Размещено: Евгения Владимировна Царегородцева - вс, 14/02/2010 - 23:01
Задания на развитие внимания
Корректурная проба.
Детям предлагается найти и выделить в произвольном тексте (в том числе логически не связанной последовательности букв) какую-либо достаточно часто встречающуюся букву, например о или е. Успешность выполнения задания оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок.
Усложненным вариантом задания, специфически направленным на тренировку переключения и распределения внимания, является выделение двух или более букв различным способом. Например, одну букву требуется зачеркивать, другую - подчеркивать, а третью - обводить кружком.
Объем текста определяется возрастом школьников и результатами предварительного тестирования уровня развития внимания (следует ориентироваться на то, чтобы среднее время выполнения задания не превышало 5 минут).
Поиск ошибок в тексте.
Задание предполагает поиск в тексте различных ошибок – как грамматических, доступных для данного возраста (например, преднамеренно измененный порядок букв в словах, выраженное несоответствие падежей или предлогов падежам), так и логических (заведомо неверные высказывания или причинно-следственные связи, явный пропуск слов и т.п.). Варианты задания:
1.Вам нравится гулять … лесу зимой? Внизу над вами лежит снежное покрывало. Вети деревьев покрыты инеем. Мроз схватывает вас за нос, щиплет уши. Но ребятишкам он совсем … страшен. Быстрее вера несутся санки – не донать их морозу!
2.Утром все дети идут … школу. Коля и Миша ходят в первый класс. Они сидят под одной партой. Учительница кладет мел и пишет им не доске слова. Дети пишут эти сова в чужой тетради. Коле и Миша очень стараются. Им нравится учиться.
«И мы …»
Учащиеся должны в процессе прослушивания связанного сюжетом текста завершать отдельные фразы учителя словами «и мы…» (разумеется, только в тех случаях, когда такое завершение является логичным). Например, для отрывка текста «Белка взобралась на дерево …. Устроившись на ветке, она расправила свой пушистый хвост …» завершение «и мы …» является, в принципе, логичным в конце первого предложения и абсолютно невозможным – в конце второго.
Следует также заметить, что данное задание, предполагающее возникновение из-за невнимательности забавных несуразностей, может быть эффективно использовано для снятия элементов утомления детей в процессе урока и создания положительного эмоционального фона. Вариант текста к заданию «И мы…».
Я люблю ходить в гости к друзьям … Вчера моя подруга отмечала свой день рождения…. Она позвала меня и еще много друзей…. Я принесла ей подарок…. Это был большой плюшевый медведь…. Увидев его в магазине, я сразу подумала: это как раз то, что надо…. А еще он так забавно рычал…, когда его наклоняли. На шее у него был большой красный бант…. Подруга очень обрадовалась моему подарку…. «Спасибо, - сказала она…- Я очень люблю большие мягкие игрушки…. Они всегда такие забавные… Я с ними иной раз даже во сне не расстаюсь… Вот и сегодня в моей кровати будет спать твой мишка…». А потом все сидели за праздничным столом… На нем стоял большой торт… Он был украшен разноцветными розочками, цукатами и безе… А скоро и я буду справлять свой день рождения… Интересно, что подарят мне мои друзья?...
Что перепутал художник?
Учащимся предъявляется изображение той или иной степени сложности, на котором они должны выявить все специально допущенные ошибки. Для самых маленьких учеников используются картинки с явными несуразностями (например, кошка на цепи у собачьей будки, белый медведь, загорающий под пальмой, и т.п.).
Для школьников постарше задание может быть усложнено необходимостью поиска логических ошибок (например, ветер несет дым от костра в одну сторону, а ветви деревьев наклонены – в другую), диспропорций в изображениях тех или иных предметов или масштабных несоответствий. В качестве раздаточного материала для этого и следующего задания можно использовать фрагменты из детских журналов. Данный вид работы рекомендуется для уроков рисования и ознакомления с окружающим миром.
Запутанные линии (дорожки).
Школьники должны, внимательно рассматривая в течение некоторого времени рисунок, определить в сложном переплетении линий связи между теми или иными предметами (лицами). Сюжеты могут быть самыми разнообразными (например, кто с кем разговаривает по телефону, кто к кому идет в гости и т.д.). Данные упражнения способствуют развитию устойчивости внимания. Его целесообразно использовать в начальный период обучения на уроках рисования, математики, ознакомления с окружающим миром.