг. – создание Швейцарского союза;
1378 г. Восстание чомпи во Флоренции;
1419 г. – восстание в Праге;
1434 г. – поражение таборитов у г. Липаны;
1419-1434 гг. – гуситские войны;
1410 г. – Грюнвальдская битва.
Хронологические знания и умения:
Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):
- излагать основные факты и события, называть их места, обстоятельства, участников, результаты;
- описывать историю становления и развития централизованных государств в Европе;
- представлять формы политической власти в средневековых государствах, динамику развития абсолютизма;
-социальную структуру, знать характерные черты различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство), описывать образ их жизни и быт;
- характеризовать религиозные верования, место церкви в средневековом обществе; влияние католицизма на жизнь людей;
- характеризовать политических и государственных деятелей.
Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями и другими источниками;
Анализ, сравнение, оценки.
Работа с историческим текстом, исторической картой, учебником, наглядными пособиями;
Индивидуальная работа по карточкам;
Парная и групповая работа.
Индивидуальная работа с контрольными тестами
Учебно-методические средства
Литература, источники
Система
познавательных
заданий
Творческие, опережающие задания
Контроль
Карты, схемы
Иллюстрации
ТСО
Европа вXIV–XVвв.;
Чехия вXIII–XVвв.;
«Ян Гус на Констанцском соборе»; «Штурм города»
«Итальянские города-государства»* (с. 277-278);
«О Яне Гусе»* (с. 282-283);
«О Яне Жижке»* (с. 287);
Е.А. Крючкова Рабочая тетрадь:
Задания к параграфам
22 – 26;
Вопросы и задания к параграфам учебника;
Раздаточный материал:№№ 35-38
Мини-сочинения«Путешествия в прошлое»; «Один день из жизни»; Творческие мини-проекты «Макеты архитектурных памятников Средневековья»; «Макеты орудий труда и оружия Средневековья»; «Костюмы эпохи Средневековья» и пр.; Сообщения «Средневековье в лицах (полководцы, правители, мыслители, герои, деятели культуры)»
Тесты* № 21-29.
Тесты** «Образование централизованных государств в Зап. Европе», «Феодальная раздроблен
ность в Центр.Европе»,
«Гус.движение в Чехии».
Тесты** № 2.3, 2.4, 2.5
Технологическая карта № 7РазделII. Расцвет Средневековья 16 часов
№, тема урока
Основные знания,
идеи, закономерности
Основные персоналии и даты
Требования к уровню подготовки учащихся
Методы и формы обучения
22-23. Культура Западной Европы в XI – XV вв.
24. Обобщающий урок по разделу II «Расцвет Средневековья»
Изменения в культуре Западной Европы вXIV–XVвв. Развитие личностного начала. Технические изобретения. Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения (Ренессанса) в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения Италии.
Марко Поло; Петр Абеляр; Фома Аквинский; Роджер Бэкон; Бертран де Борн; Вернер Садовник; Уильям Ленгленд; Данте Алигьере; Франческо Петрарка; Джованни Боккаччо; Сандро Ботичелли
Хронология
1450 г. – первая печатная книга.
Хронологические знания и умения;
Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):
- излагать основные факты и события, называть их места, обстоятельства, участников, результаты;
- описывать историю становления и развития культуры эпохи Возрождения в Европе;
- характеризовать основные достижения культуры народов эпохи Раннего Средневековья; характеризовать и оценивать выдающиеся памятники культуры и их творцов;
- характеризовать религиозные верования, место католической церкви в средневековом обществе; влияние католицизма на жизнь людей;
Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями и другими источниками;
Анализ, сравнение, оценки.
Работа с историческим текстом, исторической картой, учебником, наглядными пособиями;
Индивидуальная работа по карточкам;
Парная и групповая работа.
Индивидуальная работа с контрольными тестами
Учебно-методические средства
Литература,
источники
Система познавательных
заданий
Творческие, опережающие задания
Контроль
Карты,
схемы
Иллюстрации
ТСО
«Сожжение Джордано Бруно»
1. Имперская арх-тура: Альгамбра, Испания; Нойшвангитайн, Германия.
