<!--[if !supportLists]-->I. <!--[endif]-->Подготовка к восприятию.
<!--[if !supportLists]-->1. <!--[endif]-->Слово учителя литературы на фоне музыки Моцарта.
Горит свеча… В Михайловском тишина… В сознании поэта возникают образы: вот Пимен, склонившийся над летописью, царь Борис, душа которого ищет покоя и не находит его, дерзкий самозванец… А в душе поэта рождается музыка – музыка поэзии.
Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века –
По воле бога самого
Самостоянье человека –
Залог величия его.
<!--[if !supportLists]-->2. <!--[endif]-->Слово учителя истории о целях и задачах урока.
Сегодня, ребята, вы почувствуете сердцем, постигните разумом связь времен, связь двух произведений: «Истории государства Российского Н.М.Карамзина и трагедии «Борис Годунов» А.С.Пушкина и поймете, что исторический и литературный процессы тесно связаны между собой – они неразделимы.
<!--[if !supportLists]-->3. <!--[endif]-->Слово учителя литературы о теме урока.
Тема урока: «Реалистическая трагедия «Борис Годунов» - итог исторических и литературных исканий А.С.Пушкина.
<!--[if !supportLists]-->4. <!--[endif]-->Постановка проблемного задания по истории.
Дайте политическую оценку Б.Годунову как политическому деятелю по следующему плану:
- к какому классу принадлежал…
- интересы каких классов выражал…
- какие средства использовал для достижения цели…
5. Постановка проблемного задания по литературе.
Как развивается социальный конфликт в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»?
<!--[if !supportLists]-->5. <!--[endif]-->Слово учителя литературы об истории создания трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов».
По словам одного из исследователей творчества А.С.Пушкина, трагедия «Борис Годунов» - одно из самых любимых произведений поэта, так сказать, часть его самого, зерно, из которого выросли почти все его историческая и большая часть литературных убеждений. Трагедия «Борис Годунов» была написана в Михайловском.
В предисловии к трагедии «О царе Борисе и Гришке Отрепьеве» (таково первоначальное название произведения) Пушкин писал: «Писана в 1825 году… Изучение Шекспира, Карамзина и старых наших летописей дало мне мысль оживить в драматических формах одну из самых драматических эпох новейшей истории. Шекспиру я подражал в вольном и широком изображении характеров; Карамзину следовал я в светлом развитии происшествий; в летописях старался угадать образ мыслей и язык тогдашнего времени. Источники богатые!».
6. Учитель истории.
В произведении о Б.Годунове нет вымышленного сюжета, действие рождено самой историей. Нет в ней и вымышленных персонажей, даже самые незначительные (Варлаам, Мисаил, Розен) заимствованы из «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина, которому посвятил поэт «сей труд гением его вдохновленный, с благоговением и благодарностию».
II. Проверка домашнего задания по истории.
<!--[if !supportLists]-->1. <!--[endif]-->Историческая обстановка, изображенная в трагедии, и сущность исторического конфликта, изображенного в ней.
Примерное сообщение ( Борис Федорович Годунов— русский царь с 1598 года. Выдвинулся во время опричнины; брат жены царя Федора Ивановича и фактический правитель государства при нем. Укреплял центральную власть, опираясь на дворянство, усиливал закрепощение крестьян.
Происхождение.
По легенде, Годуновы происходили от татарского князя Чета, приехавшего на Русь во времена Ивана Калиты. Эта легенда занесена в летописи начала 17 века. По государеву родословцу 1555 Годуновы (как и Сабуровы, Вельяминовы) ведут свое происхождение от Дмитрия Зерна. Им был, по всей видимости, костромской вотчинник. При всей обоснованности этой точки зрения не исключается, что какая-то доля правды содержится и в легенде о Чете. Ведь не случайно родоначальники отдельных ветвей потомков Чета носили имена татарского происхождения (Сабур, Годун).
