За последние несколько лет персональные компьютеры прочно стали входить в нашу повседневную жизнь, т.к. во всём мире, идёт вытеснение «ручного» умственного труда компьютерным. В связи с этим освоение компьютерных технологий происходит в школе для того, чтобы выпускник смог самореализоваться в жизни, а учителю позволит вывести процесс преподавания того или иного предмета на более качественный уровень.
Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это прежде всего качество урока. Можно ли назвать современным урок, если он проведён без наглядных и технических средств обучения? С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.Использование ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) позволяет увеличить темп обучения, учитывать различные каналы восприятия, дает возможность многократного повторения, активизирует лево-правополушарные способы восприятия информации учащимися.
Вот почему тема моего самообразования «Использование ИКТ как средства повышения мотивации учащихся к изучению математики». В рамках КЦП по информатизации, над которой работает наша школа, помогают мне ее реализовать мультимедийный комплекс и интерактивная доска, позволяющие использовать разнообразные цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы) разных типов.
Трудно переоценить значение наглядности в преподавании математики. Наряду с использованием учебных СD-дисков, мною созданы собственные обучающие презентации MS PowerPoint, используются презентации, созданные коллегами и представленные на различных образовательных сайтах в Интернете. У меня имеется достаточный опыт проведения уроков-презентаций.
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении оказывается чрезвычайно эффективным. Компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулирование различными объектами на экране, изменение их размера, цвета, связей с помощью стрелок, позволяет учителю эффективнее организовать процесс обучения. При изучении новых понятий, фигур, свойств фигур, можно не только увеличить объем представляемой информации, но и попробовать применить новые формы работы на уроке.
Для материалов, которые могут быть использованы в электронном виде на уроке, можно применить следующую классификацию:
I.По месту использования на уроке
А) устная работа;
Б) изучение нового материала;
В) закрепление;
Г) самостоятельная работа.
II. Потипу урока
А) изучение нового материала (лекция);
Б) отработка навыка в решении задач (практикум);
В) подготовка к контрольной работе (обобщение).
III. По типу задания
А) устная задача;
Б) построение чертежа для решения конкретной задачи;
В) доказательство теоремы;
Г) отработка алгоритма применения вновь изученной теоремы.
IV. По форме использования ИКТ
А) презентация или ее часть;
Б) видеофрагмент;
В) тест;
Г) интерактивная модель для построения графика, диаграммы.
V. По типу восприятия
А) левополушарный способ восприятия (через схемы, диаграммы, чертежи);
Б) правополушарный способ восприятия (через образы).
Далее на конкретных примерах c иллюстрациями показано преимущество использования электронных пособий в отличие от традиционных пособий в соответствии с предложенной классификацией. Смотрите приклепленный файл.