Официальный сайт goldsoftware 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Деление клетки

Фото пользователя Гульнара Ирфановна Санатуллова
Размещено: Гульнара Ирфановна Санатуллова - пн, 22/03/2010 - 21:08
Данные об авторе
Автор(ы): 
Санатуллова Гульнара Ирфановна
Место работы, должность: 
Мочалеевская основная школа
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 
Углубить понятие клетка.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин "Биология. Общие закономерности" 9 класс.

Используемая методическая литература: 

Л. В. Борисова "Тематическое и поурочное планирование по биологии" УМК

Используемое оборудование: 

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация «Клеточный цикл», видеофрагмент «Процесс митоза»,  микроскопы,  микропрепараты и раздаточные карточки: фазы митоза.

                           

Краткое описание: 
Урок с ипользованием компьютера.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:"Сетка таблицы"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; border:solid windowtext 1.0pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid windowtext; mso-border-insidev:.5pt solid windowtext; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"MS Mincho"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Задачи урока:

1. Образовательные: Продолжить формирование знаний учащихся о митотическом делении клетки и его значении.

2. Развивающие: Уметь различать основные фазы митоза; работать с микроскопом и компьютером.

3. Воспитательные:  Воспитывать аккуратность в работе с оптическими приборами и компьютером.

Тип урока: Комбинированный

Методы: Словесный, наглядный

Новые знания: клеточный цикл,

Опорные знания: клетка, ДНК,РНК, биосинтез, хроматиды, веретено деления, центриоли, профаза, метафаза, анафаза, телофаза.

                                                               Ход урока:

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1

                                       Организационный

 Учитель предлагает учащимся приготовиться к уроку, успокоиться,  приветствует.

 

момент

   Учащиеся  выполняют требования учителя.

 

 

2

         Актуализация опорных

   Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

1. Из каких частей состоит клетка?

 

 

2. Какие органоиды имеются в к цитоплазме?

 

 

 

 

 Учитель предлагает учащимся выполнить тестовую работу,  используя компьютер.

Описание теста:

1. Внутренняя полужидкая среда клетки, в которой расположены органоиды и ядро – это:

А - вакуоль

Б - цитоплазма

В - аппарат Гольджи

Г – митохондрии

2. Главным структурным компонентом ядра является:

А- хромосомы

Б- рибосомы

В- митохондрии

Г- хлоропласты

3. Собственную ДНК имеют:

А- комплекс Гольджи

Б- лизосома

В- эндоплазматическая сеть

Г- митохондрии

4. Клетку животных относят к группе эукариотных, так как она имеет:

А- хлоропласты

Б- плазматическую мембрану

В- оболочку

Г- ядро, отделенное от цитоплазмы оболочкой

5. Клетки прокариот в отличие от клеток эукариот, НЕ имеют:

А - хромосомы

Б - клеточной оболочки

В - ядерной мембраны

Г - плазматической мембраны

6. Все прокариотичекие и эукариотические клетки имеют:

А- митохондрии и ядро

Б- вакуоли и комплекс Гольджи

В- ядерную мембрану и хлоропласты

Г-плазматическую мембрану и рибосомы

7. Клетки животных в отличии от клеток растений не имеют:

А- клеточной мембраны и цитоплазмы

Б- митохондрий и рибосом

В- оформленного ядра и ядрышка

Г- пластид, вакуолей с клеточным соком, оболочки из клетчатки

8. Соматические клетки в отличии от половых содержат:

А- двойной набор хромосом

Б- одинарный набор хромосом

В- цитоплазму

Г- плазматическую мембрану.

9. Какой клеточный органоид содержит РНК?

А- вакуоль

Б- рибосома

Г- хлоропласт

Д- лизосома

10. В клетке храниться наследственная информация о признаках организма, поэтому ее называют единицей живого:

А- функциональной

Б- структурной

В- генетической

Г- биохимической

  Работа учащихся оценивается компьютером.

знаний  учащихся

 

 

1.Клетка состоит из трех основных частей: ядро, цитоплазма,   мембрана       ( клеточная оболочка).

 

 В цитоплазме находятся: рибосомы, митохондрии, ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы,  вакуоль,  центриоли. У растений есть хлоропласты.

 

Учащиеся выполняют тестовую работу.

 

3

                 Мотивация учебной

    Учитель рассказывает учащимся, показывая слайды № 3,4,5

    Впервые митоз наблюдали в спорах папоротников, хвощей и плаунов преподаватель Дрептского университета в 1872 г. Г.Э. Руссов и  русский ученый И.Д. Чистяков в 1874г.

деятельности.

   Учащиеся слушают и рассматривают слайды.

4

     Сообщение темы и задач 

     Сегодня мы с вами продолжим изучать  деление клетки, познакомимся с жизненным циклом клетки.

    Учитель предлагает учащимся записать в тетрадях тему урока:  «Деление клетки»

 

урока

 

 

 

Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.

