План-конспект по теме: «Февральская революция 1917 г.»
Цели и задачи:
§ Понимание причин падения монархии в России
§ Сущность двоевластия
§ Продолжать формировать у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование:портреты исторических деятелей (часть доски оформить как портретную галерею, которая будет пополняться портретами по ходу знакомства с историческими деятелями), фрагменты документов
План.
1.Обсуждение д/з.
2.Революционная ситуация
3.Причины революции
4.Начало революции. НиколайII
5.Формирование новых органов власти
6.Сущность двоевластия
1.Беседа по вопросам:
1. Как отразилось на внутренней обстановке участие России в Первой мировой войне?
2. Почему в Москве и Петербурге начались перебои с продовольствием?
2.Выяснить у учащихся: - что такое революция?
- 3 признака революционной ситуации.
Вопрос к классу: Исходя из всего вышесказанного, можно ли утверждать, что в России, в феврале 1917 г. сложилась революционная ситуация? Ответ обоснуйте.
3. Самостоятельная работа: записать в тетрадь причины революции, а затем обсудить их в классе. Примерный перечень: тяготы войны, разруха, обнищание масс, нехватка продовольствия, слабая власть и т.д.
4.Начало революции.
Волнения в Петрограде начались в феврале 1917 г. В атмосфере голодной паники и озлобления хлебные очереди перерастали в демонстрации. К ним присоединялись рабочие, значительной части которых грозила отправка на фронт. Резкое недовольство вызывали рост цен, спекуляция, поражения на фронтах, слабая власть, которая не могла решить назревшие проблемы. Постоянная критика действий царя революционными и либеральными партиями привели к неизбежному – падению авторитета и монарха и монархии. (напомнить о «министерской чехарде» и о том, что Николай взял на себя командование армией). Появились призывы к свержению самодержавия. 18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе. В ответ на требование рабочих повысить зарплату администрация объявила о закрытии производства.
Более 30 тыс. рабочих оказались без средств к существованию. Это послужило поводом для массовых выступлений в столице.
26 февраля Петроград оказался во власти взбунтовавшегося гарнизона города и восставших рабочих, организовавших Совет рабочих и солдатских депутатов,
Председателем Петроградского Совета стал меньшевик Н.С.Чхеидзе, заместителем – эсер А.Ф.Керенский. Подобные Советы формировались и в других городах и губерниях России.
НиколайII, находившийся в ставке Верховного главнокомандования в Могилеве, направил в Петроград войска и сам выехал в столицу. Но ему удалось достичь лишь Пскова, где находился штаб Северного фронта – пути были блокированы. В условиях углубляющегося кризиса председатель Госдумы М.В.Родзянко, лидеры кадетов, октябристов и авторитетные генералы убедили Николая отречься от престола.
Работа с документом №1(карточки розданы заранее)
Телеграмма Председателя Государственной думы М. В. Родзянко
Николаю II 26 февраля 1917 г.
Положение серьезное. В столице — анархия. Правительство парализовано. Транспорт продовольствия и топлива пришел в полное расстройство. Растет общественное недовольство. На улицах происходит беспорядочная стрельба. Части войск стреляют друг в друга. Необходимо немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство. Медлить нельзя... Молю Бога, чтобы в этот час ответственность не пала на венценосца.
Вопрос:В чем смысл предложений Родзянко? Какими аргументами он пытался убедить царя в необходимости действовать именно так, как он предлагает?
2 марта 1917 г. император отрекся от престола в пользу младшего брата – великого князя Михаила. Тот также отказался от короны самодержца. Самодержавие в России пало.
(рассказ ученика о НиколаеII)
Вопрос к классу: Существовали на ваш взгляд политические решения выхода из кризиса, порожденного войной?
5.Формирование новых органов власти.
26 февраля – Совет рабочих и солдатских депутатов – Н.С.Чхеидзе
Биографическая справка, портрет
§ Совет рабочих и солдатских депутатов обращается к Временному комитету Госдумы с предложением созыва Учредительного собрания. (для чего?)
§ 2 марта – создание Временного правительства, председатель Е.В.Львов – биографическая справка, портрет
Работа с документом№2
Из декларации Временного правительства
1)Полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным, в том числе: террористическим покушениям, военным восстаниям и аграрным преступлениям и т. д.
2)Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих...
3)Отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений.
4)Немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования Учредительного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны...
6) Выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования.
Вопросы:1.Какие изменения внесла декларация в политический строй России?
2. Какие задачи стояли перед Учредительным собранием?
3. Охарактеризуйте принципы избирательного права, названные в декларации
По инициативе Петр.Совета – демократизация армии. ПРИКАЗ№ 1- утвержден Вр. правительством
Вопрос: к чему привело принятие этого приказа?
Работа с учебником (в качестве закрепления)
На доске:
двоевластие
Вр.правит-во
Львов
Советы раб. и сол.депутатов
Чхеидзе
ввело дем.свободыконтроль за производством
издавало декреты и воззвания контроль за транспортом
отменило сословия контроль за печатью
нац. царские земли обеспечение порядка
выпуск денегсила без власти
власть без силы
Д/З , сделать характеристику по памятке:
причины революции
задачи революции
движущие силы (классы)
Характер революции (определяется по задачам)
Ход революции (краткая характеристика)
Итоги революции.
Значение революции: а)внутреннее, б)международное.