2. Чудеса света: Собор св. Петра, Ватикан;
3.Государственный Эрмитаж:; Рембрандт;
искусство Ит. Возрож-дения; искусство Нидерландов, Фландрии, Голландии.
Мини-сочинения«Путешествия в прошлое»; «Один день из жизни»;
Творческие мини-проекты «Макеты архитектурных памятников Средневековья»;
«Макеты орудий труда и оружия Средневековья»
«Костюмы эпохи Средневековья» и пр.;
Сообщения«Средневековье в лицах (полководцы, правители, вожди мыслители, герои, деятели культуры)»
Тесты* № 30-34.
Тест** «Культура средневековой Европы вXI–XVвв.»
Тест** № 2.7
Технологическая карта № 8РазделII. Расцвет Средневековья 16 часов
Тема 8. Восток, Африка и Америка в средние века. 2 часа
№, тема урока
Основные знания,
идеи, закономерности
Основные персоналии и даты
Требования к уровню подготовки учащихся
Методы
и формы обучения
25. Османская империя.. Китай в средние века.. Индия в средние века
26. Народы Америки и Африки в средние века
Завоевания сельджуков и османов. Османская империя. Османские завоевания на Балканах. Падение Византии.Китай: распад и восстановление единой державы. Великий шелковый путь. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин.
Культура: фарфор; книгопечатание, бумага, компас, порох и др.
Индийские княжества. Индийская община. Варны и касты. Религии Индии. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Цифры; архитектура, философия.
Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Хуан Чао; Чингисхан (Тэмуджин); Ли Бо; Ду Фу; Тимур Тамерлан; Бабур; Арьябхат; Али Бер (Великий, 1464-1492 гг.).
Хронология
1389 г. – битва на Косовом поле;
1453 г. – падение Византии; переименование Константинополя в Стамбул;
1526 г.- битва под Мохачем, захват Венгрии; Австрии, образование Османской империи;
1571 г.- поражение турецкого флота при Лепанто, освобождение Кипра.874 – 884 гг. – крестьянская война в Китае;
960 г.- начало правления династии Сун;
1206 г. – избрание Чингисхана на хурале монгольских князей;
1211 г.- поход монголов на Северный Китай;
1279 г. – падение династии Сунн; начало правления Чингисидов;
1368 г. – независимость Китая от монголов;
1398 г. – вторжение в Индию Тимура;
1526 г. – вторжение Бабура; создание империи Великих Моголов.
Хронологические знания и умения;
Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):
- излагать основные факты и события, называть их места, обстоятельства, участников, результаты;
- описывать историю становления и развития государств Азии; жизнь и быт народов Африки и Америки;
- представлять формы политической власти в средневековых государствах неевропейского мира;
-социальную структуру, характерные черты различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство), описывать образ их жизни и быт;
- характеризовать религиозные верования, место религии в средневековом обществе; ее влияние на жизнь людей;
- характеризовать политических и государственных деятелей,
Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями и другими источниками;
Анализ, сравнение, оценки.
Работа с историческим текстом, исторической картой, учебником, наглядными пособиями;
Индивидуальная работа по карточкам;
Парная и групповая работа.
Индивидуальная работа с контрольными тестами
Учебно-методические средства
Литература, источники
Система познавательных
заданий
Творческие, опережающие задания
Контроль
Карты, схемы
ТСО
1. Османская империя и борьба народов против турецких завоевателей;
2.Индия и Китай в средние века.
3. Великие географические открытия и колониальные захваты вXV– началеXVIIв.
«Падение Сербии»*(с. 290); «О янычарах»*(с. 291)«О Китае»*(с. 317-320, 445-446); «О культуре Китая»* (с. 108-111, 322-324); «Описание обычаев, одежды и городов Индии»*(с. 326-327); «2-е послание Э. Кортеса императору КарлуV»*(с. 458-461);
«О Мали»* (с. 115-117).