Отец Б. Ф. Годунова умер в конце 60-х годов. Сын стал опричником. Был женат на дочери царского любимца Малюты Скуратова. С начала 1570-х гг. начинается возвышение Годуновых. Сам Борис Федорович, хотя и стал боярином в сентябре 1580, но в круг близких царю Ивану Грозному людей еще не входил. По крайней мере, на свадьбе царя с Марией Нагой (ноябрь 1580) он удостоился быть лишь «дружкой» царицы. Зато показательна возросшая роль семьи: на этой свадьбе присутствовал целый клан Годуновых. Они медленно, но верно поднимались по иерархической лестнице: в конце 1570-х — начале 1580-х годов они выиграли сразу несколько местнических дел, обретая довольно прочное положение среди московской знати.
Борис Годунов был умен и осторожен, стараясь до поры до времени держаться в тени. На его сестре Ирине женат был сын царя, Федор. Возвышение Годунова — плод исторической случайности и одновременно проявление общей закономерности саморазвития русского общества. Так и остался бы Борис в истории одним из многих Годуновых, если бы 9 ноября 1581 в Александровской слободе не произошла ссора царя с сыном Иваном. Грозный ударил его посохом и попал в висок, а через десять дней (19 ноября) царевич умер. Со смертью Ивана Ивановича наследником престола стал Федор.
До 1584 Борис Годунов не был близок к царю. Однако некоторые поступки и замыслы Грозного коренным образом затрагивали интересы Годуновых, особенно Бориса: царь хотел жениться на Марии Гастингс, родственнице английской королевы Елизаветы и развести Федора с бездетной Ириной Годуновой. В последний год жизни царя Борис Годунов обрел большое влияние при дворе. Вместе с Б. Я. Бельским он стал одним из приближенных людей Ивана Грозного. Не вполне ясна роль Годунова в истории смерти царя. 18 марта 1584 Грозный, по свидетельству Д. Горсея, был «удушен». Не исключено, что против царя был составлен заговор. Впрочем, антрополог М. М. Герасимов, изучавший останки царя, отверг версию об удушении. Во всяком случае, именно Годунов и Бельский находились рядом с царем в последние минуты его жизни, они же с крыльца объявили народу о смерти государя.
На престол вступил Федор Иванович. Новый царь был не способен управлять страной и нуждался в умном советнике. За право быть выразителем интересов нового монарха разгорелась острая борьба, и из нее Борис вышел победителем. 14 лет занимал престол Федор; по крайней мере, 13 из них фактическим правителем был Годунов.
Внутренняя и внешняя политика правительства Годунова.
Деятельность правительства Бориса Годунова была нацелена на всестороннее укрепление государственности. Благодаря его стараниям в 1588 был избран первый русский патриарх, которым стал митрополит Иов. Учреждение патриаршества свидетельствовало о возросшем престиже России.
Во внутренней политике правительства Б. Годунова преобладали здравый смысл и расчетливость. Развернулось небывалое строительство городов, крепостных сооружений. С размахом осуществлялось и церковное строительство. Годунов стремился облегчить положение посадских людей. Прежде крупные служилые люди держали торговых людей и ремесленников в своих «белых слободах», освобожденных от уплаты государственных налогов. Теперь же все, кто занимался торговлей и промыслами, должны были войти в состав посадских общин и участвовать в платеже повинностей в казну — «тянуть тягло». Таким образом, численность тяглых людей возросла, и тяжесть сборов с каждого плательщика уменьшилась, поскольку общая сумма осталась неизменной.
Хозяйственный кризис 1570-х—начала 1580-х годов заставил пойти на установление крепостной зависимости. В 1597 был издан указ об «урочных летах», согласно которому крестьяне, бежавшие от господ «до нынешнего... году за пять лет» подлежали сыску, суду и возвращению «назад, где хто жил». На бежавших шесть лет назад и ранее указ не распространялся, их прежним владельцам не возвращали.
Во внешней политике Борис Годунов проявил себя как талантливый дипломат. 18 мая 1595 в Тявзине (близ Ивангорода) был заключен мирный договор между Россией и Швецией. Годунов сумел воспользоваться сложной внутриполитической ситуацией в Швеции, — и Россия, согласно договору, вернула себе Ивангород, Ям, Копорье и волость Корелу.
Царствование Годунова.
Путь к трону для Бориса Годунова был нелегким. В городе Угличе подрастал наследник престола Дмитрий, сын шестой жены Ивана Грозного. 15 мая 1591 года царевич при невыясненных обстоятельствах погиб. Официальное расследование проводил боярин В. И. Шуйский. Стараясь угодить Годунову, он свел причины случившегося к «небрежению» Нагих, в результате чего Дмитрий случайно заколол себя ножом, играя со сверстниками. Царевич был тяжело болен «падучей» (эпилепсией). Давать такому ребенку нож в руки, в самом деле, было преступно. Не исключено, что к смерти Дмитрия был причастен сам Годунов: ведь достаточно было через мамку царевича разрешить больному ребенку играть с ножом.
6 января 1598 умер царь Федор, а 17 февраля Земский собор избрал на царство его шурина Бориса Годунова. Его поддержали, потому что деятельность временщика высоко оценивалась современниками.
Царствование Бориса ознаменовалось начавшимся сближением России с Западом. Не было прежде на Руси государя, который столь благоволил бы к иностранцам, как Годунов. Он стал приглашать иноземцев на службу, освобождая их от налогов. Новый царь даже хотел выписать из Германии, Англии, Испании, Франции и других стран ученых, чтобы учредить в Москве высшую школу, где бы преподавались разные языки, но этому воспротивилась церковь.
Царствование Бориса начиналось успешно. Однако вскоре разразились поистине страшные события. В 1601 шли долгие дожди, а затем грянули ранние морозы и, по словам современника, «поби мраз сильный всяк труд дел человеческих в полех». В следующем году неурожай повторился. В стране начался голод, продолжавшийся три года. Цена хлеба увеличилась в 100 раз. Борис Годунов запрещал продавать хлеб дороже определенного предела, даже прибегая к преследованиям тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим, он не жалел средств, широко раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватало на всех голодных, тем более, что, узнав о раздаче, люди со всех концов страны потянулись в Москву, бросив те скудные запасы, которые все же имелись у них дома. Около 127 тыс. человек, умерших от голода, было похоронено в Москве, а хоронить успевали не всех. Появились случаи людоедства. Люди начинали думать, что это — кара Божья. Возникало убеждение, что царствование Бориса не благословляется Богом, потому что оно беззаконно, достигнуто неправдой. Следовательно, не может кончиться добром.
В 1601-1602 Борис Годунов пошел даже на временное восстановление Юрьева дня. Правда, он разрешил не выход, а лишь вывоз крестьян. Дворяне таким образом спасали свои имения от окончательного запустения и разорения. Разрешение, данное Годуновым, касалось лишь мелких служилых людей, оно не распространялось на земли членов Боярской думы и духовенства. Но и этот шаг не увеличивал популярности царя. Начинались народные бунты. Самым крупным было восстание под предводительством атамана Хлопка, разразившееся в 1603. В нем участвовали в основном казаки и холопы. Царские войска смогли разбить восставших, но успокоить страну не удалось — было уже поздно.
По стране стали ходить слухи, что настоящий царевич жив. Борис Годунов оценил нависшую над ним угрозу: по сравнению с «прирожденным» государем он — никто. Не случайно хулители называли его — «рабоцарь».
В начале 1604 года было перехвачено письмо одного иноземца из Нарвы, в котором объявлялось, что у казаков находится чудом спасшийся Дмитрий, и Московскую землю скоро постигнут большие несчастья. Розыск показал, что самозванец — бежавший в 1602 в Польшу Григорий Отрепьев, происходивший из галицких дворян.
16 октября 1604 Лжедмитрий с горсткой поляков и казаков двинулся на Москву. Даже проклятия московского патриарха не остудили народного воодушевления. В январе 1605 правительственные войска тем не менее разбили самозванца, который вынужден был уйти в Путивль. Но сила самозванца была не в армии, а в вере народа, что он — законный наследник престола. К Дмитрию стали стекаться казаки со всех окраин России.
13 апреля 1605 г. Борис Годунов казался веселым и здоровым, много и с аппетитом ел. Потом поднялся на вышку, с которой нередко обозревал Москву. Вскоре сошел оттуда, сказав, что чувствует дурноту. Позвали лекаря, но царю стало хуже: из ушей и носа пошла кровь. Царь лишился чувств и вскоре умер. Ходили слухи, что Годунов в припадке отчаяния отравился.
Бориса Годуновапохоронили в Кремлевском Архангельском соборе. Царем стал сын Бориса — Федор, юноша образованный и чрезвычайно умный. Вскоре в Москве произошел мятеж, спровоцированный Лжедмитрием. Царя Федора и его мать убили, оставив в живых лишь дочь Бориса — Ксению. Ее ждала безотрадная участь наложницы самозванца. Официально было объявлено, что царь Федор и его мать отравились. Тела их выставили напоказ. Затем из Архангельского собора вынесли гроб Бориса и перезахоронили в Варсонофьевском монастыре близ Лубянки. Там же захоронили и его семью: без отпевания, как самоубийц.)
- Почему Пушкин обращается к истории царствования Б.Годунова?
Вариант ответа (Пушкин писал произведение накануне восстания декабристов, когда царь и образованное общество оказалось на разных полюсах. Пушкин переживал пропасть между народом и правительством. Поэт пытался найти истоки этого конфликта, попытался провести параллель между временем царствования Б.Годунова и Александра I. Следуя в целом Карамзину, он вносил, однако, свои поправки в волновавшую его проблему.)
<!--[if !supportLists]-->III. <!--[endif]-->Анализ трагедии А.С. Пушкина « Борис Годунов» в сопоставлении с «Историей государства Российского» Н.М.Карамзина.
Перейдем к анализу трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов». Поэт в трагедии продолжает традиции писателей-классицистов. Поэтому не случаен выбор жанра произведения – трагедия. Это помогает ему создать образ самодержца, царя Бориса Годунова. Нетрудно также заметить, что Пушкин отступает от правил канонов классицизма. Как вы думаете, почему?
Вариант ответа (Пушкину важно было изобразить Бориса Годунова не только самодержцем, наслаждающимся своей властью, но и, самое главное, показать, что судьбу этой власти решает народ. В трагедиях классицизма невозможно было изображение народа (разве, что слуг). А Пушкин даже использует «шутки грубые, сцены простонародные» и говорит далее, что поэту нет нужды стараться заменять их чем-нибудь иным.)
Таким образом, произведение написано в общей хронологической последовательности, место действия меняется, события отделены друг от друга во времени – все эти события объединены одной темой: взаимоотношение власти и народа.
<!--[if !supportLists]-->3. <!--[endif]-->Учитель истории.
- Каким Карамзин видит Б.Годунова?
Работа с первоисточником. Вариант ответа (« Величественной красотой, повелительным видом, смыслом быстрым и глубоким, сладкоречием обольстительным превосходя всех вельмож, Борис имел не только добродетели; хотел, умел благотворить, но единственно из любви к славе, видел в добродетели не цель, а средство к достижению цели; если бы он родился бы на престоле, то заслужил бы имя одного из лучших венценосцев в мире, но рожденный подданным, с необузданной страстью к господству, он не мог одолеть искушений там, где зло казалось для него выгодно, и проклятие веков заглушает в истории добрую славу Борисову.»)
- В чем Карамзин видит трагедию Б.Годунова?
Работа с первоисточником. Вариант ответа ( Нечистая совесть делает его подозрительным, он видит всюду измену, обрушивает на невинных жестокие репрессии, вызывая всеобщее недовольство.
«Он не был, но бывал злодеем», - пишет Карамзин, имея в виду личную доброжелательность Бориса, народ всегда видел в Борисе не человека, а Бориса – политика, тирана.)
- Каким же предстает перед нами Борис Годунов в трагедии Пушкина?
Вариант правильного ответа ( Поэт, рисуя образ царя Бориса, показывает, что воля правителя даже самая добрая, обречена на неудачу, если избранные им средства дурны. На совести Бориса Годунова лежит печать смерти царевича Дмитрия, кровь, пролитая ради обретения власти.
- Какими средствами Пушкин передает внутренне состояние Бориса Годунова?
Варианты ответов (1. Через внутренний монолог, полный экспрессивных высказываний:
Бог наслал на землю нашу глад,
Народ завыл, в мученьях погибая;
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им, я им сыскал работы,
Они ж меня, беснуясь, проклинали…
Пожарный огнь их домы истребил,
Я выстроил им новые жилища…
2. Пушкин рисует психологический портрет деспота-самодержца. Борис Годунов отворил житницы народу, но он не пытался, да и не мог сделать главного – дать народу свободу.)
5. Учитель литературы.
Вот почему народ, который «всегда к смятенью тайно склонен», противостоит царю как грозная сила.
- Как в трагедии Пушкин показал истоки этого враждебного отношения народа к Борису Годунову? Вернемся назад, в то время, когда Бориса Годунова народ провозгласил царем.
6. Учитель истории.
Карамзин, описывая избрание Бориса на царство, говорит о едином желании народа видеть его монархом; первоначальный отказ Годунова вызывает взрыв отчаяния: матери бросили на землю своих грудных младенцев и не слышали их крика. Искренность побеждает притворство.
Русский композитор Мусоргский в опере «Борис Годунов», написанной по трагедии Пушкина, посредством музыки показал всеобщее ликование, восторг, радость народа в тот момент, когда Бориса Годунова провозгласили царем. Но уже здесь сквозь веселье прибивается тревожная нота. Мусоргский тонко уловил замысел Пушкина.
Прослушивание отрывка из оперы Мусоргского.
- Как Пушкин изображает эту же сцену в трагедии?
Инсценирование отрывка из трагедии «Борис Годунов».
«Девичье поле. Новодевичий монастырь.
Народ.
Один
Теперь они пошли к царице в келью, Туда вошли Борис и патриарх С толпой бояр.
Другой
Что слышно?
Третий
Все еще Упрямится; однако есть надежда.
Баба
(с ребенком)
Агу! не плачь, не плачь; вот бука, бука Тебя возьмет! агу, агу!.. не плачь!
Один
Нельзя ли нам пробраться за ограду?
Другой
Нельзя. Куды! и в поле даже тесно, Не только там. Легко ли? Вся Москва Сперлася здесь; смотри: ограда, кровли, Все ярусы соборной колокольни, Главы церквей и самые кресты Унизаны народом.
Первый
Право, любо!
Один
Что там за шум?
Другой
Послушай! что за шум? Народ завыл, там падают, что волны, За рядом ряд... еще... еще... Ну, брат, Дошло до нас; скорее! на колени!
Народ
(на коленах. Вой и плач)
Ах, смилуйся, отец наш! властвуй нами! Будь наш отец, наш царь!
Один
(тихо)
О чем там плачут?
Другой
А как нам знать? то ведают бояре, Не нам чета.
Баба
(с ребенком)
.
Ну, что ж? как надо плакать, Так и затих! вот я тебя! вот бука! Плачь, баловень!
(Бросает его об земь. Ребенок пищит.)
Ну, то-то же.
Один
Все плачут, Заплачем, брат, и мы.
Другой
Я силюсь, брат, Да не могу.
Первый
Я также. Нет ли луку? Потрем глаза.
Второй
Нет, я слюнёй помажу. Что там еще?
Первый
Да кто их разберет?
Народ
Венец за ним! он царь! он согласился! Борис наш царь! да здравствует Борис!»
- Как Пушкин показывает отношение народа к Годунову?
Варианты ответов (Реплики народа полны притворства. Народ как бы со стороны смотрит на происходящее.)
- Почему А.С.Пушкин, в отличие от Карамзина, ставит притворство на первый план?
Вариант правильного ответа (Между царем и народом изначально не было единства. Кто бы ни восседал на троне, по мнению Пушкина, он не может быть поддержан народом.)
<!--[if !supportLists]-->7. <!--[endif]-->Учитель истории.
- В чем причина слабости Бориса Годунова как исторического деятеля?
Чтобы полностью разобраться в психологии народа, изображенного в трагедии и причинах падения Бориса Годунова, нужно найти ответ на вопрос:
- Каковы причины появления в трагедии Самозванца?
Вариант ответа (Пушкин противопоставляет Самозванца Борису Годунову. Самозванец в отношении нравственных качеств, может быть, даже ниже Бориса: он предает своих сообщников на границе, предает веру отцов, обещая обратить Русь в католичество, но до тех пор, пока его замыслы и поступки не стали явными, он пользуется всеобщим сочувствием, силен «мнением народным».)
<!--[if !supportLists]-->9. <!--[endif]-->Учитель истории.
Бориса к тому времени нет в живых. Он скоропостижно скончался. Карамзин не исключает самоубийства. А пушкинский Борис Годунов говорит почти словами Карамзина: «Я подданным рожден». И в сыне он видит законного властителя. Увы, это самообольщение умирающего: право становится силой, когда оно опирается на устоявшуюся традицию, а Борис Годунов сам нарушил ее; смута не знает права.
10. Учитель литературы.
В результате его сын свергнут и умерщвлен сторонниками Лжедмитрия. Самозванец разоблачил себя, и народ отвернулся от него: на призыв кричать здравицу царю «народ безмолвствует».
11. Учитель литературы.
1. Дискуссия.
- Прав ли в своей оценке В.Г.Белинский, говоря, будто Пушкин, работая над произведением, во всем следовал Карамзину?
(Учащиеся отстаивают или опровергают точку зрения В.Г.Белинского, но должны прийти к выводу, что Пушкин, умело используя материалы трудов Н.М.Карамзина, был верен своим принципам.)
2. Итог урока. Ответ учащихся на проблемный вопрос: « Как развивается социальный конфликт в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»?»
- У Пушкина народ вершит историю: выбирает на царствие Бориса и затем, отвергая его, ищет спасения у Самозванца. Пушкин в конце трагедии безмолвием народным показывает, зреет грозная сила. Пушки раскрыл двойственность психологии народа: забитость, закрепощенность, с одной стороны, зреющую мощь, с другой.
12. Учитель литературы.
С понятием историзма тесно связано понятие народности. Для А.С.Пушкина народными являются только такие произведения, которые близки народу. Трагедия «Борис Годунов» открыла новый период в творчестве А.С.Пушкина – период творчества реалистического.
Но не прерывается связь времен… В литературе ХХ века также была переосмыслена тема смутного времени, созданы художественные образы Бориса Годунова, Самозванца Гришки Отрепьева. Ребята, вам было дано задание подобрать произведения, в которых отражалась бы смутное время Бориса Годунова.
Возможные варианты ответа.
(Наталья Кончаловская. Наша древняя столица. Картины из прошлого Москвы. Москва, Издательство „Детская литература", 1972 г.)
Книга «Наша древняя столица» была написана к 800-летнему юбилею Москвы и после этого несколько раз переиздавалась. Автор, Наталья Петровна Кончаловская, посвятила более пятнадцати лет работе над этой книгой. В поэтической форме предстают перед читателем важнейшие исторические события допетровской эпохи и картины жизни и быта наших предков-москвичей. В этой книге есть цикл стихотворений, посвященный царствованию Бориса Годунова: « Слово про Бориса Годунова», « О Лжедмитрии-расстриге,о Москве при польском иге»
Чтение отрывков из произведений.
СЛОВО ПРО БОРИСА ГОДУНОВА
Годунов Борис правит пятый год,
Он лицом красив, он чернобород.
Он силён, Борис, и здоров, плечист.
Он хитёр, Борис, да умён-речист.
Он у власти встал с очень давних пор,
И его всегда ненавидел двор.
Нет бояр-друзей, лишь враги кругом,
Для боярства царь тоже был врагом.
Был он с ними крут, был он с ними лют,
Опирался царь на поместный люд,
На дворян, попов, на гостей-купцов,
Опирался царь на своих стрельцов.
Годунов Борис правит пятый год,
С каждым годом Русь всё бедней живёт.
Веры нет царю, ни его уму,
Да ещё к тому ж не везёт ему.
То озимый всход злой мороз побьёт,
То в разгар жнивья всё дождём зальёт.
То сгорит вся рожь, то в несчастный год
В поле весь ячмень саранча сожрёт.
В этот год народ из голодных сёл,
От пустой земли на Москву пошёл.
По Москве прошли тысячи людей,
Съели всех собак, съели лошадей.
Испугался царь неспокойных сил,
Колокольню класть он людей просил.
Стал голодный люд колокольню класть,
Чтоб за этот труд прокормила власть.
И до новой ржи и до хлебушка
Башня выросла до полнебушка.
Высотой пошла в сорок шесть сажен,
На три яруса колокольный звон.
Старший колокол в десять тысяч пуд,
Чтоб на десять вёрст разливался гуд.
Колокольню ту в тот голодный год
«Иваном Великим» окрестил народ.
До сих пор она золотой главой
Над Кремлём стоит, перед всей Москвой.
* * *
С монастырских стен далеко вокруг
Видны пашни, лес, и река, и луг.
Только пашенки не зелёные —
Земли, засухой опалённые.
А трава в лугах непригодная,
А река в песках мелководная.
Ручеёк бежит — а была река.
А вдали село — не видать дымка.
Каждый дом в селе словно глух и нем,
Кто остался жив, тот ушёл совсем.
С монастырских стен — пустота, простор,
А посмотришь внутрь в монастырский двор, —
Там довольство всё от былых времён,
И гудит над ним колокольный звон.
Запаслись попы на десятки лет,
Нету дела им до народных бед.
Не хотят попы продавать зерна:
С каждым днём растёт на зерно цена.
Лишь помещик так жить богато мог,
Он всю жизнь с крестьян собирал оброк.
В недородный год тот оброк велик:
Чуть не всё зерно отдавал мужик.
Умирал холоп, убегал не в срок,
Кто остался жив — тот платил оброк.
Мор, пожар, война — это всё равно.
Коль остался жив — подавай зерно!
И несёт мужик долю жалкую,
Всё под окриком да под палкою.
Но богаче всех царь в стране своей,
Не ему жалеть крепостных людей.
У него, царя, больше всех земли,
Для него, царя, все сады цвели.
Потому что царь откупил всех пчёл,
И весь мёд в стране Годунову шёл.
Бани все в Москве взял на откуп царь,
Грош плати царю — в бане тело парь.
Не глядит Борис на мужицкий пот,
А в народе гнев, тайный гнев растёт.
О ЛЖЕДМИТРИИ-РАССТРИГЕ, О МОСКВЕ ПРИ ПОЛЬСКОМ ИГЕ
Жили да были, носили жупаны
Ясновельможные польские паны.
Знатные, важные, как поглядишь,
Только в казне королевской-то — шиш!
Всё-то им, панам, земли не хватало.
Всё-то им плохо, да всё-то им мало.
Смотрит на русских завистливый пан —
Взять бы себе на работу крестьян!
Пану обидно, что рожь и пшеницу,
Лён и гречиху, скотину да птицу
Русские пахари с русской земли
Польскому пану во двор не везли.
Польская шляхта сидит на Волыни,
Паны-хозяева — на Украине.
Заняли паны и запад и юг, —
Русскую землю забрать бы вокруг!
Вот бы войну! Но для этой войны
Польскому пану силёнки нужны.
И как не раз уже ездили, снова
Едут поляки к царю Годунову.
Зарится шляхта на лакомый кус
И предлагает нам вечный союз,
Но при условии, чтобы побольше
Русской земли отходило бы Польше.
С панами царь гостевал, пировал,
Только земли он гостям не давал.
Так вот годами велись разговоры…
В, это же время да в эту же пору
Жил-проживал в монастырских стенах
Рыжий, ничем не приметный монах.
С виду покладистый, скромный, смиренный,
Был одержим он мечтой дерзновенной.
Как-то весною исчез из Москвы,
Где-то бродил на границах Литвы
И перешёл к украинским магнатам,
В замки, на службу к полякам богатым.
И вот тогда со шляхетской земли
Странные, смутные слухи пошли…
«Эй, здорово, сват!» —
«Здорово!» —
«Слышал слово?» —
«Что за слово?» —
«Ныне бают на торгу,
Что конец царю-врагу —
Царь Димитрий объявился!» —
«Да убит он аль убился!» —
«Не убился, не убит,
Слышь, народ-то говорит:
Ляхи малого украли,
Обучили, воспитали.
Круль царёнка увидал,
В баньке парить приказал,
Обрядить во что почище,
Войска дать ему три тыщи,
И царевич наш пошёл
Отвоёвывать престол». —
«А Борис? Он сам при сыне!» —
«Нам Борис не нужен ныне,
Он на царстве год седьмой —
Ходим по миру с сумой.
Что ни день, то царь богаче,
Что ни ночь, мы с горя плачем.
Ни кола и ни двора.,.
Нам бы лучше жить пора». —
«Вот так шту-ука! Эко дело!» —
«Мне беднячить надоело,
Я к царевичу пойду!
Сват, а ты?» —
«Да подожду!»
Так появился, народу на горе,
Беглый монашек Отрепьев Григорий.
Скоро Москва услыхала молву:
Дмитрий с войсками идёт на Москву.
Дмитрия ждут и встречают повсюду.
Были такие, что верили чуду.
Хочет Лжедмитрий занять поскорей
Место на троне московских царей.
Долго ли, скоро ли судьбы решались,
А города самозванцу сдавались.
Чем же была его слава крепка?
Рать у него не была велика —
Паны немного Отрепьеву дали, —
Да на пути беглецы примыкали.
Чем привлекал самозванец-смутьян
Русских людей, горожан и крестьян?
Тем, что не верил народ Годунову,
Ни его разуму, ни его слову,
Шёл к самозванцу, Бориса кляня,
В самое полымя шёл из огня!
Знали бы, ведали прадеды каши,
Что приготовил им рыжий монашек!..
Царь не дождался прихода врагов —
В тяжком недуге Борис Годунов
Умер внезапно, покинутый всеми.
Здесь начинается Смутное время.
* * *
Шляхтичи ходят по русской земле.
Гришка Отрепьев — хозяин в Кремле.
В Польшу расстрига за помощь в походе
Шлёт королю Сигизмунду дары —
Много сокровищ из царских угодий:
Золото, утварь, алмазы, ковры.
Опустошились дворцовые клети.
Польские паны — хозяева тут.
Прямо из Польши в стеклянной карете
Шляхтянку в жёны расстриге везут.
Перед Мариной, полячкой надменной,
Русские девушки падают ниц.
А на Маринке — венец драгоценный,
Шапка венчальная русских цариц.
С этой Маринкою царь самозванный
Русской землёю собрался владеть.
Пляшут под музыку польские паны,
Русским красавицам стыдно глядеть.
Сроду такой не видали стыдобы:
Женскому полу плясать во хмелю.
Не приходилось и слыхивать, чтобы
Девки, горланя, прошли по Кремлю.
Шляется шляхта по древней столице,
Озорничает средь ясного дня —
В древнем соборе сидят на гробнице,
Шпорами нагло о плиты звеня.
Нет никакого с поляками сладу:
Бродят они по базарам гурьбой,
Грабят амбары, и лавки, и склады,
Всюду бесчинство творят и разбой.
Где ж ты, былая московская слава?
Иль москвичи позабыли о ней?
Древнюю славу хмельная орава
Топчет копытами панских коней.
Только иссякло в народе терпенье,
Кровь закипела у русских людей.
Ох, надоели им пляски и пенье!
Ох, надоел им расстрига-злодей!
Ох, загудели ночные набаты,
Ох, и вломился народ во дворец!
Прыгнул расстрига в окно из палаты —
Тут и нашёл он свой страшный конец.
Тут топорами его зарубили,
Тело облили смолой и сожгли,
Пеплом оставшимся пушку набили,
Бахнули в сторону польской земли,
Чтоб остальным самозванцам на страх
Ветер развеял Отрепьева прах.
13. Учитель литературы.
Но сравнить художественные особенности трагедии А.С.Пушкина и стихотворений Н.П. Кончаловской - это задача уже другого урока.