Технология организации логопедической помощи детям раннего возраста в ДОУ
Submitted by Наталья Михайловна Лапина on вс, 01/11/2009 - 12:34
Актуальность.Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Для оказания эффективной логопедической и психологической помощи необходимо своевременно выявить имеющиеся у ребенка нарушения. Своевременное и правильное выявление речевых и психических недостатков детей поможет логопеду, психологу, дефектологу определить, в какой помощи они нуждаются и как ее эффективнее оказать. Наличие ранней и адекватной помощи ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии малыша и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить отклонения. При ранней диагностике и своевременно начатом коррекционном воздействии в целом и в речи, в частности на первом году жизни, часть детей, несмотря на сложность дефекта, к 3-5 годам приближается по уровню общего и речевого развития к возрастным стандартам. Дефицит мест в специальных группах, нехватка квалифицированных специалистов – логопедов, психологов, дефектологов и, как следствие этого - неуменьшающееся число воспитанников в детском саду с отклонениями в речевом и психическом развитии, имеющую различную структуру и степень выраженности побудило нас, педагогов, к дальнейшему поиску мер, позволивших оказывать таким детям логопедическую помощь своевременно и результативно. Поэтому на базе «МДОУ Ермаковский детский сад №2 комбинированного вида» Ермаковского района была простроена работа логопедической помощи в трех направлениях:
· Диагностическая
· Консультационная и просветительская работа.
· Коррекционная
Цель работы логопедической помощи - снижение тяжести речевого и психического нарушения у детей дошкольного возраста, всестороннее развитие и коррекция ребенка с учетом его актуальных и потенциальных возможностей.
Основными задачами логопедической помощи детям дошкольного возраста являются:
·формирования здорового образа жизни детей;
·охрана жизни и укрепление здоровья детей;
·обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
·осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;
·приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
·взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;
·преодоления затруднений в обучении.
1.1. Модель организации адаптационного периода для детей 2-го года жизни.
Представляем краткую модель деятельности логопедической помощи детям дошкольного возраста:
·Работа воспитателя до встречи с детьми: воспитатель собирает информацию о статусе ребенка через анкетирование и тестирование родителей, воспитателем группы раннего возраста разработаны стандартные рекомендации по подготовке ребенка к посещению детского сада, что помогает ребенку безболезненно адаптироваться в детском саду.
·Разработали модель организации адаптационного периода для детей 2-го года жизни для сокращения периода адаптации.
· Сокращенный период адаптации дает возможность раньше провести диагностику детей и начать обучение.
1.2. Взаимосвязь со специалистами МДОУ, медицинскими работниками района.
1. В рамках сотрудничества с главным педиатром района, педиатрами детской поликлиники, психоневрологом ЦРБ проводится следующая работа: медицинская сестра и учитель – логопед МДОУ имеют возможность просматривать медицинскую карточку ребенка и собирать информацию об анамнезе, о его раннем речевом и моторном развитии, о его заболеваниях до года и после года. Также, в рамках сотрудничества с детской поликлиникой, по направлению главного педиатра района, логопедом обследуются дети разных возрастов с ограниченными возможностями для оформления документов на врачебную экспертную комиссию (МСЭ) и дальнейшей коррекционной помощи.
3. При зачислении в группу, через месяц, после адаптации в детском саду, ребенка обследуют следующие специалисты: учитель-логопед, педагогпсихолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию (по запросам родителей через ПМПк). Наряду с ранней диагностикой также проводится обследование вновь поступивших в детский сад детей с 5 до 7 лет, с выявлением у них трудностей в школьной адаптации.
4. Вся информация о поступивших детях вносится в специальную папку, т. е. создается банк данных детей.
5. Специалисты ДОУ по окончании обследования проводят анализ полученной информации, составляют списки детей попадающих в «группу риска» и выявляют проблему ребенка:
·с проблемами речевого развития;
·психического развития;
·с проблемами поведения;
·отставание в сфере моторного развития;
·с проблемами внутрисемейных отношений;
·дети-инвалиды;
·соматически ослабленные дети;
·дети с родовыми травмами (ППЦНС, асфиксия и т. д.)
·с проблемами в эмоционально-волевой сфере.
