Игра «Пятнашки» способствует: снятию эмоционального напряжения у детей и взрослых,
преодолевает страх неожиданного воздействия; помогает отреагировать негативные переживания, связанные с наказанием в игровой, шуточной форме; развивает быстроту и гибкость мышления.
Игра «Прятки»способствует: преодолению страха замкнутого пространства; неожиданного воздействия; снимает мышечное напряжение, тренирует выдержку и волевой контроль.
Игра «Жмурки»способствует: преодолению страха темноты, замкнутого пространства, снимает мышечное напряжение.
Разминка.
Все участники стоят в кругу и приветствуют друг друга с помощью мяча. Мяч пускается по кругу и при этом каждый участник называет своё имя и цвет. (Можно приветствоваться чем угодно, по желанию детей – животными, растениями, марками машин и т.д.)
Подвижные игры.
Дети совместно с родителями играют в «Пятнашки», «Жмурки» и «Прятки».
Прощание.
Участники стоят в кругу и с помощью мяча, который пускается по кругу, прощаются: по желанию детей, которые называют какой – либо предмет (см. «разминку»). Можно «прощаться», говоря друг другу комплименты. Это органично завершает занятие на миролюбивой, благотворной ноте.
Пояснение:прощание и разминка проводятся для того, чтобы придать вашим играм - организующее начало. Дети любят и ждут порядка во всём и в играх тоже.
Семейное рисование.
Правило №1: Проводить совместно с детьми.
( Ну… конечно, если очень захочется…)
Значение семейного рисования.
Сплочение детско-родительских отношений через совместную деятельность, развитие интеллекта и эмоций, снятие напряжения, эстетическое развитие.
Разминка.
Участники стоят в кругу и приветствуют друг друга с помощью мяча, называя своё имя либо какой-то предмет (см. занятие 1). Можно продолжить разминку подвижной игрой, полюбившейся детям с первого занятия.
Семейное рисование.
Упражнение 1. «Диалог красками».
Один из родителей и ребёнок пытаются выстроить «диалог» на листе бумаги. При этом они по очереди рисуют друг другу различные линии, знаки, фигуры и, даже, картинки. «Диалог» красками осуществляется молча. После завершения работы, родитель и ребёнок проговариваю вслух то, что хотели выразить красками.
Упражнение 2.Семейная картина.
Все члены семьи на одном большом листе рисуют по - желанию любые предметы или сюжеты . Затем психолог предлагает объединить всё нарисованное одной общей темой. Часто случается, что общая тема рисунка возникает у, рисующих, сама собой. Созданную картину рассматривают вместе все участники, уточняют детали, выслушивают комментарии к ней со стороны ребенка, пожелания.
Упражнение 3.Оберег.
Оберег – был известен ещё в Древней Руси. Его дарили близким людям для защиты от злых сил, разных недугов и несчастий. Оберег делали своими руками.
Вся семья садится за один стол. Перед каждым участником лежит, вырезанный из бумаги, круг. Задание для каждого – нарисовать в круге оберег для соседа справа (слева). Психолог не участвует в упражнении. После окончания работы, каждый участник дарит свой оберег и говорит пожелание.
Пояснение:после совместного рисования полезно убрать рабочее место также всем вместе, не акцентируя на этом особого внимания.
Семейная сказкотерапия.
Правило №1: Проводить совместно с детьми.
Оздоровительный эффект русских народных сказок и сказок собственного сочинения.
В сказках ребёнок может отождествлять себя с героями и следовать их примеру, может отреагировать страхи, тревоги, свои маленькие проблемы.
Занятие 1.Читаем вслух.
Пояснение:читайте сказку с выражением, показывайте картинки. Если ребёнок просит повторять одну и туже сказку – это абсолютно нормально.
Занятие 2.Сочиняем сказку с оптимистичным концом.
В этом занятии вы можете использовать мяч либо клубок ниток. Клубок передаётся по очереди к каждому члену семьи, при этом каждый играющий сочиняет 1-2 предложения сказки.
Пример:
Мама: …жила-была девочка.. (передаёт клубок по кругу дочке)
Дочка: …её звали Люба.. (передаёт клубок папе)
Папа: …и вот однажды она.. (передаёт клубок маме)
Мама: … решила поступить так..
Дочка: … пошла гулять с подружками и заблудилась..
Папа:…стоит и не знает, что ей делать…
Мама: .. но скоро она придумала..
Дочка:…спросила у проходящей тёти, где находится улица и её дом, и тётя её проводила к маме и папе!
Пояснение:в семейной сказке родителям нельзя «увлекаться» и придумывать собственные истории. Лучше всячески помогать ребёнку, выразиться и
мысленно прийти к оптимистичному завершению сказки.