Вы не зарегистрированы

Авторизация



Роль религии в современном мире

Фото пользователя Валентина  Григорьевна Суворина
Размещено: Валентина Григорьевна Суворина - пн, 12/04/2010 - 18:42
Данные об авторе
Автор(ы): 
Валентина Григорьевна Суворина
Место работы, должность: 
Бузулукский финансово-экономический колледж – филиал Финакадемии, преподаватель, заведующая кафедрой общеобразовательных дисциплин
Регион: 
Город Москва
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Валеология (здоровый образ жизни)
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
География
Предмет(ы): 
Культурология
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Предмет(ы): 
Психология
Цель урока: 
Цели урока: 1. Дидактическая: подвести учащихся к осознанному пониманию роли религии в современном мире, т.е. развить представление о ее значении в возрождении духовной и экологической культуры, толерантности, оздоровления человека и общества. 2. Воспитательная. 2.1. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание. 2.2. Воспитание самостоятельности, активной жизненной позиции, умений слушать и уважать мнение товарища. 3. Развивающая. 3.1. Развитие творческого потенциала учащихся, интереса к познанию, осознанному и самостоятельному получению информации. 3.2. Формирование коммуникативных навыков, лаконичного и четкого изложения своих мыслей; умение приводить аргументы в пользу различных версий, доказывать свою точку зрения; активировать механизмы саморазвития личности. 3.3. Развитие умений работать в группе, анализировать информацию, выделять главное, сравнивать, осуществлять прогноз. 4. Методическая. 4.1. Продемонстрировать возможность применения проблемной лекции с элементами визуализации. 4.2. Показать особенность применения кластера на этапе закрепления изученного материала.
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

электронный учебник "история религии"

Используемое оборудование: 

1.       Проектор LCD, ноутбук

2.       Программы, необходимые для запуска проектора на компьютере: Microsoft Word; Office 2003 (2007), Power Paint.

3.       Дополнительные устройства: компьютер, мультимедийный проектор, экран,  звуковые колонки.

4.       Электронный учебник «История религии».

5.       Фрагмент фильма «Структурированная вода».

6.       Видеоклип на музыку И. Талькова.

7.       Презентация к уроку (слайд-альбом).

8.        Раздаточный материал: тесты, опорные конспекты, текстовой материал (заповеди буддизма и христианства).

 

Краткое описание: 
Данный урок решает дидактические, методические, развивающие, воспитательные цели. Воспитание толерантности – одна из главных задач урока. Урок – проблемная лекция с элементами визуализации. На уроке используются фрагмент фильма «Структурированная вода», видеоклип на музыку И. Талькова, презентация к уроку (слайд-альбом), раздаточный материал. В уроке используются групповые, индивидуальные и коллективные формы работы. Данный урок опирается на знания учащихся, их жизненный опыт. Он организован таким образом, что учащиеся самостоятельно приходят к выводу: важной задачей религии в настоящий момент должно стать объединение всех народов, живущих в нашей стране.

Композиция урока

1.      Организационный момент.

2.  Цели и задачи урока

2.1. Вступительное слово преподавателя

Добрый день, уважаемые ребята и гости нашего урока! Сегодня у нас необычный урок – урок по истории религии, который буду вести  у вас я Суворина Валентина Григорьевна.

Я приглашаю вас принять активное участие в рассмотрении темы «Роль религии в современном мире». 

Цель нашего урока: выяснить актуальность постановки проблемы изучения дисциплины «История религии»,  понять, почему на современном этапе развития нашего общества мы вновь заговорили о религии? Сегодня мы должны  определить роль религии в современном мире.

 Тема урока: «Роль религии в современном мире»

 

План урока

1.          Актуальность изучения дисциплины «История религии».

2.          Определение понятия «религия».

3.          Роль религии в современном мире.

3.  Актуализация знаний

3.1.   Фронтальный опрос:

   * На каких дисциплинах школьного курса мы раньше встречались с понятием религия?

   * Что такое, на ваш взгляд, религия?

*    Какие  религии известны человечеству?

*    Почему отдельные религии называют мировыми?

