1. Систематизировать знания учащихся по данной теме. Сформировать умение переносить знания в новую ситуацию.
2. Пробудить интерес к компьютерной графике. Создать условия для развития творческих способностей, внимания, памяти, наблюдательности и проявления активности учащихся.
Оборудование: мультимедийный компьютер, компьютерная учебная программа «Координатная плоскость».
ХОД УРОКА.
1. Мотивационно-ориентировочная часть: 4 мин
а) мотивация 2 мин
б) постановка задачи 2 мин
2. Актуализация опорных знаний: 32 мин
а) немного истории 2 мин
б) фронтальный опрос: 10 мин
в) отработка на компьютере: 20 мин
3. Рефлексивно-оценочная часть: 4 мин
а) контроль 2 мин
б) оценки 2 мин
1.Мотивационно -ориентрововочный момент урока.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы на необычном уроке математики и информатики продолжим изучение темы «Координатная плоскость». Урок вести будут два учителя Валентина Александровна и Татьяна Геннадьевна. Мне хочется задать вам вопрос, а где за пределами нашей школы, нашего урока могут пригодиться ваши знания, полученные при изучении этой темы.
- ответы учеников: определить место в театре, положение фигуры на шахматной доске, на поле игры «Морской бой», в армии в военных действиях.
(Стихотворение К. Симонов «Сын артиллериста»)
#@ Ваши ответы убедили нас, да и вас тоже, что необходимо продолжить изучение данной темы.
Перед нами стоит цель: повторить все понятия, связанные с темой нашего урока и использовать ваши знания при создании графического рисунка с использованием учебной компьютерной программы.
2.Актуализация опорных знаний.
2.1. Из истории (биография Р. Декарта).
2.2. Фронтальный опрос.
1. Как определяется прямоугольная система координат? (Две перпендикулярные прямые с выбранными направлениями, начало отсчета, единичные отрезки).
2. Как обозначается и называются оси координат и координаты точек (Ось Х – ось абсцисс, ось У – ось ординат; Х – абсцисса, У – ордината).
3. Сколькими координатами определяется положение точки на прямой, на плоскости? (На прямой – одной, на плоскости – 2).
4. Всякая ли плоскость называется координатой? (Только та, на которой выбрана система координат).
5. Как пронумерованы координатные четверти? (Против часовой стрелки, начиная с верхней правой, обозначается римскими цифрами).
6. Как записываются координаты точки на плоскости? (в скобках, сначала Х, потом У (х; у)).
#@Я вижу вы хорошо вспомнили все определения необходимые для дальнейшей работы. И теперь прежде чем перейти к выполнению практического задания давайте прочтем на доске китайскую мудрость:
«Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню.
Дай действовать самому, и я научусь»
Действовать самому! Помощником в этом выступить компьютер, который поможет лучше усвоить теорию, закрепить изученный материал.
Действовать вы будем по алгоритму, который позволит вам создать графические рисунки.
1. А что такое алгоритм? (Описание последовательности действий (команд), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи)
2. Что необходимо для выполнения алгоритма? (Исполнитель, система команд, среда исполнителя)
3. Кто или что будет является, по вашему мнению, исполнителем в вашей работе? (Ученик)
4. Какие устройства помогут вам выполнять и увидеть результат вашей работу и, к какому классу устройств они относится? (Мышь – устройство ввода, монитор – устройства – вывода информации).
3.Работа с компьютером.
#@ Задание1. В режиме № 1 учебной программы построить точки с координатами М(4;-2) - черный, Е(-5;3) - коричневый,N(-3;1) - зеленый, К(5;3) - синий, А(0;2) - фиолетовый, В(6;0) - красный,F(0;5) - желтый,
Какие точки лежат вIчетверти? (К - синяя), воII(N- зеленая,E- коричневая); вIII(Р - голубая), вIV– (Т - белая, М - черная)
Что объединяет т. С - малиновая, А - фиолетовая,F- желтая (у них абсцисс Х=0).
Что можно сказать о т. Д - бирюзовая и В - красная(ордината У=0)
Назовите точки с противоположными абсциссами (Е – коричневая и К - синяя; Р - голубая и М - черная)
Точки с противоположными ординатами (С – малиновая иF- желтая).
Есть ли точки у которых и абсциссы и ординаты противоположные? (N–зеленая и Т - белая)
(т. Е - коричневая и К - синяя; С – малиновая иF- желтая– симметричны относительно прямых; Т - белая иN- зеленая– симметричны относительно точки (0;0).
#@ Задание2.
Даны точки М(6;6);N(-8;-1)
К(6;0) Р(-2;4)
Будьте внимательны, когда режим линии должен быть включен и включен.
1)построить отрезки МN- синий, КР - красный.
2)Найти точку пересечения отрезковMNи КР (0;3)
MNи ОХ (-6;0)
КР и ОУ (0;3)
КР и ОХ (6:0)
#@ Задание3.Нарисовать фигуру из файла (по выбору). Обратить внимание, что следующая координата не появится, пока вы правильно не поставите предыдущую.
А в 4 (дополнительном) задание сложнее, т.к. здесь вы ставите точку по заданным координатам и в результате получаете свой рисунок. Если вы ошиблись, то в результате можете не получить верную картинку. К выполнению этой работы вы приступите после завершения 3 номера.
Задание4.Построить рисунок по координатам заданных точек.
4. Подведение итогов.
Выставить оценки по результатам опроса и самостоятельной работы.
5.Домашнее задание
Где Вам больше всего понравилось рисовать: на координатной плоскости в тетрадях или на компьютере?