Е.А. Крючкова. Рабочая тетрадь:
Задания к параграфам 31 -34;
Вопросы и задания к параграфам учебника;
Раздаточный материал:№43,44
Мини-сочинения«Путешествия в прошлое»; «Один день из жизни»;
Творческие мини-проекты «Макеты архитектурных памятников Средневековья»; «Макеты орудий труда и оружия Средневековья» «Костюмы эпохи Средневековья» и пр.;
Сообщения«Средневековье в лицах
Тесты* № 29,35-37.
Тесты ** «Османская империя вXI–XVвв.», «Народы Азии, Америки и Африки в средние века»
Тесты** № 2.6, 2.8, 2.9, 2.10, 2.11, 2.12.
Технологическая карта № 9РазделII. Расцвет Средневековья 16 часов
1.Агибалова Е.В., Донской Г.М. «История средних веков», М., «Просвещение»;
2.Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского «История средних веков», М., «Просвещение».
II. Дополнительные материалы, хрестоматии, сборники и т.п.:
1.История Средних веков. 6 класс. Книга для чтения / под ред. В.П. Будановой. М., «Эксмо-Пресс», 1999 г.
2.Книга для чтения по истории Средних веков / под ред. С.А. Сказкина. Ч.IМ., «Просвещение», 1969 г.
3.Книга для чтения по истории Средних веков: Пособие для учащихся / сост. Н.И. Запорожец; под ред. А.А. Сванидзе М., 1986 г.
4.Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История Средних веков (V-XVвв.). ЧастьI. М., 1980 г.
5.Художественно-историческая хрестоматия. Средние века / рецензенты Н.И. Запорожец, И.Я. Лернер, М., «Просвещение», 1965 г.
III. Учебно-методическая литература:
1.Агафонов С.В. «Схемы по всеобщей истории. 6 класс», М., «Русское слово», 2005 г.
2.Арасланова О.В., Соловьев К.А. «Поурочные разработки по истории средних веков», универсальное пособие, 6 класс, М., «ВАКО», 2007 г. (в технологических картах проверочные тесты из данного пособия помечены *)
3.Биберина А.В. «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории средних веков (V– конецXVв.), 6 класс», М., «Сфера», 2000 г. (в технологических картах данные тесты помечены **);
4.Донской Г.М. «Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков», М., «Просвещение», 1992 г.;
5.Задания по курсу истории Средних веков. М., ЛКМИ-«Метар», 1992 г.;
6.Колесниченко Н.Ю. «История средних веков. Поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского, 6 класс», Волгоград, «Учитель», 2007 г.;
7.Кулагина Г.А. «Сто игр по истории», М., 1983 г.;
8.Лебедева И.М. «организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 классах». Книга для учителя: из опыта работы. М., 1990 г.;
9.Никифоров Д.Н.«Альбом по истории культуры Средних веков», М.,1959 г.;
10.Петрова Н.Г. «История средних веков. Книга для учителя», учебно-методические материалы, М., «Русское слово», 2002 г.;
11.Смирнов С.Г. «Задачник по истории Средних веков», М., 1995 г.;
12.«Тематический контроль по истории. Средние века», М, «Интеллект-центр» (в технологических картах данные тесты помечены ***);
13.Цветкова Г.А. «Дидактические материалы по истории Средних веков. 6 класс», М., «Владос», 2003 г.
IV. Дополнительная научно-познавательная литература для школьников.
1.«Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. История».
М., 2000 г.;
2.Ионина Н.А. «100 великих городов мира», М., 2001 г.;
3.«История географических открытий. География». М., «Аванта+», 2000 г.;
4.Огнева О. «Рыцари. Турниры. Оружие.», энциклопедия. М., 2000 г.;
5.«Школьная энциклопедия. История Средних веков». М., 2003 г.;
6.«Энциклопедия для детей. Всемирная история». Т.1, М., «Аванта+», 2000 г.;
7.«Энциклопедия для детей. Искусство». Т.7, М., «Аванта+», 1998 г.;
8.«Энциклопедия для детей. Техника». Т.14, М., «Аванта+», 2003 г.;
9.«Энциклопедия для детей. Всемирная литература». Т.15, М., «Аванта+», 2000 г.;
На: рабочая программа по истории средних веков по учебнику Агиба
Спасибо большое за ваш кропотливый труд. Очень пригодился материал!!!!!