Применение технологии "французских мастерских" на уроках русского языка
Размещено: Екатерина Валерьевна Сергеева - сб, 16/01/2010 - 09:27
Время требует от учителя новых подходов к обучению. Сейчас существует множество новых технологий, как правило, это “хорошо забытые старые”. Они изменяются, совершенствуясь и дополняясь.
Моя цель – не просто познакомить вас с технологией французских мастерских, ставящей целью разработку и внедрение в практику образования интенсивных методов обучения и развития ребенка, а заинтересовать вас этой технологией, показав, как она воплощается на практике, и познакомив с литературой по данному вопросу.
Эта необычная система обучения разработана французскими педагогами–представителями ЖФЕН — «Французской группы нового образования». У истоков движения стояли психологи П. Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.
Данная технология удивляет своей обращенностью к «Я» ребенка, к его интересам, поискам, целям.
Сущность новой системы выражается в следующих основных положениях:
1. Личность с новым менталитетом. Это личность «самостоятельная, социально ответственная и конструктивно вооружённая», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.
2. Все способны. Каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования.
3. Интенсивные методы обучения и развития личности.
В последние годы метод французских мастерских используется во многих странах мира, т.к. идеи и принципы его соответствуют ценностным ориентирам современных педагогов: гуманизация образования и воспитания, интерес к индивидуальности, стремление воспитать личность творческую, самостоятельную, свободную.
В России с этой технологией впервые познакомились в 1990 году. Группа сотрудников Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства предприняла попытку адаптировать эту технологию в практику российского школьного образования.
Мастерская – это совершенно иная форма организации учебной деятельность учащихся, чем урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.
Вот некоторые принципы обучения в педагогической мастерской:
· Равенство всех участников, включая мастера;
· Все способны к творчеству;
· Создание личностной мотивации;
· Отсутствие оценки, соперничества;
· Чередование индивидуальной и коллективной работы;
· Важность не только результата творческого поиска, но и самого процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения;
· Язык – важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета; Выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результата;
· Нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.
Таким образом, мастерская – это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия, безоценочности и приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания.
В мастерской учитель – мастер не передает свои знания и умения незнающему и неумеющему, мастер лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс, а принимают участие в нем все, в том числе и сам мастер. В работе мастерской важен сам процесс, который приобщает к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого.
Каждое занятие мастерской – уникально. Его нельзя точно запрограммировать и расписать по минутам, ведь никогда не известно, как повернется ход событий, к каким выводам придут ученики, а мастер, следуя к истине вместе с ребятами, должен вовремя направить работу по нужному пути, одновременно стараясь не выделяться своим знанием. Тем не менее можно выделить следующие этапы работы мастерской:
· «Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. — всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
· «Самоинструкция» — индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
· «Социоконструкция» — построение этих элементов группой.
· «Социализация» — всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
· «Афиширование» — вывешивание «произведений» — работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними — все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).
· «Разрыв» — внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
· «Рефлексия» — отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.
Существует несколько разновидностей теорческих мастерских: мастерские построения знаний, творческого письма и т.д. Последняя особенно ценна для учителя – словесника, ведь не секрет, что с каждым новым поколением учеников мы встречаем все меньше детей, способных грамотно выражать свои мысли. Развить речь – это значит, прежде всего, пробудить в человеке генетически закодированное слово, своё, личное.
Попробую показать, как эти идеи могут быть реализованы в практике работы словесника. Обычно такие уроки проводятся при изучении раздела «Речь». Учащиеся самостоятельно повторяют параграфы, выделяя ключевые слова, понятия при подготовке работы над текстом. Работа ведется в группах. Например, в 5 классе при работе по теме «Дождь» можно использовать следующие приемы: запись слов-ассоциаций по данной теме, распространение их определениями или другими словами так, чтобы получились словосочетания, запись определения слова «дождь», создание небольшого текста о дожде с выражением своего отношения к этому явлению природы, выделение основной мысли и составление вопросов к уже готовым текстам о дожде, выделение микротем, запись плана текста, создание рисунков дождя, их характеристика, и как итог урока, сочинение письма себе от имени дождика. Мастерская всегда заканчивается рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.
Конечно, невозможно использовать данную технологию на каждом уроке, но для проведения уроков развития речи она подходит идеально.
Литература:
1. Педагогические мастерские Франция—Россия./Под ред. Э. С. Соколовой. — М.: Новая школа, 1997 г.
2. Как учить не уча./ Окунев А. А.- СПб: Питер Пресс, 1996г.
3. Использование методики французских мастерских на уроках русской литературы./ РевтовичЕ.А.