Официальный сайт hauteecole 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Технология организации логопедической помощи детям раннего возраста в ДОУ

Submitted by Наталья Михайловна Лапина on вс, 01/11/2009 - 12:34
Данные об авторе
Автор(ы): 
Лапина Наталья Михайловна
Место работы, должность: 
МДОУ «Ермаковский детский сад №2 комбинированного вида», учитель - логопед
Регион: 
Красноярский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Предмет(ы): 
Логопедия
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Тип ресурса: 
образовательная технология
Краткое описание ресурса: 
Этот материал отражает сложившийся в практике нашего ДОУ опыт оптимальной организации логопедической помощи детям раннего возраста. Основной идеей оптимизации деятельности логопедической службы ДОУ является реализация ранней диагностики и ранней коррекции нарушений речевого развития воспитанников. Мы представляем модель логопедической помощи детям раннего возраста. Значительное место в ней отводится эффективному взаимодействию логопеда со специалистами ДОУ. Внедрение в практику ДОУ представленной технологии ранней диагностики и коррекции нарушения развития речи способствует повышению результативности коррекционной работы в целом.

 

Актуальность. Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Для оказания эффективной логопедической и психологической помощи необходимо своевременно выявить имеющиеся у ребенка нарушения. Своевременное и правильное выявление речевых и психических недостатков детей поможет логопеду, психологу, дефектологу определить, в какой помощи они нуждаются и как ее эффективнее оказать. Наличие ранней и адекватной помощи ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии малыша и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить отклонения. При ранней диагностике и своевременно начатом коррекционном воздействии в целом и в речи, в частности на первом году жизни, часть детей, несмотря на сложность дефекта, к 3-5 годам приближается по уровню общего и речевого развития к возрастным стандартам. Дефицит мест в специальных группах, нехватка квалифицированных специалистов – логопедов, психологов, дефектологов и, как следствие этого - неуменьшающееся число воспитанников в детском саду с отклонениями в речевом  и психическом развитии, имеющую различную структуру и степень выраженности побудило нас, педагогов, к дальнейшему поиску мер, позволивших оказывать таким детям логопедическую помощь своевременно и результативно. Поэтому на базе «МДОУ Ермаковский детский сад №2 комбинированного вида» Ермаковского района была простроена работа логопедической помощи в трех направлениях:

·          Диагностическая

·          Консультационная и просветительская работа.

·          Коррекционная

Цель работы логопедической помощи - снижение тяжести речевого и психического нарушения у детей дошкольного возраста, всестороннее развитие и коррекция ребенка с учетом его актуальных и потенциальных возможностей.

Основными задачами логопедической помощи детям дошкольного возраста являются:

·          формирования здорового образа жизни детей;

·          охрана жизни и укрепление здоровья детей;

·          обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

·          осуществление необходимой коррекции отклонений в разви­тии ребенка;

·          приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

·          взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного раз­вития ребенка;

·          преодоления затруднений в обучении.

1.1. Модель организации адаптационного периода для детей 2-го года жизни.

   Представляем краткую модель деятельности логопедической помощи детям дошкольного возраста:

·    Работа воспитателя до встречи с детьми: воспитатель собирает информацию о статусе ребенка через анкетирование и тестирование родителей, воспитателем группы раннего возраста разработаны стандартные рекомендации по подготовке ребенка  к посещению детского сада, что помогает ребенку безболезненно адаптироваться в детском саду.

·    Разработали модель организации адаптационного периода для детей 2-го года жизни для сокращения периода адаптации.

·    Сокращенный период адаптации дает возможность раньше провести диагностику детей и начать обучение.

1.2. Взаимосвязь со специалистами МДОУ, медицинскими работниками района.

1. В рамках сотрудничества с главным педиатром района, педиатрами детской поликлиники, психоневрологом ЦРБ проводится следующая работа: медицинская сестра и учитель – логопед МДОУ имеют возможность просматривать медицинскую карточку ребенка и собирать информацию об анамнезе, о его раннем речевом и моторном развитии, о его заболеваниях до года и после года. Также, в рамках сотрудничества с детской поликлиникой, по направлению главного педиатра района, логопедом обследуются дети разных возрастов с ограниченными возможностями для оформления документов на врачебную экспертную комиссию (МСЭ)  и дальнейшей коррекционной помощи.

3. При зачислении в группу, через месяц, после адаптации в детском саду, ребенка обследуют следующие специалисты:  учитель-логопед, педагог­психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию (по запросам родителей через ПМПк). Наряду с ранней диагностикой также проводится обследование вновь поступивших в детский сад детей с 5 до 7 лет, с выявлением у них трудностей в школьной адаптации.

4. Вся информация о поступивших детях вносится  в специальную папку, т. е. создается банк данных детей.

5. Специалисты ДОУ по окончании обследования проводят анализ полученной информации, составляют списки детей попадающих в «группу риска» и выявляют проблему ребенка:

·          с проблемами речевого развития;

·          психического развития;

·          с проблемами поведения;

·          отставание в сфере моторного развития;

·          с проблемами внутрисемейных отношений;

·          дети-инвалиды;

·          соматически ослабленные дети;

·          дети с родовыми травмами (ППЦНС, асфиксия и т. д.)

·          с проблемами в эмоционально-волевой сфере.

5. В первую половину учебного года специалисты ДОУ встречаются с родителями, проводят родительские собрания с целью профилактики на тему: «Предупреждение психических и речевых расстройств у детей второго года жизни (третьего, четвертого, пятого, шестого, т. е. в зависимости от возраста детей). Далее специалисты ДОУ: учитель - логопед совместно с воспитателями групп проводят семинары – практикумы, индивидуальные консультации, тренинговые занятия рекомендации с теми родителями, чьи дети попали в «группу риска», оказывают  психолого-социальную помощь ребенку и семье, поддерживают родителей в кризисных ситуациях.

6. Специалистов ДОУ: учитель - логопед совместно с воспитателями групп составляют и реализуют индивидуальную коррекционную программу совместных действий родителей и специалистов по коррекции проблем ребенка, направляют ребенка на консультации к врачам, которые назначают необходимое лечение.

7. В конце учебного года, после проведения коррекционной работы проводится дифференциальная комплексная диагностика по отслеживанию динамики развития ребенка и с выделением ведущих отклонений  в развитии ребенка после 3 лет.

8.Если все мероприятия, выработанные специалистами, оказались неэффективными, и ребенок продолжает испытывать значительные затруднения в обучении и воспитании, то ему необходима диагностико - консультативная помощь. В этом случае ребенка направляют в психолого - медико-педагогические комиссии, где решается вопрос о типе дальнейшего обучения ребенка, сообщают рекомендации родителям, педагогам и дается срок реализации рекомендаций, т. е. отслеживается динамика развития ребенка.

9. Вся информация, полученная специалистами ДОУ и проведенные коррекционные мероприятия передаются в школу.

1.3. Структура работы с детьми раннего возраста при поступлении в детский сад

1.4. Диагностический блок  (или  базовая диагностика) включает в себя следующие этапы:

1. Для правильного проведения углубленного обследования детей были выработаны критерии нормального развития в оценке психического здоровья и признаки трудностей развития в  первые семь лет жизни

На основании критерий нормального развития ребенка в оценке психического здоровья в первые семь лет жизни были выработаны протоколы логопедического обследования и экспресс – обследование разными специалистами МДОУ по возрастным группам детей  или инструментарий работы логопеда. Все критерии нормального развития в оценке психического здоровья, признаки трудностей развития и протоколы логопедического обследования и экспресс – обследование разными специалистами МДОУ, также вся дальнейшая документация разложены по папкам по всем возрастным группам детей.

2. Сбор информации о ребенке, поступающем в детское учреждение - это первичная диагностика или ориентирование  в актуальных проблемах ребенка: соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование и анкетирование родителей со стороны логопеда и воспитателя, беседа с родителями, анализ продуктов деятельности, степени адаптированности ребенка в детском коллективе, особенности эмоционально – волевых проявлений, уровни работоспособности, утомляемости, специфике взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

3. Сбор информации об анамнезе ребенка, о его раннем речевом и моторном развитии, о его заболеваниях до года и после года. Анализ полученной информации.

4. Обследование детей разных возрастных групп, начиная с группы раннего возраста специалистами МДОУ: учитель – логопед, педагог – психолог (по запросам родителей), воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. В рамках сотрудничества с детской поликлиникой, педиатры совместно с логопедом осматривают ребенка в 3 года и производят запись своего заключения в медицинской карточке, находящейся в МДОУ.

5. Создание банка данных детей: информация о поступивших детях также вносится  в специальную папку.

а) список детей группы.

б) Выявление детей группы риска специалистами ДОУ: логопедом, воспитателями, специалистами ДОУ, медицинской сестрой.

Распределение детей по группе здоровья и возрастам.

Возрастные группы

Группа здоровья I

Группа здоровья II

Группа здоровья III

в) Анализ полученной информации. Списки детей каждой возрастной группы, попадающих в «группу риска».

Выявленные проблемы ребенка:

Ф. И.О. ребенка

Неговорящие дети

 

Дети,с проблемами речевого развития;

 

Дети с проблемами поведения

 

Дети, не идущие на контакт:

 

Дети с отставанием в сфере моторного развития

 

Дети с несформированной мелкой моторикой

 

Дети-инвалиды;

 

Дети с родовыми травмами (ППЦНС, асфиксия и т. д.)

 

Дети с проблемами в эмоционально-волевой сфере.