5

                      Изучение нового  

    Учитель рассказывает:

    Важный признак жизни клетки – ее деление. При делении из одной клетки возникают две или несколько приблизительно одинаковых клеток. Этот процесс характерен для всех организмов – одноклеточных и многоклеточных. Рост многоклеточного организма, регенерация, размножение всех клеточных форм жизни происходит благодаря делению клеток.

   Клетка в своей жизни проходит разные состояния: фазу роста и фазы подготовки к делению и деление. 

    Учитель предлагает учащимся записать в тетрадях  определение:

   Промежуток времени от момента возникновения клетки в результате деления до его гибели или до следующего деления представляет собой жизненный цикл клетки.

   Учитель  продолжает рассказывать,  показывая слайды №6-12

      В это время клетка растет, специализируется и выполняет свои функции в составе ткани и органов многоклеточного организма. В тех тканях, где клетки непрерывно делятся, у части из них жизненный цикл совпадает с митотическим циклом.

    Учитель предлагает записать учащимся определение.

Митотическим циклом называют совокупность последовательных и взаимосвязанных процессов в период подготовки клетки к делению, а также на протяжении самого митоза.

Учитель продолжает.

      На слайде видно, что после завершения митоза клетка может вступить в период подготовки к синтезу ДНК (G1)    

     В это время в клетке усиленно образуются РНК и белки, повышается активность ферментов, участвующих в биосинтезе. Затем клетка приступает к синтезу ДНК или ее редупликации – удвоению. Две спирали старой молекулы ДНК расходятся, и каждая становится матрицей для воспроизводства новых цепей ДНК. Каждая из двух дочерних молекул обязательно включает одну старую спираль и одну новую.

     После завершения синтеза ДНК (S фазы) клетка не сразу начинает делиться. По окончании синтеза ДНК происходит подготовка клетки к митозу (G2).

    Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос:

     Как вы думаете для осуществления процесса митоза достаточно, чтобы прошел процесс удвоения ДНК?

 

   Затем учитель предлагает записать в тетрадях определение митоза.

  Митоз, или непрямое деление, - основной способ деления эукариотических клеток.

    Далее учитель рассказывает, используя слайды №13-18

    Митоз – деление  соматических клеток с диплоидным набором хромосом, в результате которого образуются две дочерние клетки с таким же набором хромосом.

     Митоз представляет собой непрерывный процесс, но для удобства изучения биологи делят его на 4 стадии в зависимости от того, как выглядят в это время хромосомы в световом микроскопе. В митозе выделяют профазу, метафазу анафазу и телофазу.

   Затем учитель предлагает учащимся посмотреть слайд фазы митоза,  рассказывая:

     В профазе хромосомы скручиваются, спирализуются, становятся видимыми; две центриоли расходятся к полюсам клетки; формируются веретено деления; исчезает ядрышко, ядерная оболочка.

    Следующей фазе метафазе каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид, соединенных в центромерных участках; хромосомы выстраиваются в экваториальной плоскости клетки; нити веретена деления прикрепляются к каждой хромосоме в области центромера.

    В анафазе хроматиды, удвоенные в интерфазе, становится самостоятельными хромосомами, и расходятся к полюсам клетки.

   В следующей фазе телофазе хромосомы, собравшиеся у полюсов клетки, раскручиваются, деспира- лизируются; формируется ядерная мембрана, образуется ядро; происходит деление цитоплазмы;

    Органоиды распределяются между двумя клетками; две клетки отделяются друг от друга.

материала

Учащиеся слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Учащиеся записывают в тетрадях.

 

 

Учащиеся слушают.

 

 

 

 



Учащиеся записывают.

 

 

 

Учащиеся слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




  Для этого еще необходимо удвоение центриолей, синтез белков, из которых строится веретено деления, завершение роста клетки.

Учащиеся делают записи в тетрадях.

 

 

 

Учащиеся слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся слушают.

 

 

16´

6

 

 

 

 

 

 

 



               Закрепление знаний

        Учитель предлагает учащимся,  используя компьютер просмотреть видеофрагмент «Процесс митоза» и затем рассмотреть с помощью микроскопа микропрепараты: фазы митоза.

     Учитель предлагает посмотреть на экран и выполнить  задания которые  высвечиваются на экране  слайд №19  

 

 

    Учащиеся смотрят видеофильм и рассма- тривают микропрепараты.

 

 

 

 Учащиеся выполняют задания.


10´

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

                   Подведение итогов урока  и

     Учитель сообщает, что  сегодня  мы с Вами познакомились с понятием «жизненной цикл клетки», продолжили ознакомление с фазами митоза.

   Далее учитель  оценивает работу  учащихся на уроке.

оценивание учащихся

 

 

9

Домашнее задание.

    Учитель предлагает учащимся открыть дневники и  записать домашнее задание: На доске высвечивается слайд №20

 

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн