Урок повторения по математике "Вычитание вида 16-__"
Submitted by Галина Ивановна Федорова on Tue, 30/03/2010 - 22:57
Ход урока
1. Организационный момент.
-Вот и прозвенел звонок,
-Начинается урок.
-Очень тихо вы садитесь
-И работать не ленитесь.
Наступила весна, поют птицы, светит солнышко. На ваших партах лежат рисунки солнца и тучки. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению. Хочется, чтобы хорошие настроение сохранилось у вас до конца урока.
2.Актуализация опорных заданий.
-Сегодня мы будем путешествовать с героиней одной сказки. Послушайте загадку и скажите, как её зовут.
Бабушка внученьку очень любила,
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыло своё,
А ну, подскажите, как звали её?
(Появляется рисунок с изображением Красной Шапочки)
-Вместе с Красной Шапочкой вы пойдёте к бабушке. Нужно быть дружными, находчивыми, так как в пути вам встретится много преград.
2.1 Игра «День и ночь».
-Первой мы встретили сову.
(появляется рисунок совы и рядом выражение).
9+4-7+5-3+8=16
13 6 11 8
Она предлагает вам вычислить значение выражения. Когда я говорю слово день вы запоминаете два первых числа и знак арифметического действия, записанный между ними. На слово ночь вы закрываете глаза и вычисляете. Я снова произношу слово день, вы открываете глаза, вспоминаете ваш ответ, запоминаете следующий знак действия и третье число. На слово ночь вы вновь закрываете глаза и выполняете вычисления и т. д.
-Какой конечный результат у вас получился?
(Учимся записывать правильный ответ)
(появляется правильный ответ и слово Молодцы!)
- Что можете рассказать о числе 16?
(Оно следует за число 15, предшествует числу17, оно меньше 17 на 1, и больше 15 на 1; оно двузначное, т.к. записано двумя цифрами; в нём 1 десяток и 6 единиц; число 16 можно представить в виде суммы чисел 9 и 7, 8 и 8 ... )
2.2 Минутка чистописания.
-Напишите число 16 в тетради, но сначала разомнём пальчики.
(Ученики соединяют поочерёдно сначала мизинцы……….., затем хлопают в ладоши, вслед за этим они поочерёдно массируют пальцы)
2.3 Нахождение неизвестных компонентов.
Мы вышли на солнечную полянку, посмотрите перед нами числовые выражения. Какие числа пропущены мы должны найти эти числа и назвать их.
(Появляется слайд)
?+7=16 ?-6=10
8+?=16 16-?=6
- Как найти неизвестное слагаемое? Уменьшаемое? Вычитаемое?
(Учащиеся отвечают, появляются числа)
3. Работа над новой темой.
- Мы двигаемся дальше, но кто-то зовёт нас на помощь. Посмотрите божья коровка застряла в паутине. Поможем ей.
(появляется слайд)
-А для этого мы сейчас вычислим значение выражений запишем эти выражения в тетради.
16-7=9 16-8=8 16-9=7
- Что интересного вы заметили?
(уменьшаемое одинаковое; вычитаемое увеличивается на 1, разность уменьшается на 1)
- Какой вывод вы можете сделать?
(Чем больше вычитаем, тем меньше остаётся)
Приготовьте цифры. Я буду показывать выражения, а вы его значение (слайд)
15-7=8 15-6=9 14-6=9
12-3=9 13-5=8 11-6=5
Молодцы, божья коровка свободна. Пошли дальше. Но кто это нам встретился?
(Слайд: ёжик, белка, заяц)
1-в 15-6 9+8 2-в 15-9 8+6
15-8 6+6-7 15-7 8+5-9
14-9 7+6 13-8 7+4
- Звери хотят сообщить, что-то важное, но сначала нужно выполнить их задание по вариантам.
(после решения сверяют ответы с числами, которые появляются на слайде)
- Звери хотели предупредить нас об опасности. В лесу нас и Красную Шапочку подстерегает волк.
- (Появляется слайд: волк и отрезки)
-Сколько отрезков вы видите?
-Как узнать, на сколько один отрезок длиннее другого?
(Надо измерить отрезки и из длинны большего отрезка вычесть длину меньшего) - хорошо.
-По какому пути отправим волка, чтобы он не успел раньше нас добраться до бабушки.(по длинному).
- Пока он идёт, мы отдохнём.
4.Физкультминутка.
-На раз подняться, подтянуться,
-На два согнутся, разогнутся,
Три- в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка.
На четыре - руки шире,
пять руками помахать,
Шесть - за парты тихо сесть.
5.Закрепление изученного.
-Мы всё ближе подходим к дому бабушки, но нам преградила дорогу река. Мы можем переплыть её, если выполним следующее задание.
( слайд с условием задачи)
-В реке плавало 9 карасей, а щук на 2 меньше.
-что у нас записано? (предложение)
-что нужно сделать, чтобы получилась задача?
(задать вопрос)
-Какой вопрос можно задать? Что нужно изменить в задаче, чтобы она решалась двумя действиями? (Нужно изменить вопрос)
Сколько всего рыб плавало в реке?
Посмотрите на краткую запись решения задачи.
-давайте решим эту задачу, записываем её по действиям в тетрадь.
9-2=7(р) 9+7=16(р)
-Молодцы. Вот и подошли к дому бабушки, но сначала надо подняться по лесенке, чтобы встретится с бабушкой.
(слайд с лесенкой)
(Мальчики справа, девочки слева)
(Слайд)
Вот мы и пришли к бабушке. Она вам очень рада и приготовила загадку.
-Кто-то утром не спеша
Надувает красный шар
А как выпустит из рук-
Станет вдруг светло вокруг.
(появляется на слайде солнце и на нём написано Молодцы!)
-Давайте прочитаем, что написано на солнце.
6.Итог.
-Вот и закончился наш урок, подошло к концу наше путешествие. Мы опередили волка, помогли Красной Шапочки добраться до бабушки.
-Что вам понравилось на уроке? Чему вы научились?
Какое у вас сейчас настроение? Покажите.
Всем спасибо.