5. В первую половину учебного года специалисты ДОУ встречаются с родителями, проводят родительские собрания с целью профилактики на тему: «Предупреждение психических и речевых расстройств у детей второго года жизни (третьего, четвертого, пятого, шестого, т. е. в зависимости от возраста детей). Далее специалисты ДОУ: учитель - логопед совместно с воспитателями групп проводят семинары – практикумы, индивидуальные консультации, тренинговые занятия рекомендации с теми родителями, чьи дети попали в «группу риска», оказывают психолого-социальную помощь ребенку и семье, поддерживают родителей в кризисных ситуациях.
6. Специалистов ДОУ: учитель - логопед совместно с воспитателями групп составляют и реализуют индивидуальную коррекционную программу совместных действий родителей и специалистов по коррекции проблем ребенка, направляют ребенка на консультации к врачам, которые назначают необходимое лечение.
7. В конце учебного года, после проведения коррекционной работы проводится дифференциальная комплексная диагностика по отслеживанию динамики развития ребенка и с выделением ведущих отклонений в развитии ребенка после 3 лет.
8.Если все мероприятия, выработанные специалистами, оказались неэффективными, и ребенок продолжает испытывать значительные затруднения в обучении и воспитании, то ему необходима диагностико - консультативная помощь. В этом случае ребенка направляют в психолого - медико-педагогические комиссии, где решается вопрос о типе дальнейшего обучения ребенка, сообщают рекомендации родителям, педагогам и дается срок реализации рекомендаций, т. е. отслеживается динамика развития ребенка.
9. Вся информация, полученная специалистами ДОУ и проведенные коррекционные мероприятия передаются в школу.
1.3.Структура работы с детьми раннего возраста при поступлении в детский сад
1.4. Диагностический блок(или базовая диагностика) включает в себя следующие этапы:
1.Для правильного проведения углубленного обследования детей были выработаны критерии нормального развития в оценке психического здоровья и признаки трудностей развития в первые семь лет жизни
На основаниикритерий нормального развития ребенка в оценке психического здоровья в первые семь лет жизни были выработаны протоколы логопедического обследования и экспресс – обследование разными специалистами МДОУ по возрастным группам детей или инструментарий работы логопеда. Все критерии нормального развития в оценке психического здоровья, признаки трудностей развития и протоколы логопедического обследования и экспресс – обследование разными специалистами МДОУ, также вся дальнейшая документация разложены по папкам по всем возрастным группам детей.
2.Сбор информации о ребенке, поступающем в детское учреждение - это первичная диагностика или ориентирование в актуальных проблемах ребенка: соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование и анкетирование родителей со стороны логопеда и воспитателя, беседа с родителями, анализ продуктов деятельности, степени адаптированности ребенка в детском коллективе, особенности эмоционально – волевых проявлений, уровни работоспособности, утомляемости, специфике взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
3. Сбор информации об анамнезе ребенка, о его раннем речевом и моторном развитии, о его заболеваниях до года и после года. Анализ полученной информации.
4.Обследование детей разных возрастных групп, начиная с группы раннего возраста специалистами МДОУ: учитель – логопед, педагог – психолог (по запросам родителей), воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. В рамках сотрудничества с детской поликлиникой, педиатры совместно с логопедом осматривают ребенка в 3 года и производят запись своего заключения в медицинской карточке, находящейся в МДОУ.
5. Создание банка данных детей: информация о поступивших детях также вносится в специальную папку.
а) список детей группы.
б) Выявление детей группы риска специалистами ДОУ: логопедом, воспитателями, специалистами ДОУ, медицинской сестрой.
Распределение детей по группе здоровья и возрастам.
Возрастные группы
Группа здоровьяI
Группа здоровьяII
Группа здоровьяIII
в) Анализ полученной информации. Списки детей каждой возрастной группы, попадающих в «группу риска».
Выявленные проблемы ребенка:
Ф. И.О. ребенка
Неговорящие дети
Дети,с проблемами речевого развития;
Дети с проблемами поведения
Дети, не идущие на контакт:
Дети с отставанием в сфере моторного развития
Дети с несформированной мелкой моторикой
Дети-инвалиды;
Дети с родовыми травмами (ППЦНС, асфиксия и т. д.)
Дети с проблемами в эмоционально-волевой сфере.
Дети с вредными привычками
соматически ослабленные дети
Дети - аллергики
Дети с отставанием познавательного развития
Дети с проблемами внутрисемейных отношений
1.5. Блок консультационной и просветительской работы по профилактике и коррекции речевых нарушений.Этот блок разделили на индивидуальную и групповую работу логопеда с родителями и воспитателями.
Индивидуальная:
1.С педагогами:
- проводится по запросам и результатам диагностики.
-рекомендации для воспитателей о способах решения проблем ребенка.
2. Сродителями:
- проводится по запросам и результатам диагностики.
- рекомендации для родителей о способах решения проблем ребенка.
Групповая:
1. С родителями:
- оформление информационных листов в каждой группе;
- экспресс-выступления на родительских собраниях;
- тематические встречи с родителями по заранее выбранной проблеме;
- подбор литературы для библиотечки родителей.
2. С педагогами:
- консультации;
- семинар-практикум;
- мастер-класс;
- рекомендации по результатам обследования детей;
- открытые занятия для воспитателей ДОУ, РМО логопедов с целью распространения логопедических новинок, экспериментальных технологий.
3. Посещение занятий по развитию речи и обучению грамоте воспитателей.
1.6. Блок динамической диагностики.
Цель динамической диагностики- снижение тяжести речевого и психического нарушения у детей дошкольного возраста, компенсация нарушения в психофизическом развитии малыша и предупреждение отклонения. Коррекционная работа с детьми проводится воспитателями и родителями по результатам базовой диагностики после рекомендаций логопеда. Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного углубленного диагностического обследования.
В мае 2007 года на базе МДОУ «Ермаковский детский сад №2 комбинированного вида» Ермаковского района воIIмладшей группе проводилась сначала базовая диагностика с целью определения речевых умений, а затем в октябре 2007 года после рекомендаций логопеда и коррекционной работы воспитателей с этими же детьми, но уже в средней группе проводилась по запросам родителей динамическая диагностика. После базовой диагностики мы проанализировали ситуацию в группе. Общие сведения о группе, количество которой 25 человек, были получены методом сбора и анализа анамнестических данных, наблюдения,тестирование и анкетирование родителей со стороны логопеда и воспитателя, беседа с родителями, анализ продуктов деятельности, степени адаптированности ребенка в детском коллективе, особенности эмоционально – волевых проявлений, уровни работоспособности, утомляемости, специфике взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, логопедического обследования. Проанализировав полученную информацию, мы составили списки детей, попадающих в «группу риска». Выявили следующие проблемы ребенка:
Дети с родовыми травмами (ППЦНС, асфиксия и т. д.)- 10 человек
Соматически ослабленные дети- 18человек
Дети с проблемами внутрисемейных отношений - 3
Неговорящие дети – 1 ребенок
Дети,с проблемами речевого развития – 23
Дети плохо идущие на контакт: 7человек
Дети с отставанием в познавательном развитии – 16
Дети с несформированным фонематическим восприятием -23человека
Дети с выраженными аграмматизмами в связной речи – 19
Дети, испытывающие трудности в составлении рассказа по сюжетной картинке -20.
После рекомендаций, данным родителям и воспитателям и коррекционного обучения мы получили следующие данные:
Неговорящие дети – нет
Дети,с проблемами речевого развития – 15
Дети, испытывающие трудности в составлении рассказа по сюжетной картинке- 13
Дети с выраженными аграмматизмами в связной речи – 15
Дети плохо идущие на контакт: 1человек
Дети с отставанием в познавательном развитии – 8
Дети с несформированным фонематическим восприятием 15человек
В таблице 1 мы опирались на следующие параметры обследования:
№
Проблемы ребенка
До обучения
После
обучения
1.
Дети с отставанием в познавательном развитии
16
8
2.
Дети, испытывающие трудности в составлении рассказа по сюжетной картинке.
20
13
3.
Дети с выраженными, аграмматизмами в связной речи.
19
15
4.
Дети с проблемами речевого развития.
23
15
После коррекционного обучения результат диагностических данных значительно улучшился.
В следующей таблице 2 «Сравнительный анализ результатов обследования детей до и после обучения» мы опирались на следующие параметры обследования:
№
Проблемы
До обучения
После
обучения
1.
Дети с несформированным фонематическим восприятием.
24
15
2.
Дети, плохо идущие на контакт.
7
1
В таблице 3 мы приводим следующие параметры обследования детей средней группы, с которыми ранее применялась коррекционная работа:
№
Проблемы ребенка
До обучения
После
обучения
1.
Дети с отставанием в познавательном развитии
8
4
2.
Дети, испытывающие трудности в составлении рассказа по сюжетной картинке.
13
10
3.
Дети с выраженными аграмматизмами в связной речи.
15
7
4.