 

Дети с вредными привычками

 

соматически ослабленные дети

 

Дети - аллергики

 

Дети  с отставанием познавательного развития

 

Дети с проблемами внутрисемейных отношений

 

1.5. Блок консультационной и просветительской работы по профилактике  и коррекции речевых нарушений. Этот блок разделили на индивидуальную и групповую работу логопеда с родителями и воспитателями.

Индивидуальная:

1. С педагогами:

-   проводится по запросам и результатам диагностики.

-   рекомендации для воспитателей о способах решения проблем ребенка.

2. С родителями:

-  проводится по запросам и результатам диагностики.

 - рекомендации для родителей о способах решения проблем ребенка.

Групповая:

1. С родителями:

- оформление информационных листов в каждой группе;

-  экспресс-выступления на родительских собраниях;

- тематические встречи с родителями по заранее выбран­ной проблеме;       

 -  подбор  литературы для библиотечки ро­дителей.

2. С педагогами:

 - консультации;

-  семинар-практикум;

-   мастер-класс;

-  рекомендации по результатам обследования детей;

- открытые занятия для воспитателей ДОУ, РМО логопедов с целью     распространения логопедических новинок, экспериментальных технологий.

3. Посещение занятий по развитию речи и обучению грамоте воспитателей.

1.6. Блок динамической диагностики.

 Цель динамической диагностики - снижение тяжести речевого и психического нарушения у детей дошкольного возраста, компенсация нарушения в психофизическом развитии малыша и предупреждение отклонения.  Коррекционная работа с детьми проводится воспитателями и родителями по результатам базовой диагностики после рекомендаций логопеда. Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного углубленного диагностического обследования. 

   В мае 2007 года на базе МДОУ «Ермаковский детский сад №2 комбинированного вида» Ермаковского района во II младшей группе проводилась сначала базовая диагностика с целью определения речевых умений, а затем в октябре 2007 года после рекомендаций логопеда и коррекционной работы воспитателей с этими же детьми, но уже в средней группе проводилась по запросам родителей динамическая диагностика. После базовой диагностики мы проанализировали ситуацию в группе. Общие сведения о группе, количество которой 25 человек, были получены методом сбора и анализа анамнестических данных, наблюдения, тестирование и анкетирование родителей со стороны логопеда и воспитателя, беседа с родителями, анализ продуктов деятельности, степени адаптированности ребенка в детском коллективе, особенности эмоционально – волевых проявлений, уровни работоспособности, утомляемости, специфике взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, логопедического обследования. Проанализировав полученную информацию, мы составили списки  детей, попадающих в «группу риска». Выявили следующие проблемы ребенка:

Дети с родовыми травмами (ППЦНС, асфиксия и т. д.)- 10 человек

Соматически ослабленные дети- 18человек

Дети с проблемами внутрисемейных отношений - 3

Неговорящие дети – 1 ребенок

Дети,с проблемами речевого развития – 23

Дети плохо идущие на контакт: 7человек

Дети  с отставанием в познавательном развитии – 16

Дети с несформированным фонематическим восприятием  -23человека

Дети с выраженными аграмматизмами в связной речи – 19

Дети, испытывающие трудности в составлении  рассказа  по сюжетной картинке -20.

После рекомендаций, данным родителям и воспитателям  и  коррекционного обучения мы получили следующие данные:

Неговорящие дети – нет

Дети,с проблемами речевого развития – 15

Дети, испытывающие трудности в составлении  рассказа  по сюжетной картинке- 13

 Дети с выраженными аграмматизмами в связной речи – 15

Дети плохо идущие на контакт: 1человек

Дети  с отставанием в познавательном развитии – 8

Дети с несформированным фонематическим восприятием 15человек

В таблице  1 мы опирались на следующие  параметры обследования:

Проблемы ребенка

До обучения

После

обучения

1.

Дети  с отставанием в познавательном развитии

16

8

2.

Дети, испытывающие трудности в составлении  рассказа  по сюжетной картинке.

20

13

3.

Дети с выраженными, аграмматизмами в связной речи.

19

15

4.

Дети с проблемами речевого развития.

23

15

После коррекционного обучения результат диагностических данных значительно улучшился.

 В следующей  таблице 2 «Сравнительный анализ результатов обследования детей до и после обучения» мы опирались на следующие  параметры обследования:

Проблемы

До обучения

        После    

     обучения

1.

Дети с несформированным фонематическим восприятием.

24

15

2.

Дети, плохо идущие на контакт.

7

1

В таблице  3  мы приводим следующие  параметры обследования детей средней группы, с которыми ранее применялась коррекционная работа:

Проблемы ребенка

До обучения

        После    

     обучения

1.

Дети  с отставанием в познавательном развитии

8

4

2.

Дети, испытывающие трудности в составлении  рассказа  по сюжетной картинке.

13

10

3.

