1.Назовите букву, которая стоит в алфавите перед буквой р;
2.Безударная гласная в словах: земля, лесок;
3.Назовите букву, которая стоит в алфавите после буквы п;
4.Безударная гласная в словах: река, печёт;
5.13-я буква алфавита;
6.6-я буква алфавита;
7.Парная согласная букве з;
8.Безударная гласная в словах: окно, вода;
9.Назовите букву, которая стоит в алфавите между буквами й, л.
Мы с вами собрали слово: перелесок.
·Что такое перелесок? (Небольшой лес, отдалённый полянами от других лесных участков).
·Какие слова спрятались в слове перелесок? (Лес, лесок, песок, сок, сор, село, перо).
·Запишите слова в тетрадь, обратите внимание на нижнее и верхнее соединение букв.
·Какие слова вы записали? (Имена существительные).
·Докажите. (Они отвечают на вопрос "Что?").
III. Закрепление и совершенствование приобретённых ЗУН.
1) Что это? Лес. (На картинке).
- Подобрать однокоренные слова к слову лес и разобрать по составу.
Лес, лесок, перелесок, лесничий, лесной.
2) Задания - загадки.
- Какой вы любите лес? Почему? (Высказывания ребят).
В лес ходят по грибы, по ягоды, по орехи. А что, если отправиться в лес “по загадки”. Итак, в путь… в лес “по загадки”.
Первая загадка
Игра “Во всех падежах”
Послушайте стихотворение ЮрияКарасёва “Приключения зелёного листа” и с помощью кругов - сигналов покажите,в каких падежах стоит слово “лист”
Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зелёного листа, ветер нёс и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг - к зелёному листу,
Лапой - хвать зелёный лист,
Дескать, поиграем.
“Не хочу” - парашютист
Головой качает…
Ветер вмиг с листом зелёным
Над землёй взметнулся снова,
Но шалун листок упал…
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном.
- Итак, вспомним, сколько падежей в русском языке? Назовём их хором.
Вторая загадка
А теперь поработаем все вместе на карточках.
- Почему вторая часть карточки разделена на шесть частей? (Шесть падежей).
- Допишите падежные окончания имён существительных .
Третья загадка
- На какие три группы можно разделить имена существительные? (На 1, 2, 3 склонение).
- Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? (Учащиеся вспоминают правило).
- Запишите существительные из карточек втри столбика по склонениям и выделите окончания. (Ребята работают самостоятельно).Какие существительные записали в 1,2,3 столбик?
- Что это? (Ключ - рисунок).
- Какое значение имеет слово? (Ключ от двери, скрипичный ключ, ключ - родник, ключ - шифр, расшифровка).
- Какое из этих значений мы имеем в виду, когда говорим, что будем пользоваться словом - ключом для правильного написания безударного окончания имён существительных? (Слово - шифр).
- Назовите слова-ключи для каждого из склонений.
1 скл. - вода, земля.
2 скл. - окно, конь.
3 скл. - печь, степь.
- Как проверить безударное окончание имён существительных? (Определить падеж, склонение, вспомнить ударное окончание существительного этого склонения в нужном падеже).
Четвёртая загадка
Запишите под диктовку словосочетания и покажите, какое окончание пишется у существительных. (С комментированием).
Хожу по тропинке - 1 скл., Д.П., по воде;
добежал до черёмухи - 1 скл., Р.П., до воды;
появилось на тополе - 2 скл., П.П., на коне;
написал о лесе - 2 скл., П.П., о коне;
подошёл к ветке - 1 скл., Д.П., к воде.
Физкультминутка
Я буду называть существительные с предлогами с ударными и безударными окончаниями. Если услышите слово с ударным окончанием, - приседаете, если с безударным, - делаете наклон вперёд.
Постарайтесь сосчитать, сколько слов с безударным окончанием будет произнесено.
До рощи, в чаще, к берёзе, о сосне, на тополе, к земле, с ветки, о лесе -(6 слов).
Пятая загадка
- А сейчас работа с перфокартами. (Каждому ученику выдаётся перфокарта с разными существительными. Они должны вписать начальную форму имени существительного, род, склонение, падеж, окончание).
Самоконтроль с компьютером
Шестая загадка
- Расшифруйте и прочитайте предложение, записанное цифрами.
- Объясните смысл предложения. Лес даёт человеку кислород, которым мы дышим. Лес - это дом для диких животных. В лесу много ягод, грибов, лекарственных трав. Лес даёт строительный материал. Лес - прекрасное место отдыха.
Седьмая загадка.
“Седьмой лишний” (игра)
- Догадайтесь, какое слово лишнее в каждом столбике, и вы прочитаете предложение - просьбу.
- В первом столбике лишнее слово берегите, так как это глагол, а все остальные - имена существительные.
- Во втором столбике лишнее слово лес, так как все остальные - дикие животные.
- Получилось предложение “Берегите лес!”
- Что вы можете сделать для спасения природы? Как и чем можете помочь ей?
- Не ломать ветки деревьев.
- Не жечь костры в лесу и не мусорить.
- Не разорять гнёзда птиц.
- Не бросать мусор в водоёмы.
(Плакат “Будь природе другом”)
Человек может многое. От человека, то есть от нас, зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять, “болеть душой” за нашу планету Земля. Народная мудрость гласит: “Кто посадит дерево - того благословят внуки, кто срубит - того проклянут дети”.
Восьмая загадка
Задание: По опорным словам составить мини - сочинение “Лес”. У существительных ед. ч. определить склонение и падеж:
IY.Итог урока
Ребята, мы с вами отгадали все лесные загадки. Вы - молодцы! Взгляните на доску. (На доске рисунок “Ромашка” с семью лепестками. На каждом лепестке вопрос.)
Как называется цветок?
Назовите мне, пожалуйста, любые шесть цифр от 1 до 25. (Дети, по списку стоящие под этими номерами, выходят к доске, срывают лепестки с вопросами и дают ответ).
1.Что называется именем существительным?
2.Как изменяется имя существительное?
3.Что значит склонение?
4.Какие существительные относятся к 1, 2, 3 - му склонениям?