Дети с проблемами речевого развития.
15
7
1.7. Анализ эффективности ранней диагностики.
Данные результатов показывают, что уровень успешности значительно вырос, но остались значительные проблемы в речевом и познавательном развитии. У этих детей наблюдается в анамнезе пренатальная патология, неблагополучное постнатальное развитие, эти дети соматически ослаблены и большинство из этих детей плохо шли на контакт с педагогами до коррекционного обучения и у всех имеется несформированное фонематическое восприятие. До коррекционного обучения и рекомендаций логопеда у детей было нарушено до 10 звуков, после обучения – от 1 до 4 звуков. Для этих детей характерны неустойчивость внимания, несобранность, неумение вовремя включиться или переключиться с одного объекта на другой. Большинство из этих детей имеют нарушения мимических мышц лица, моторики артикуляционного аппарата, рук и ног, искажения структуры слова. Но если сравнивать качественные показатели первого обследования со вторым, то можно сделать вывод, что тотального нарушения речи у этих детей не будет. Но эти дети направлены на консультацию к врачу – психоневрологу, оториноларингологу, окулисту, рекомендовано родителям обратиться в ПМПК для более точного определения образовательной программы. И можно уже сейчас сделать вывод, что эти дети поступят в логопедическую группу с фонетико-фонематическим нарушением речи и нарушением произношения отдельных звуков.
1.8. Блок коррекционной работы с детьми раннего возраста.
1. Рекомендованный план работы с детьми раннего возраста для воспитателей.
2. Интегрированные занятия с детьми в группе раннего возраста со всеми специалистами.
3. Работа студии «Речецветик» совместно с родителями и детьми под руководством логопеда.
4. Тренинговые занятия с родителями и детьми под руководством логопеда.
Сравнительный анализ полученных результатов показал, что в ДОУ необходима работа специалистов по ранней диагностике, так как она способствует развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста и снижению тяжести речевого нарушения у детей с общим недоразвитием речи, заинтересованности родителей в воспитании и обучении своих детей.
Список литературы.
1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990.-144 с.
2.Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. -Санкт Петербург «Детство - Пресс», 2004. -144 с.
3. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. Методическое пособие. Составители: Кондратенко И. Ю. - М.: Айрис - пресс, 2005. - 224 с.
4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций. Составители: Балобанова В. П., Богданова Л. Г. - СПб.: «Детство - Пресс», 2000.- 240 стр.
5. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: книга для логопеда. -2-е изд., обраб. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.
6. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. -М.: Просвещение, Владос, 1995. -112 с.
7. Забрамная С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. - М: Просвещение. 1988. -194 с.
8. Инденбаум Е. Л. Проблемы диагностики и коррекции трудностей развития у детей. - Иркутск: Издательство Иркутского Государственного педагогического университета, 2004.- 84с.
9. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем - логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. - СПб.: Изд - во «Каро», 2002.- 368 с.
10. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. Методическое пособие. (Под редакцией Гаркуши Ю. Ф.) - М.: Секачев В. Ю., «Центр Гуманитарной Литературы «РОН». 2001.-157 с.
11. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.-144 с.
12. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонением в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 1992. - 95 с.
13. Медико – психолого – педагогическая служба в ДОУ. (под редакцией Каралашвили Е. А.) – М: ТЦ Сфера, 2007 -128 с.
14. Нарушение речи у дошкольников. Составители: Белова - Давид Р.А., Гришинун Б. М. - М.: Просвещение, 1969.- 216с.
15. Пермякова В. А. Критерии нормального развития в оценке психического здоровья. (Развитие здорового ребенка и признаки трудностей развития в первые 7 лет жизни )- Ир.: Изд-во ИГУ, 2001. - 32 с.
16. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васильевой М. А. - М.: Просвещение, 1985. -174 с.
17. Проблемы комплексного сопровождения ребенка с дефектами развития в условиях Красноярского края. Под ред. Домишкевич Р. А. - Красноярск: Гротеск, 2001. - 241 с.
18. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М: ТЦ Сфера, 2004 -112 с. (серия «Библиотека руководителя ДОУ»).
19. Стребелева Е.А. Ранняя диагностика умственной отсталости. Журнал 20. «Дефектология». -1994, №4, с. 53 - 59.
20. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностика отклоняющегося развития. М.: ТЦ Сфера, 2005. - 320 с.
21. Шипицина Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. СПб: «Речь», 2005 – 240 с.