Дети с выраженными аграмматизмами в связной речи.

15

7

4.

Дети с проблемами речевого развития.

15

7

1.7. Анализ эффективности ранней диагностики.

Данные результатов показывают, что уровень успешности значительно вырос, но остались значительные проблемы в речевом и познавательном развитии. У этих детей наблюдается в анамнезе пренатальная патология, неблагополучное постнатальное развитие, эти дети соматически ослаблены и большинство из этих детей плохо шли на контакт с педагогами до коррекционного обучения и у всех имеется  несформированное фонематическое восприятие. До коррекционного обучения и рекомендаций логопеда у детей было нарушено до 10 звуков, после обучения – от 1 до 4 звуков.  Для этих детей характерны неустойчивость внимания, несобранность, неумение вовремя включиться или переключиться с одного объекта на другой. Большинство из этих детей имеют нарушения мимических мышц лица, моторики артикуляционного аппарата, рук и ног, искажения структуры слова. Но если сравнивать качественные показатели первого обследования со вторым, то можно сделать вывод, что тотального нарушения речи у этих детей не будет. Но эти дети направлены на консультацию к врачу – психоневрологу, оториноларингологу, окулисту, рекомендовано родителям обратиться  в ПМПК для более точного определения образовательной программы. И можно уже сейчас сделать вывод, что эти дети поступят в логопедическую группу с фонетико-фонематическим нарушением речи и нарушением произношения отдельных звуков.

  1.8. Блок коррекционной работы с детьми раннего возраста.

1. Рекомендованный план работы с детьми раннего возраста для воспитателей.

2. Интегрированные занятия с детьми в группе раннего возраста со всеми специалистами.

3. Работа студии «Речецветик» совместно с родителями и детьми под руководством логопеда.

4. Тренинговые занятия с родителями и детьми под руководством логопеда.

                 Сравнительный анализ полученных результатов показал, что в ДОУ  необходима работа специалистов по ранней диагностике, так как она способствует развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста и снижению тяжести речевого нарушения у детей с общим недоразвитием речи, заинтересованности родителей в воспитании и обучении своих детей.

Список литературы.

1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования лично­сти в детстве: норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990.-144 с.

2.Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследова­ния детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. -Санкт Петербург «Детство - Пресс», 2004. -144 с.

3. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. Методическое пособие. Составители: Кондратенко И. Ю. - М.: Ай­рис - пресс, 2005. - 224 с.

4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедиче­ской работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сбор­ник методических рекомендаций. Составители: Балобанова В. П., Богданова Л. Г. - СПб.: «Детство - Пресс», 2000.- 240 стр.

5.  Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: книга для логопеда. -2-е изд., обраб. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.

6. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. -М.: Просвещение, Владос, 1995. -112 с.

7. Забрамная С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. - М: Просвещение. 1988. -194 с.

8.  Инденбаум Е. Л. Проблемы диагностики и коррекции трудностей развития у детей. - Иркутск: Издательство Иркутского Государственного пе­дагогического университета, 2004.- 84с.

9. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем - логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. - СПб.: Изд - во «Каро», 2002.- 368 с.

10. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждени­ях для детей с нарушениями речи. Методическое пособие. (Под редакцией Гаркуши Ю. Ф.) - М.: Секачев В. Ю., «Центр Гуманитарной Литературы «РОН». 2001.-157 с.

11. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.-144 с.

12. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонением в развитии. Ранняя ди­агностика и коррекция. - М.: Просвещение, 1992. - 95 с.

13.  Медико – психолого – педагогическая служба в ДОУ. (под редакцией Каралашвили Е. А.) – М: ТЦ Сфера, 2007 -128 с.

14. Нарушение речи у дошкольников. Составители: Белова - Давид Р.А., Гришинун Б. М. - М.: Просвещение, 1969.- 216с.

15. Пермякова В. А. Критерии нормального развития в оценке психи­ческого здоровья. (Развитие здорового ребенка и признаки трудностей разви­тия в первые 7 лет жизни )- Ир.: Изд-во ИГУ, 2001. - 32 с.

16. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Ва­сильевой М. А. - М.: Просвещение, 1985. -174 с.

17.  Проблемы комплексного сопровождения ребенка с дефектами развития в условиях Красноярского края. Под ред. Домишкевич Р. А. - Красноярск: Гротеск, 2001. - 241 с.

18. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М: ТЦ Сфера, 2004 -112 с. (серия «Библиотека руководителя ДОУ»).

19. Стребелева Е.А.  Ранняя диагностика умственной отсталости. Журнал 20. «Дефектология». -1994, №4, с. 53 - 59.

20. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностика отклоняющегося развития. М.: ТЦ Сфера, 2005. - 320 с.

21. Шипицина Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. СПб:  «Речь», 2005 – 240 с.                                                                         

 


Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн