Учитель: Л.Н. Толстой писал: «Имей цель для жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часу, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим.»
Вопрос: Есть ли у вас цель? Чего вам не хватает для ее достижения?
Предоставляется слово всем учащимся. Все чего не хватает для достижения цели, выписывается на доске.
Терпения
Времени
Знаний
Усидчивости
Силы воли
Учитель: Да, чаще всего, почему-то нам не хватает времени. Именно поэтому мы и поговорим сегодня о времени и о том, как оно дорого для любого человека.
Один мудрец сказал: «Время – это ткань, из которой соткана жизнь».
Вопрос: Сколько же лет должен жить человек?
Все учащиеся высказывают свое мнение.
Учитель: Ученые утверждают, что в среднем продолжительность жизни человека составляет не менее 100 лет.
Вопрос: Почему же продолжительность жизни человека в 2 – 3 раза меньше?
Все учащиеся высказывают свое мнение. Причины, перечисленные учащимися, фиксируются на доске.
Здоровье
Неудачи
Выбор профессии, связанный с риском для здоровья
Разочарования
Вредные привычки
Учитель: Действительно, причин очень много. Одна из них – неумение правильно выбрать профессию, определить жизненный путь с учетом своих склонностей и способностей. В результате медленно и поздно осваивается профессия, далеко не все достигают в ней мастерства. Отсюда неудовлетворенность трудом, различные заболевания.
Возможности человека велики. В результате систематического, целенаправленного, организованного труда можно достичь многого. Однако даже талантливые люди зачастую мало чего добиваются, если не умеют ценить время. И наоборот, многим людям, даже не имеющим выдающихся способностей, удается добиться больших успехов в жизни, если они бережно относятся ко времени, правильно организуют свой труд, свою жизнь. Примером умения мобилизовать свои внутренние резервы является жизнь профессора А.А.Любищева. Он за свои 56 лет совершил много открытий в сфере зоологии, генетики, философии.
Однако немало людей попусту растрачивают свое драгоценное время. Они живут, как получится, плывя по течению, ведут беспорядочный образ жизни, не используют свои возможности и способности, откладывают на будущее многие важные дела. Не случайно римский философ Сенека заметил: «Пока мы собираемся жить; жизнь проходит».
Задание: Назовите главную причину, по которой теряется драгоценное время.
Выписываются на доску причины потери времени:
Неорганизованность
Излишняя суета
Неумение планировать свой труд
Неправильное построение своей жизни
Учитель: Научиться беречь свое и чужое время надо уже сейчас, учась в школе. Это годы не только учения, но и становления личности, подготовки к дальнейшей жизни. Ценность времени сейчас значительно возросла, т.к. увеличился поток информации. И скорее уже нужно говорить : время дороже денег, а не американское «время – деньги». Впустую утекшее, впустую потраченное время уже не воротишь, а потерянные деньги можно заработать.
Предлагаю вам послушать стихотворение о том, чего может достичь каждый из вас, если будет беречь время.
Чтение стихотворения.
Ученик:
Ведут часы секундам счет,
Ведут минутам счет.
Часы того не подведут,
Кто время бережет.
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз,
И он не станет говорить.
Что лень ему вставать.
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть
И раньше, чем звенит звонок,
За парту в школе сесть.
С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай,
Уроки делай не спеша
И книг не забывай!
Чтоб вечером, ложась в кровать,
Когда наступит срок,
Ты мог уверенно сказать:
«Хороший был денек!»
Учитель: Человек, умеющий ценить даже секунду, многого может достичь. А что о времени говорят великие люди? Обратим свои взоры на плакат «Устами великих глаголет истина».
Чтение высказываний на слайде.
Учитель: Не задумывались ли, вы к чему приводит потеря времени?
Сообщение учащихся о потерях времени:
Потеря одной минуты рабочего времени в производственной сфере равна утрате результатов дневного труда 200 тысяч человек.
За 60 секунд можно сделать:
Промышленной продукции - на 1,4 млн. рублей
Электроэнергии – на 2,7 млн. кВт·ч, которые в течение года на бытовые нужды могут использовать 2,6 тысяч семей
Газа – 1019 тыс. кубических метров. Ими можно обслужить в течение года 2,7 тысяч квартир.
Ткани – 22 тыс. м2, что достаточно для пошива 15714 брюк
Книги – 2700 экземпляров
Учитель: Почему-то один день пролетает незаметно, а другой тянется до бесконечности.
Ученик:
Мы знаем: время растяжимо,
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течет
Ненагруженное, пустое,
Часов и дней напрасный счет.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки.
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
Учитель:О том, как ценили время наши предки, свидетельствуют созданные ими пословицы и поговорки.
Задание: Назовите пословицы, поговорки о бережном отношении к времени.
Упустишь минуту – потеряешь час.
Время – казна для знающего ему цену.
Делу время – потехе час.
Потерянную вещь можно найти, потерянное время – никогда.
Время ушло – счастье ушло.
Минута час бережет.
Порядок бережет время.
Начиная дело, о конце помышляй.
Учитель:В сутках 24 часа. Из них 8 часов – сон, 8 часов – занятия в школе, 8 часов – дома. Как же рационально использовать эти 8 часов, чтобы успеть выучить уроки, погулять, почитать, посмотреть телевизор или просто отдохнуть?
Задание:Предлагаю создать полезные советы для рационального использования времени.
Дается время на обдумывание. В это время звучит тихая мелодия.
(Можно использовать домашние заготовки советов.)
Учитель:Какие же советы мы можем предложить учащимся нашей гимназии для рационального использования времени?
Выступают все желающие. (слайд)
Учитель:Для чего нам нужны эти полезные советы?
Учащиеся высказывают свое мнение:
Составить режим дня
Повысить успеваемость
Избежать перегрузок
Научиться рационально расходовать время
Развить силу воли
Быть более организованными
Учитель:Вывод со слов учащихся: Все полезные советы помогут развитию личности каждого из вас.