<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->способствовать эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного искусства;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->создать здоровьесберегающее пространство на занятиях (сформировать знания детей, совершенствовать навыки, преодолевая утомляемость)
Программные задачи:
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->продолжать знакомить детей с народным промыслом - глиняная Дымковская (вятская) игрушка (Кировская область);
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->развивать умение видеть форму, цвет, декор игрушки и посильно передавать единство этих качеств в росписи изделия;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->развивать художественный вкус учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого и современности;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, бережное отношение к традициям народа;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->формировать интерес к истокам русской культуры;
Звучит русская народная мелодия, под которую дети заходят в мастерскую. На столе учителя стоит плетеная корзина, покрытая нарядным расшитым рушником.
Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята! Начинаем наше занятие.
Давайте проверим, готовы вы начать работу.
У каждого на столе должны быть:
- стеки;
- картон;
- тряпочки
II.Основная часть:
Повторение изученного:
- Вы, наверное, заметили, что началось сегодня занятие нашего кружка со звучания русской народной мелодии. И как вы понимаете – это не случайно. Давайте прочитаем слова, написанные на доске/чтение детьми/
- К народным традициям должно быть
величайшее внимание, их надо изучать и
воспринимать всей душой, их надо осваивать»
-Как вы думаете, зачем нам изучать народные традиции, знакомиться с народным искусством? /ответы детей/
- Совершенно верно. Без прошлого нет настоящего и будущего, поэтому мы должны бережно сохранять наши народные традиции, традиции народного искусства, прославлять талант и мастерство русского народа.
- На протяжении двух занятий мы будем продолжать знакомиться с одним из народных промыслов.
- Чтобы понять, с каким, нам достаточно заглянуть в эту чудо – корзину, сделанную руками народного мастера – умельца.
- Давайте подумаем, чем может быть наполнена эта корзина? /ответы детей/
- Конечно, в нем вы не найдете заграничную красавицу Барби или радиоуправляемые машинки. Но игрушки, что здесь лежат, не менее красивы, не менее знамениты в мире. А особенность их в том, что они созданы руками народных русских мастеров, да ими и придуманы, т.е. речь пойдет об игрушечном промысле.
- Давайте заглянем в корзинку, чтобы узнать какие же игрушки пришли сегодня к нам в гости.
Загадки.
1.Бегут по дорожке борода, да ножки (козлик).
2.Посмотрите, пышный хвост
У него совсем непрост -
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок?
Красной краскою горя,
Как корона у царя (индюк)
3.Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога (баран).
4. Чок, чок, пятачок.
Сзади розовый крючок.
Посреди бочонок.
Голос тонок, звонок.
Кто же это, угадайте!
Это… (поросенок)
5. Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник,
а первый на селе работник (конь), (игрушки раздаются детям на столы).
- Назовите, пожалуйста, материал, из которого они изготовлены?/глина/
- Правильно – это глиняные игрушки.
-Кто знает, как называют мастера, который работает с глиной?
- Посмотрите внимательно еще раз на игрушки, на демонстрационные картинки, которые у каждого на столах, и назовите промысел, о котором пойдет речь /ответы детей/.
- Это «дымковская игрушка»
Звучат народные наигрыши. Выходит девочка, одетая в
- «Дымковские игрушки» - яркие, красочные, барыни и кавалеры щеголяют своими нарядами, петухи и индюки гордятся своими пышными хвостами, которые напоминают сказочные букеты, няни хвастаются богатым семейством. Много выдумки и фантазии у народных умельцев!
- А почему такое интересное название, почему же игрушки Дымковские? (По месту их рождения - они из слободы Дымково)
- Молодцы!Зимой, когда топятся печи и летом в пасмурные дни, слобода, расположенная на берегу реки Вятки, вся будто в дымке, поэтому и назвали ее Дымково, а игрушку Дымковской.
- «Дымка», так еще ласково и нежно называют дымковскую игрушку. И невозможно не согласиться с теми, кто, глядя на любую из них, восклицает:
“Глазам – радость, душе – отрада!
Работа наSMART– доске:
- Но не только в Дымковской слободе занимались игрушкой. Давайте вспомним, какие еще места в России знамениты на весь мир своими игрушками (слайд№5: тест «народная игрушка»).
- Молодцы! Задание следующее будет очень простым: соедините стрелочкой место, где появляются на свет чудо – игрушки и картинку с изображением (слайд№5: работа наSMART– доске)
- Молодцы! С заданием справились отлично.
- А сейчас, давайте познакомимся с главной героиней нашего занятия. Для этого я предлагаю вам отправиться в слободу Дымково. Здесь в руках настоящего мастера простой податливый комочек глины способен ожить и рассказать удивительную сказку (слайд№6: материал из архива ЦОРов)
Рассказ учителя во время просмотра анимации:
-Много лет назад придумали люди в Дымковской слободе лепить из красной глины игрушки. Сначала такие игрушки делали лишь потехи ради, чтобы позабавить детей. А позднее стали возить их на ярмарку и продавать. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг белым – бело. Вылепленную из глины игрушку, обжигали в печи и потом белили мелом, разведенном на молоке. По белому фону мастерицы "разбрасывали" яркие круги, клетки, мелкие и крупные горошины, прямые и волнистые линии, пятна, точки. Цвета выбирали самые разнообразные в неожиданных контрастных сочетаниях: оранжевый, зеленый, красный, розовый, желтый, голубой, сиреневый и др. Дымку делали не только для продажи, с нею ходили в гости, дарили друг другу. Считалось, что если в доме есть дымковская игрушка – конь, значит, в этом доме будет достаток, не будет голода и нужды. А вот дымковская барышня – это символ материнства и плодородия.
- Все догадались, что на протяжении двух занятий главной героиней у нас будет дымковская барышня. Все внимание ей, все комплименты ей!
Сообщение темы:
Тема наших занятий «Изготовление и роспись барыни – франтихи».
Посмотрите вы на доску и скажите, какая же это барышня, если коромысло на плечах и ведра полные воды.Это самая настоящая барышня, и в этом нас убедит следующая история. Давным-давно в городе Кирове, что недалеко от Дымковской слободы, была такая традиция. По выходным дням дочери богатых горожан, нарядно одетые, ходили по воду, а по дороге, где они шли, стояли кавалеры и выбирали себе невест. Возможно наша водоноска – самая настоящая барышня.
- Так как мы с вами глины не запасли, я предлагаю вам сегодня изготовить лепные фигурки барыни – франтихи из соленого теста, а на следующем занятии расписать заготовки барыни - модницы, создав ей неповторимый, необычайно красочный наряд, в стиле «Дымково».
-А теперь, прежде чем приступить к работе, давайте наберемся сил и поиграем в хорошо известную вам народную игру «Ручеек», игру наших прабабушек и прадедушек.
(Слайд №7. Звучат народные мелодии)
- За работу! Нам потребуется: ржаная мука (тесто из нее получается очень пластичным), пищевая соль, обойный клей «Момент», мерный стаканчик, миска, столовая ложка, вода (дети подходят к столу педагога и берут необходимое)
Готовим «строительный материал»:
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Каждый берет и насыпает в чашку муку и соль (соли – в 3 раза меньше по объему, так как она тяжелее муки. Например, 3 ст. л. муки и 1 ст.л. соли.
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Добавляем немного воды, замешиваем тесто;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->добавляем клей (чтобы фигурки были прочнее).
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->накладываем трафарет (дети выбирают трафареты на столе педагога);
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->вырезаем при помощи стеки фигурку «барыни – франтихи», лепим оборочки на одежду, «золотник», т.е. у каждого получается своя неповторимая фигурка;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->кладем сушить в отведенное педагогом место (не на батареи, так как тесто переведет, и фигурки будут неровные).
(Учитель работает вместе с детьми, изготавливая большую лепную фигурку для росписи).
Вариант 2.
Можно заготовить материал заранее и раздать тесто детям. Тогда им останется изготовить лепные фигурки (см. выше).
Вариант 3.
«Строительный материал» делает учитель прямо на занятии и раздает его детям для дальнейшей работы.
( Слайд №8. Во время работы звучит народная музыка, что создает особый эмоциональный настрой. Создавая лепные фигурки, дети с удовольствием поют русские народные песни, с которыми знакомились на уроках музыки. Например «Во поле береза стояла…» и др.
Уборка рабочих мест.
- Молодцы! Потрудились на славу! Давайте приведем в порядок рабочие места.
Подведем итоги:
-А сейчас я вновь предлагаю вам поиграть.
-Станем в круг. Игра «Передай другому». Правила игры просты: пока звучит музыка, вы передаете друг другу главную героиню занятия - «дымковскую барышню». Музыка замолкает и тот, у кого в руках наша глиняная игрушка, должен ответить на мой вопрос.
Вопросы:
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->С каким промыслом мы сегодня продолжили знакомиться?
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Как ласково называют «дымковскую игрушку»?
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Какие еще народные промыслы занимаются изготовлением игрушек?
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Что нового ты узнал сегодня на занятии?
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Чему научился сегодня на занятии?
- Попробуйте дома, по желанию, изготовить лепную фигурку дымковской барышни.
- Мне сегодня очень понравилось с вами работать. Спасибо.
Слайд №9. Звучит музыка, дети выходят из мастерской.
Занятие 2: «Роспись лепной фигурки
«Барыни – франтихи»
Оборудование:
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Лепные фигурки, изготовленные на предыдущем занятии;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->раздаточный материал “Дымковская барышня” (иллюстрации из журналов, фото);
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->образцы рисунков-упражнений “Геометрический орнамент на дымковской игрушке”;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->таблицы на доске - “Цвет и форма”;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Таблицы «Цвет и форма»;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->образцы рисунков-упражнений - “Геометрический орнамент на дымковской игрушке”.
Музыкальный ряд:
Русские народные мелодии
Ход занятия:
I.Подготовительная часть:
Слайд №1.Звучит музыка, дети разбирают свои лепные фигурки и рассаживаются по местам (лучше всего расставить столы по кругу).
- Я очень рада приветствовать вас в нашей мастерской, где благодаря вашим стараниям, появляются на свет неповторимые чудо – изделия, глядя на которые хочется восклицать: “Глазам – радость, душе – отрада!
-У вас хорошее настроение? (хором «ДА»)
-Вы настроены на работу? (хором «ДА»)
-Прекрасно!Давайте проверим вашу готовность к занятию.
Проверка готовности рабочих мест:
У каждого на столе должны быть:
- баночки с водой;
- клей ПВА;
- «разноцветные сестрицы, которые заскучали без водицы» (гуашь).
Сегодня вам не обойтись
без той, которая «над бумажным над листом машет весело хвостом.
И не просто машет, а бумагу мажет. Красит в разные цвета.
Ух, какая красота!» (кисти)
Для работы нам нужны:
- тряпочки для кисточек,
- лепные фигурки из соленого теста
Помогут в работе:
- демонстрационные картинки.
II. Основная часть:
Сообщение темы занятия:
- Мы снова вместе для того, чтобы продолжить знакомство с народным игрушечным промыслом «Дымковская игрушка». Сегодня наша с вами задача расписать заготовленные на прошлом занятии фигурки «барыни – франтихи» в стиле «Дымково». Мне очень хотелось бы, чтобы сегодня, создавая неповторимый образ дымковской «барыни – франтихи» вы работали с радостью!
- Первое, что мы с вами должны сделать – это покрыть лепные фигурки клеем ПВА, что сделает поверхность наиболее гладкой и позволит в дальнейшем без особого труда работать цветом.
Рассматривание дымковских барышень:
- Пока фигурки сохнут, давайте внимательно посмотрим на дымковских барышень (слайд №2).
- Во что они одеты?
- Какая часть костюма одноцветная? (головной убор, жакет)
- Какая одежда с орнаментом? (юбка)
- Какие узоры используют народные мастера?/круги, овалы, клетки, полоски, линии/
- А знаете ли вы, что каждый из этих узоров имеет свое значение (слайд №3)
Кольцо – символ солнца, каравая хлеба,
точки – звезды,
волнистая линия – символ воды,
прямая линия – дорога
- Посмотрите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга (доска)
<!--[if !supportLists]-->o <!--[endif]-->по краю колец (образцы на доске)
- При всей кажущейся простоте один и тот же узор никогда не повторяется, поэтому найти две совершенно одинаковые игрушки невозможно.
- Какие цвета используют для росписи игрушек? (слайд №4)(Желтый, синий, красный, зеленый, белый, черный). В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.
- Внимательно посмотрите на наряды барышень. У дымковских мастеров в юбке используются, обязательно, цвета головного убора и жакета и еще два любых цвета. Повторение цветов в узоре убирает лишнюю пестроту. Давайте убедимся в этом (слайд№5).
- А теперь всмотритесь в лица барышень. Бровки дугой, глаза – точки, румянец на щеках, рот – кружок, бантик или сердечко. Причем цвет ротика и щечек совпадает (образцы на доске).
Работа детей наSMART- доске:
- А теперь, когда мы разобрались с цветами, давайте попробуем закрасить барышню (работа детей на SMART-доске с интернет ресурсами, роспись барышни, используя цвета спектра, слайд №6)
- Молодцы! Хорошо все усвоили. Все у вас получилось.
Работа педагога наSMART– доске (слайд №7)
Поэтапное выполнение работы.
- Вернемся к нашей барышне. Работать мы будем как настоящие мастера – умельцы сразу кистью, создавая свою яркую красочную неповторимую «барыню – франтиху».
- Роспись мы будем выполнять в такой последовательности:
1.Работа над верхом:(учитель работает наSMART- доске)
- отделим линией головной убор (на кисть набираем цвет головного убора)
- закрасим головной убор (помним, что он одноцветный)
- нарисуем волосы;
- закрасим волосы;
- на белом лице нарисуем круглые красные (или другой цвет) пятна щек и рта, черные дужки бровей над точками-глазками (образцы на доске);
- отделим руки, закрасим жакет (при закрашивании головного убора и жакета используем яркие цвета).
2. Работа над юбкой:
-Украсим орнаментом широкие юбки и другие детали костюма (образцы на доске);
- Помните, что при выполнении узоров на юбке используются цвета головного убора и жакета.
- Кукла готова (показ учителя)
-А теперь, прежде чем приступить к работе, давайте наберемся сил.
Физминутка(элементы танцевальных движений под народную музыку, слайд №8)
-Молодцы! Вы полны сил, энергии! За работу!
- Хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте ее так, чтобы глядя на нее, душа радовалась.
Самостоятельная работа детей.
(звучит русская народная музыка, дети работают, слайд №9). Ведется индивидуальная работа.
-Я вижу, что все справились с работой. И так как это игрушки давайте немного поиграем. Представьте себе, что по дороге на ярмарку встретились две барыни- модницы и начали хвалиться своими нарядами (работа в парах, тройках)
Выставка и анализ работ детей:
- Давайте посмотрим, что же у вас получилось.
-Модницы, красавицы, все на выставку-ярмарку! (дети выносят свои изделия, педагог прикрепляет на магнитную доску свою работу и работы детей).
По дороге на ярмарку я предлагаю вам заглянуть на солнечную полянку и оставить там, на память о сегодняшнем занятии, цветок. Те ребята, кому понравилось занятие - украсит полянку красным цветком, кому на занятии было скучно и неинтересно – оставит на полянке синий цветок (звучит музыка, дети выносят свои изделия, работают наSMART– доске, слайд №10).
- Посмотрите на чудо-полянку, всю усыпанную яркими цветами. Я смело могу сказать, что сегодня все без исключения работали с хорошим настроением, именно поэтому у вас получились такие красивые, яркие игрушки! Посмотрите, какие красавицы в длинных нарядных юбках с оборками! На щеках горит румянец, черные брови дугой! У вас получились замечательные барышни – франтихи! Их нарядам можно только позавидовать! Я думаю, что роль народных мастеров – умельцев вам сегодня удалась! <!--[if gte vml 1]> <![endif]--><!--[if !vml]--><!--[endif]-->
Итог занятия:
- Пока наши барышни-красавицы хвастаются своими нарядами,
подведем итог занятия:
-С каким промыслом мы сегодня продолжали знакомиться?
-Что нового вы узнали?
-Что понравилось?
-Посмотрите еще раз на наших красавиц. В них столько доброты и веселья. Глядишь на них и улыбаться хочется.
- «…От дымковской игрушки, Идёт тепло и свет, Он не иссякнет годы, десятки Сотни лет…»
-Дома, распишите фигурки тех барышень, которые вы делали самостоятельно.
Творческое задание:
- Если будет желание, то попробуйте сочинить сказку о приключениях своей «барышни – франтихи» и тогда, следующий занятие мы начнем с прослушивания ваших сказок.
Уборка рабочих мест
- Мне сегодня очень понравилось с вами работать. Спасибо. Занятие закончено. Звучит музыка (слайд №11), дети выходят.