 

 

Итак, у каждого из нас сложились свои представления о религии в силу имеющихся знаний по этой теме. Достаточно ли вам этих знаний?

4.         Изучение нового материала

4.1 Тестирование

Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, я предлагаю вам высказать свое мнение по ряду вопросов:

1. Считаете ли вы себя верующим человеком?

А) да

Б) нет

В) не знаю

2. Связываете ли вы происходящие в настоящее время негативные процессы в обществе с разрушением религиозных традиций?

 А) да

Б) нет

В) не знаю

3. Связываете ли вы ухудшение состояния окружающей среды с разрушением религиозных традиций?

А) да

Б) нет

В) не знаю

4. Поможет ли религиозное образование повлиять на оздоровление окружающей общества и среды?

А) да

Б) нет

В) не знаю

 

4.2. Проблемная лекция с элементами визуализации.

А теперь я предлагаю вам подумать и высказать свое мнение, почему в настоящее время стала актуальна проблема изучения дисциплины «История религии» в школьной программе? Почему сегодня здесь мы поднимаем эту тему? (обсуждение)

 Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой – который мы от века

творим по мере наших сил.

 

Ни для кого не секрет, что процессы, происходящие в природе и обществе таковы, что заставляют серьезно задуматься над тем, что происходит вокруг: высокая преступность, дети - сироты при живых родителях, ранние браки и разводы, более 20% детей воспитываются в неполных семьях и т.д.

Вашему вниманию предлагается карта состояния окружающей среды и результаты социологического опроса, выполненные примерно в одно и то же время. В 2000 году верили в Бога 95% жителей Африки, 97%  Латинской Америки, 91% США,  89% Азии, 88% Западной Европы, 42,9%  россиян.

Давайте вместе проанализируем эти данные. Какой вывод мы можем сделать?

- Экологическое состояние окружающей среды определяется экологической культурой, которая напрямую зависит от духовной культуры народов, населяющих территорию.

Поэтому не случайно наиболее сложная экологическая ситуация во всем мире сложилась в европейской части нашей страны.

Что такое человек? Какие ассоциации у вас возникают со словом человек? Ведь мы видим лишь  только внешнее его выражение, его физическое тело. А что у него внутри, что движет его поступками, действиями? Каков его внутренний мир? Почему каждый из нас в однотипных ситуациях поступает по-разному?

 - Безусловно, это зависит от того, каковы его мысли, идеалы, ценности.

Россия всегда чтила святыни и верила в их силу.

(Слайды храмов)

Начало 20-го века…  В первые десятилетия Россию сотрясают войны и революции. Страна из нравственно здоровой  превращается в разрушенную, убогую, со страдающим, униженным и разоренным народом. Новая власть. Новая политика. Новая идеология. Бога нет, веры нет, громить церкви, священники – враги… И началась вакханалия бездуховности.

 (Видеоклип И. Тальков «Россия»).

В трудные минуты своей жизни человек всегда обращался к Богу.  А бывают ли моменты в вашей жизни, когда вы вспоминаете о нем?

(Фрагмент фильма о Великой Отечественной войне).

Даже советское руководство в годы Великой Отечественной войны, 65-летие победы которой мы отмечаем в этом году, обратилось к церкви за помощью.

Может быть, и теперь как раз  наступил тот самый момент, когда без поддержки высших сил просто не обойтись.

 (Демонстрация слайдов)

Начиная со второй половины 80-х годов ХХ века, после 70-летнего преследования и забвения, религия открыто входит в нашу жизнь. Каким образом? Приведите примеры, а слайды вам помогут это сделать.

(Ответ: новорожденных крестят, новобрачные венчаются, умерших отпевают. Очень многие сегодня носят нательные крестики, ходят  в храмы. Центральное телевидение транслирует на всю Россию церемонии праздничных торжеств из крупнейших храмов страны, а среди прихожан мы видим и руководство нашего государства).

Вы много привели примеров, но означает ли это все, что религия, открыто войдя в нашу жизнь, также вошла и в наше сознание? Всегда ли действия, поступки и поведение людей в современной жизни являются следствием их внутренних убеждений? Не отдают ли многие сегодня просто дань своеобразной моде на религию?

А как вы считаете, что происходит в нашем обществе?

Порой следование этой «моде» бывает слепым, безрассудным и происходит часто просто от незнания каких-то  религиозных норм, правил, идей. И, может быть, просто кто-то носит нательный крестик поверх платья или джемпера не из-за собственного тщеславия, а просто потому, что ему никто не объяснил, что крестик носят на теле…».

А может быть не хватает людям знаний о религии?

Так что же такое религия?  

(Ответы уч-ся).

Вам сложно определить значение этого понятия. Даже в научном мире

сложилось более 70 различных определений понятия «религия». У каждого в душе свое мироощущение, свое понимание, свое отношение, т.к. каждый из нас индивидуален. Сейчас мы рассмотрим, как понимают религию атеисты, философы, теологи; что думают о ней ученые.

           Так, атеисты (а – частичка отрицания, theos (греч.) – бог) религию считают иллюзией и  фантастикой и отвергают любую религию.

Философы дают определение религии как мировоззрение и мироощущение, которые основываются на вере в богов и «священного» начала, которое находится за чертой «естественного», недоступного понимания человека, т. е.  скорее отрицают наличие высших сил.

- А как вы понимаете слово «фантастическое»?

- Какие предметы обихода нашей жизни  показались бы фантастическими человеку, живущему 100, 150 лет назад?

          - Сотовые телефоны, цифровое телевидение, компьютеры управляемые мыслью, и многое другое. И радио, и телевизор, и космическая ракета - все это в средние века совершенно невозможно было объяснить естественным путём.

          Однако сегодня мы понимаем, что  мы знаем то, что успели узнать.

          Ну а что же говорят теологи? Теологи (theos (греч.) – Бог, logos - наука), т.е. богословы  религию  часто называют просто верой.

Итак, мы выделили три главных направления в определении понятия «религия», а какое определение ближе вам?     

На мой взгляд, очень важно отметить, как к религии относится ученый мир. Общеизвестны факты, что Кеплер, Ньютон, Пастер, Павлов и др. не видели противоречий между религией и естествознанием.

          О значении веры для учёного говорил Эйнштейн, Чижевский, Циолковский и многие другие ученые. И даже знаменитый физик Макс Борн, говоря о пропасти, в которую катится цивилизация, подчёркивал, что только религиозные идеи могут вернуть здоровье обществу!

Наука стала проникать в те области, которые раньше были сферой религии. Например, в современной психологии обсуждаются проблемы бессмертия духа... Признается факт существования души, и даже определен её вес.

 

Следующую часть урока мы посвятим  рассмотрению роли религии  в современном мире.

 (Демонстрация слайдов  с православными храмами, исламскими мечетями, буддистскими храмами)

 - О каких религиях идет речь?                  

уддизм,  христианство, ислам)

- Как вы думаете, почему мы останавливаем свой выбор на этих религиях?

 (Это мировые религии, это основные религии, которые распространены в нашей стране. Христианство и ислам – основные религии Оренбуржья). 

 - Как вы думаете, наша жизнь, наши взаимоотношения  с друзьями, в семье, обществе в целом требуют ли каких-то изменений? А вы хотели бы приобщиться к православной или другой религии? Хотели бы вы, чтобы ваши дети больше знали о религии и имели возможность свободного выбора?

       Каждая религия содержит определенные морально-нравственные каноны. Сейчас мы с вами познакомимся с ними, выделим черты сходства и различия в них.

4. 3  Работа  в группах:

Группа №1

 – Сформулируйте свое отношение к заповедям?

Группа №2

- Чего больше в заповедях: сходства или различия?

Группа №3

- Куда ведут заповеди человека?

(Изучают заповеди христианства, буддизма на основе приложения №2)

 

В христианстве существует 10 основных заповедей, в соответствии с которыми должен жить человек. Записанные на каменных скрижалях, они даны были Богом Моисею на горе Синай.
1. Я - Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
2. Не сотвори себе кумира.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
4. Чти день субботу, чтобы святить его. 6 дней работай, а 7 отдыхай.
5. Почитай отца твоего и мать твою, дабы продлились дни твои на земле.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (не сплетничай).
10. Не желай ничего, что есть у ближнего твоего (не завидуй).

