Официальный сайт aquaexpert 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Воспитательные технологии

Фото пользователя Светлана Ивановна Александрова
Размещено: Светлана Ивановна Александрова - пт, 06/11/2009 - 12:47
Данные об авторе
Автор(ы): 
Александрова Светлана иванвона
Место работы, должность: 
МОУ "Карлыганская СОШ им.К.А.Андреева", заместитель директора по воспитательной работе
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
представлен семинар классных руководителей по вопрсу примения различных воспитательных технологий

 

 Воспитательная технология – это одно из средств воспитания , деятельность людей. Методы, способы, техники, приемы, средства, формы – соседи и родственники технологии. Технология направлена на решение конкретных педагогических задач и состоит их последовательности, из системы педагогических приемов и техник. Технология всегда имеет результат. Например: незапланированные изменения отношения школьников к учителю в процессе осуществления педдействия; изменения в отношениях ребят друг к другу, факты вежливости, организованности, дисциплинированности, т.е. меняются качества поведения и черты личности воспитанников. Существует своеобразный алгоритм способов действия воспитателя, задающий определенные качества деятельности школьников (например, творческий характер, соревновательность) , а также определенные качества общения (доброжелательность, открытость, проблемность). Из сказанного можно выстроить цепочку:
воспитательные технологии = цели – методы – результаты.
 По каким же критериям мы определяем, технология ли это?
- это массовые, т.е. известные формы и способы работы;
- в способе должна быть некая устойчивость, типичность;
- должна быть заложена потенциальная возможность конкретного результата.
 Таким критериям соответствуют следующие технологии:
- КТД;
- тренинги общения
- шоу-технологии
- групповая проблемная работа (диспуты, дискуссии, обсуждение ситуации, разработка проектов
- диалог « педагог- воспитанник»
- создание ситуации успеха.
Технология «Тренинг общения»
 Тренинг – как метод активного социально-психологического обучения в настоящее время представляет собой один из наиболее востребованных и динамично развивающихся видов психологической работы. Данный метод позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, управления собственными эмоциональными состояниями, корректного выражения эмоций понимание их выражения у окружающих, самопознания и самопринятия. Эти аспекты очень актуальны именно в подростковом возрасте. Общение является ведущей деятельностью подростков и очень значимо в субъектном плане для большинства из них.
  Разнообразие тренингов велико. Нас интересует более узкое явление – формы групповой работы с общением, проникшие в деятельность учителя: группы личностного роста, социально-психологические тренинги, тренинги общения, групповая психологическая работа. Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта обращения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).
 Психологические тренинги характеризуются большим разнообразием. Тренинг общения находится посередине. С одной стороны он стимулирует социальное развитие участников, создает условия для самопознания, способствует повышению уровня рефлективности. С другой стороны происходит обучение поведенческим моделям.
В общем виде в тренинге общения выделяют 3 блока. 1 – разминка, включает ряд заданий, упражнений, направленных на создание атмосферы открытости и внимания, слышания друг друга. 2 блок – основные упражнения тренинга связаны с тем опытом, что задуман в тренинге как цель. 3 блок – рефлексия. Получение обратной связи по прошедшему занятию. Рефлексивные высказывания относительно темы и занятия в целом: «Самым важным на занятии для меня было…», На занятии я понял…».
Принципы. Общение в условиях тренинга строится на принципах: «Здесь и сейчас» - на тренинге говорят о том, что происходит на занятии, о тех проявлениях, общении, отношениях, которые возникают и проявляются непосредственно на тренинге. «Участие» - в упражнениях тренинга участвуют все участники занятия. «Обратная связь» - каждый участник тренинга имеет право получить информацию, мнение, оценку своих действий.
Организация. Наиболее оптимальное расположение участников – по кругу: - равенство участников, - свобода движения участников, - высокий уровень вовлеченности, -  общность, целостность.
Существует 2 универсальных группы методов, на которых базируется любой тренинг:
Метод тренинга
 
Метод интерактивной игры                                              Метод групповой дискуссии
 
Подвижные        Ролевые                                       Тематическая                      Биографическая
 Игры                   игры                                              дискуссия                               дискуссия
                                                                                                       Интеракционная
                                                                                                           Дискуссия
 
Технология «КТД»
Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности. Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная. С технологией КТД( по Иванову) все знакомы, поэтому напоминаю 6 этапов:- совместное решение о проведении дела, - коллективное планирование, - коллективная подготовка, - проведение дела, - коллективный анализ, - решение о последействии.
 2 типа КТД : классическое и личностно-ориентированное.
Отличия:

Этап
Традиционное КТД
Личностно-ориентированное КТД
1. коллективное целеполагание
Социальные основания выбора дела – польза, радость людям, сплочение коллектива
Дело как потенциал личностного развития и роста
2. коллективное планирование
 
Акцент на групповой работе, групповом вкладе
Акценты на индивидуальные вклады, на авторство идей, предложений
3. коллективная подготовка
Акцент на дружной групповой работе
Акценты на добровольность принятия ролей, поручений и их индивидуализированность
4. проведение дела
Участие групп, команд, общее действо, участие как реализация общего плана
Возможности для личного, негруппового участия, структура дела с учетом самоопределения ребят в отношении ролей, поручений
5. коллективный анализ
Основные вопросы – критерии «Как мы организовали дело?», «Как мы проявили свою коллективность?», «Какой вклад каждого в общее дело?»
Вопросы – критерии, акцентирующие значимость дела для понимания, развития себя как индивидуальность

 
 Результат КТД – опыт позитивной совместной активности. Факт такой активности – это участие конкретного школьника в совместном планировании, в проведении дела, в его анализа.
Технология «Шоу –технологии»
Мероприятия «Звездный час», «Музыкальный ринг», «Счастливый случай», «КВН» и другие мероприятия относятся к типу шоу – технологий. Общим в их проведении являются три особенности: - деление участников на выступающих (сцена) и зрителей (зал), - соревновательность на сцене, - заготовленный организаторами сценарий.
Структура. Есть 3 блока : подготовка – реализация – анализ итогов.
Технология «Групповая проблемная работа»
 Это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Задачи : познавательная, организационная, аксиологическая. В первом случае проблема отражает учебное, познавательно содержание и групповая проблемная работа решает дидактические учебные задачи. Цель проблемной работы – разработка, принятие организационных решений. Цель групповой проблемной работы – прояснение, обсуждение, развитие ценностного содержания. Общее в технологии групповой проблемной работы с этими задачами: обращение к слову как средству, - действие педагога в условиях проблемной ситуации, - организация межличностного взаимодействия как движения от личных мнений, идей, позиций к общему результату – продукту. Этим продуктом при организации задачи должно быть некое общее решение, мнение группы, а в случае аксиологической, ценностной задачи – прояснение, развитие личных позиций, мнений и фиксация их сходства и различий.
Структура. Действие педагога начинается с создания или фиксации проблемной ситуации, перевода проблемной ситуации в конкретизированную задачу. И эта задача (обязательно!) должна быть зафиксирована на доске, плакате, в тетрадях. Цель –удержание задачи в определенном, точном виде. Следующий шаг – ведение определенной  цепочки действий школьников (введение движения личностного к общему, групповому). Существует два варианта такой цепочки:

«Лепка». Ключевым стартовым является групповая или микрогрупповая деятельность с разработкой идей в общий групповой результат. Чаще всего такая разработка идет в режиме мозгового штурма. Результаты объединяются в единый список предложений, идей
«Развивающая кооперация». Первоначальный список идей, предложений составляется индивидуально, затем индивидуальные результаты объединяются и корректируются в парной работе, потом парные продукты анализируются и отбираются в квартетах, затем аналогичная работа проводится в восьмерках. В итоге появляется общий список, который доводится до решения.

 
Технология «Создание ситуации успеха»
Приветствие: используется яркий мяч, его бросают тому, кого приветствуют. Приглашается к доске один из участников. Ему предлагается нарисовать корову. Но прежде чем задание будет исполнено, всем присутствующим предлагается сказать 9сделать) что-то такое, что бы помогло успеху художественной деятельности. «Не бойся, ничего страшного, если не получится…», «Вспомни, как выглядит корова», «Только на тебя вся надежда!». Разброс суждений самый различный. Приглашенный художник смело приступает к рисунку, остальные поддерживают его радостными поощрениями. Руководитель занятия предельно внимателен, фиксирует все реплики, советы, фразы. Рисунок получается, потому что была организована ситуация успеха. Производится оценка рисунка(Эта деталь удалась, у коровы характер добрый…). Художник анализирует свое состоянии и называет те реплики, которые оказались для него сильной поддержкой. Сфера доброжелательности: - снятие страха (»Ничего страшного…»), - скрытая инструкция («Ты же помнишь, что…»), - авансирование («У тебя все получится…»), - персональная исключительность («Только у тебя и может получиться…»), - усиление мотива («Нам это так нужно для…»), - педагогическое внушение («Приступай же!»), - высокая оценка детали («Вот эта часть у тебя замечательно…»).
 

 


Поиск

Loading

Оценка материала

...


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн