В течение последних лет я веду работу по внедрению в практическую деятельность методов и приемов, которые позволяют учащимся самостоятельно проводить урок или его фрагмент. Использование компьютера для обучения самими учениками позволяет многим детям в корне изменить свое мнение о компьютере и его роли в обществе. Эти приемы способствуют повышению мотивации учащихся.
Задача учителя помочь ученику понять себя, научиться адекватно оценивать свои возможности, проверить себя. Для решения этой задачи необходимо изменить эмоциональный настрой ученика, снять негативное отношение к учебе, что требует следующих мер: использование в общении доброжелательного тона, стиль общения должен быть понимающим; создание ситуации успеха, чему способствует совмещение пошагового метода обучения и принципов уровневой дифференциации.
Решая проблему дифференцированного обучения, использую разнообразные оригинальные методы и средства в зависимости от целей и содержания урока: индивидуальные задания, различные формы взаимоконтроля, графические диктанты, ролевые игры, индивидуально-групповые задания разноуровневого характера, тестовые формы контроля знаний, вовлекая при этом учащихся в активную познавательную деятельность.
В основе этого метода лежит поэлементное изложение учебного материала с первичным закреплением после каждого элемента. Пошаговое закрепление организуется в форме самостоятельной деятельности по выполнению задания к уроку. Переход к новому блоку происходит только после объяснения нового материала. Использование этого метода позволяет ученикам работать в своем темпе и на своем уровне. Кроме того, работа каждого ученика оценивается в течение всего урока, что также позволяет решать поставленную задачу.
Следующая моя задача - вооружить ученика способами грамотного взаимодействия с окружающим миром. Темпы развития общества таковы, что сегодня важно умение самостоятельно учиться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в различных областях. На первое место выступает задача по формированию общеучебных умений и навыков (ОУУН) мыслительных, информационных, коммуникативных и организационных.
Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков организуется при помощи развивающих заданий (цифровые, числовые и буквенные диктанты, задания на установление соответствия, выбор лишнего). Задания такого характера используются при проверке домашнего задания, мотивации, закрепления материала.
Работа по формированию коммуникативных ОУУН организуется преимущественно следующим образом:
1. Развитие речи при работе с термином:
-чтение определения по учебнику;
- полные устные ответы на вопросы учителя;
-выделение существенных признаков в определении;
-применение понятия, термина с проговариванием существенных признаков
2. Создание особой речевой среды через организацию групповой работы.
Групповая деятельность предполагает активную работу всех участников группы, выполняет важную воспитательную задачу, являясь средством формирования коллектива. При грамотной организации улучшает отношения между учащимися. Кроме того, групповая работа очень хорошо сочетается с таким приемом социальной мотивации, как работа на единую цель.
На уроках я реализую дифференцированный подход чаще всего в форме работы обучающихся в группах. Работа обучающихся в группах позволяет им понять преимущества коллективной формы деятельности. Умение работать в коллективе, совместно обрабатывать информацию приобретает особое значение в условиях информационного общества.
При этом ставятся определенные цели. Компоненты целей:
<!--{12577849064966}-->- <!--{12577849064967}-->познавательный: овладеть основными понятиями, определениями, методами исследования по данной теме, научиться получать и использовать новую информацию (из книг, из рассказов учителя и обучающихся), получить целостное представление о структуре изучаемой темы и её значении;
<!--{12577849064968}-->- <!--{12577849064969}-->волевой: развить умение мобилизовать физические и психические возможности для преодоления трудностей при овладении новыми методами, понятиями;
<!--{125778490649610}-->- <!--{125778490649611}-->мотивационно-потребностный: научиться работать в группе и развить навыки передачи своих знаний другим, реализовать себя как личность, которая может передать свои знания;
<!--{125778490649612}-->- <!--{125778490649613}-->эмоциональный: создать положительную эмоциональную обстановку в классе.
Например, группы обучающихся 8 класса могут получить задание: овладеть учебным материалом и подготовить передачу его остальным обучающимся класса. Задача каждой группы:
систематизировать материал, изучить дополнительную литературу, подготовить историческую справку, подобрать задачи, в том числе нестандартные, и решить их, изготовить буклет по теме или презентацию, подготовить раздаточный материал в виде таблиц.
При выполнении заданий обучающимся приходится преодолевать определенные трудности, в том числе и связанные с необходимостью согласованности в групповой работе. Успешное преодоление таких затруднений приносит участникам совместной работы не только моральное удовлетворение, но и служит источником положительной мотивации в дальнейшей учебной деятельности, способствует развитию инициативы и активности обучающихся.
3. Организация деятельности учащихся по формированию информационных и организационных умений и навыков особенно важна, поскольку без умения грамотно работать с информацией, невозможно заниматься самообразованием, что необходимо в постоянно изменяющихся условиях современного общества.
4. Проектная технология, учебно-исследовательская деятельность учащихся обеспечивают воспроизводство образовательного результата – развитие личности учащихся на основе освоения культуры исследования как универсального средства освоения действительности. Это творческий процесс совместной деятельности учителя и ученика по поиску нахождения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения. Учитель выступает в роли организатора формы и условий исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.
5. Использование технологии деятельностного метода обучения формирует мышление через обучение деятельности; формирует системы ценностей и ее проявлений в личностных качествах; формирует картины мира, адекватные современному уровню знаний и уровню образовательной программы. При этом учитель включает учеников в активную познавательную деятельность как инструмент для формирования новых способностей; сам же учитель выполняет функцию управленца, организатора процесса, ученик – субъект деятельности; теоретическим знаниям отводится ведущая роль в процессе формирования способностей учащихся к учебной деятельности; реализуются идеи педагогики сотрудничества.