 

Десять заповедей Буддизма
Сущность буддийской практики - доброе и любящее сердце. Мы должны воспринимать окружающих с теплом и нежностью и непрестанно культивировать любовь к ним.

10 заповедей буддизма - это 10 добродетелей, которые совершаются телом, речью и умом.

10 добродетелей - это несовершение 10 недобродетелей, которые перечислены ниже:
1. Защищай  чужую жизнь.
2. Не укради,  уважай чужую собственность и практикуй щедрости.
3. Не прелюбодействуй и будь верен своему спутнику жизни.
4. Не лги и будь честным и искренним.
5. Не клевещи.
6. Не говори грубо.

7. Не трать время на пустую болтовню или сплетню.
8. Не будь жадным.
9. Не  причиняй  кому-либо вред.
10. Ложные взгляды - верь в закон причины и следствия, не отрицай существование Будд, прошлых и будущих жизней.

Заповеди в каждой религии помогают каждому человеку стать чище, лучше, добрее, обеспечивают духовный рост личности.

Наша страна и Оренбургская область многонациональная и многоконфессиональная, поэтому так важно объединяющее начало, заложенное в любой религии.

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть...

М.Ю.Лермонтов

В любой религии есть молитвы, а вы не задумывались почему?

Мы, люди, водные структуры, и в нашем организме около 80% воды. Сейчас вы просмотрите фильм о влиянии молитвы на молекулы воды. У молекул воды свой тип гибридизации, и на уроках химии вы говорили об этом. Кто помнит, какой тип гибридизации у молекул воды? (SP3) Постарайтесь выделить главное в сюжете.

(Фрагмент фильма «Структурированная вода»)

- Какой вывод вы сделали для себя? Знали ли вы об этом раньше? Поделитесь своими впечатлениями.

 Философ Иммануил Кант сформулировал золотое правило нравственности которое основано на высказываниях древних мыслителей и прописаны в  Ветхом и Новом Завете, Коране и др. первоисточниках:

«Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе».

 - Согласны ли вы с ним?

- Таким образом, мы понимаем, что важной задачей религии в настоящий момент должно стать объединение всех народов, живущих в нашей стране. Воспитание толерантности – одна из существенных задач дисциплины «История религии».

5. Закрепление.

5. 1 Составление кластера.

- Итак, что нового мы узнали на этом уроке?

1.     Почему в последние годы в нашей стране проявился интерес к вопросам религии?

2.     Каково мнение ученых относительно религии?

3.  Обоснуйте роль религии в современном мире?

Роль религии велика, и она способна обеспечить:

- духовный рост человека;

- оздоровить его душу, тело и окружающую среду;

- воспитать толерантность, стать объединяющим началом в обществе.

6.           Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру «Религия в моей жизни». В электронном учебнике «История религии» тема №1.

7. Заключительное слово (вывод по уроку).

Итак, на этом уроке мы установили, что сама постановка вопроса изучения истории религии актуальна, и определили её роль в современном мире. А более подробно о развитии религии в мировом сообществе можно будет узнать в процессе изучения дисциплины «История религии».

                                                            Бога легко искать,

                                                             Бога  легко найти,

                                                  Бог – это благодать,

                            Бог – это свет в пути!..

Я искренне желаю каждому из вас, чтобы этот  благодатный свет  озарял ваш путь!

Я благодарю всех учащихся за активную работу на уроке. Оценки за урок получили:

 

 


»  Размещено в сообществах:   

На: Роль религии в современном мире


Прекрасная разработка.Представлен не только разнообразный, обширный материал, но и чрезвычайно интересный. Крайне важно, что преподаватель затрагивает темы, которые на сегодняшний день наиболее актуальны. Кроме того, материалы урока можно применить не только в учебном, но и в воспитательном процессе, для подготовки классного часа.



На: Роль религии в современном мире


Огромное спасибо автору за интересный и актуальный материал, предлагаемый в конспекте. Педагог в доступной форме знакомит детей с наиболее общими духовными ценностями разных религий, воспитывая толерантность. 



Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория