Методическая разработка учебного занятия по химии в 9-ом классе.
Азотная кислота HNO3 – «взрывоопасная царская особа».
Место урока в подтеме «Азот и его соединения»:
<!--[if !supportLists]-->1) <!--[endif]-->Характеристика азота как химического элемента и простого вещества.
<!--[if !supportLists]-->2) <!--[endif]-->Аммиак – H3 N – « летучая щёлочь».
<!--[if !supportLists]-->3) <!--[endif]-->Соли аммония.
<!--[if !supportLists]-->4) <!--[endif]-->Азотная кислота - HNO3 – «взрывоопасная царская особа».
<!--[if !supportLists]-->5) <!--[endif]-->Правда ли, что нитраты вредны?
<!--[if !supportLists]-->6) <!--[endif]-->Круговорот азота в природе.
<!--[if !supportLists]-->7) <!--[endif]-->Практическая работа «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота»
Цель: сформировать представление учащихся о взаимосвязи строения, свойств и применения веществ в ходе составления характеристики азотной кислоты.
Задачи:
- способствовать систематизации понятийного аппарата: вещество, электролит, электролитическая диссоциация, ион, заряд иона, гидроксид, кислота, физические свойства азотной кислоты, химические свойства азотной кислоты, общие свойства кислот, специфические свойства азотной кислоты, степень окисления химического элемента, окислитель, восстановитель, взаимосвязь строения, свойств и применения азотной кислоты на уровнях:
«5» - обосновать, доказать; «4» - характеризовать, применить; «3» - рассказать;
- способствовать совершенствованию специальных предметных умений: составлять формулы веществ по степени окисления химических элементов (по зарядам ионов), уравнения химических реакций с участием азотной кислоты; проводить лабораторные опыты по исследованию физических и химических свойств азотной кислоты с соблюдением правил ТБ;
- способствовать формированию общеучебных умений:
а) учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезу; сравнивать кислоты по свойству реагирования с металлами; делать выводы);
б) учебно-информационных (работать с инструктивным листом, учебником и тестами как шпаргалкой, ПК);
в) учебно–организационных (понимать смысл задания, распределять время для выполнения тестовых заданий и их проверки, планировать работу по организации эксперимента, проводить эксперимент, осуществлять самоконтроль);
г) учебно-коммуникативных (сотрудничать в паре с одноклассником);
- способствовать формированию критического мышления учащихся (критически оценивать собственные знания по теме и сопоставлять их с научными);
- создать условия для формирования товарищеских отношений между учениками через включение их в парную форму работы.
Тип учебного занятия (по М.И. Махмутову): урок совершенствования ЗУН (с включением лабораторной работы).
Форма проведения: урок с включением коллективных, парных, индивидуальных форм организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием ПК.
Продолжительность учебного занятия: 45 минут.
Использование педагогических технологий: метод проблемного обучения (проверка гипотезы при проведении лабораторного опыта);
приём технологии развития критического мышления («Мозговой штурм»).
Оборудование:
1) демонстрационный опыт в вытяжном шкафу (выполняет учитель): штатив с пробирками, держатель для пробирок, спиртовка, спички, HNO3 (конц. раствор), Cu;
2) лабораторные опыты (выполняют ученики): штатив с пробирками, штатив с реактивами HNO3 (раствор), NaHCO3 (раствор), раствор лакмуса, раствор метилового оранжевого, спички, лучина;
3) информационные листы для учащихся:
а) «Модуль урока для учащихся» (в альбомном формате) – Приложение №1;
б) Схема – кластер «Характеристика азотной кислоты». Приложение №7;
4) листы с учебными заданиями для учащихся:
а) Задания с выбором одного верного ответа для индивидуальной работы учащегося (базовый уровень сложности; репродуктивный вид деятельности) «Кислоты как класс неорганических веществ» и ответы к ним. Приложение №2 или папка “My Test”для работы на ПК;
б) Задания для работы учащихся в парах (повышенный уровень сложности; частично поисковый вид деятельности с позиции приёмов «Мозговой штурм» и «Знаю-Узнал» технологии развития критического мышления) «Характеристика азотной кислоты. 1-ый вариант.» Приложение №3;
в) Задания для работы учащихся в парах (высокий уровень сложности; частично поисковый вид деятельности с позиции приёмов «Мозговой штурм» и «Знаю-Узнал» технологии развития критического мышления) «Химический кислотный ожог. 2-ой вариант.» Приложение № 4;
г) Задания для работы учащихся в парах (высокий уровень сложности; частично поисковый вид деятельности с позиции приёмов «Мозговой штурм» и «Знаю-Узнал» технологии развития критического мышления) «Особенные химические свойства азотной кислоты. 3-ий вариант.» Приложение № 5;
д) Интересные сведения об азотной кислоте (у ученика – представителя Бюро химических находок) «Знаете ли Вы, что…» Приложение №6;
е) «Азотная кислота HNO3 – «царская особа». Приложение № 8;
ж) «Азотная кислота HNO3 – «взрывоопасная особа». Приложение №9;
5) учебные и наглядные пособия для учащихся:
а) Габриелян О.С. Химия. 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2008.
б) Фельдман Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Химия. 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 2007, с.59.
в) мини-стенд в кабинете химии «Помоги себе сам» (ПМП при различных видах травм, в т.ч. при ожогах разных видов).
6) экранные пособия, ПК:
а) электронная презентация «Азотная кислота HNO3 – «взрывоопасная царская особа» Приложение №10;
б) демонстрационная компьютерная техника;
в) задания для самостоятельной проверочной работы учащихся в комппрограмме «My test» (репродуктивный уровень).
Содержательная основа учебного занятия:
С о д е р ж а н и е
Ценностное отношение
|
Знания
|
Способы действий
|
Опорные
|
Новые
|
Опорные
|
Новые
|
- уровень жизни определяется ус-ловиями (жизнь как ценность);
- перенесение знаний о хими-ческой агрессив-ности азотной кислоты для по-нимания необхо-димости соблю-дения мер без-опасного обра-щения с ней и другими кисло-тами.
|
- состав кислот;
- кислота как электролит;
- общие хими-ческие свойства кислот;
- методы позна-ния природы (наблюдение, сравнение, эксперимент).
|
- азотная кисло-та – окислитель (причём по N+5); - специфические свойства азотной кислоты (реак-ция с Ме, разло-жение)
|
- называть, объ-яснять признаки кислот;
- работать со шпаргалками (рисунками, тес-тами, схемами);
- работать с ин-структивным ли-стом (по алго-ритму);
- выдвигать предположения;
- проводить эксперимент под руководством учителя;
- сотрудничать в паре.
|
- проводить эксперимент самостоятельно;
- оформлять письменный от-чёт о наблюде-ниях, знаниях в виде схемы (кластера).
|
Л о г и к а р а с с у ж д е н и я:
1. Многообразие неорганических соединений. Кислоты – один из классов неорганических веществ. Особенности кислот. (Общие знания о кислотах.)
2. Азотная кислота. Общие с другими кислотами свойства. (От общих знаний - к частному конкретному веществу.)
3. Специфические свойства азотной кислоты. (Исключение из общего правила).
4. Применение азотной кислоты. Первая медицинская помощь при кислотном химическом ожоге. (Знание химических азов во имя сохранения собственного здоровья).
На: Азотная кислота HNO3 – «взрывоопасная царская особа».
На: Азотная кислота HNO3 – «взрывоопасная царская особа».
На: Азотная кислота HNO3 – «взрывоопасная царская особа».
На: Азотная кислота HNO3 – «взрывоопасная царская особа».
Замечательный урок, большое спасибо автору за разработку.