Размещено: Ирина Дмитриевна Токмакова - чт, 15/04/2010 - 19:07
Тема урока: Предложения с однородными членами. 5 класс
Цель урока:создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся в совершенствовании знаний об однородных членах предложения.
Задачи урока:
Образовательные: повторить основные признаки однородных членов предложения; знаки препинания при однородных членах.
Развивающие: развивать умения и навыки учащихся находить однородные члены предложения, соблюдать интонацию перечисления при чтении предложений с однородными членами, читать схемы, составлять схемы однородных членов; развивать логическое мышление, коммуникативные умения – строить предложения с заданным языковым элементом; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.
Воспитательные:прививать любовь к родному языку, желание творчески подходить к анализу языковых явлений.
Ход урока:
1.Организация класса.
2.Интрига.
·Послушайте стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых
И расправил бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонки с пылью.
·Понравилось вам это стихотворение? Чем?
(Ветер, обычный ветер одушевлён. Он похож на юношу, которому не сидится дома в тепле и покое, ему нужно двигаться, играть молодыми силами, лететь на молодых крыльях…)
·Какие слова помогли поэту создать образ весёлого, подвижного, радостного ветра? (Глаголы – сказуемые, которые относятся к подлежащемуветер).
·Выпишем грамматическую основу из этого предложения
Ветервышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил(как вы понимаетезначение этого слова?) и расправил крылья(фразеологизм),полетел.
3.Движение темы.
·О чём, как вы думаете, пойдёт речь сегодня на уроке?
Тема урока:
Предложения с однородными членами.
·Эта тема для вас новая?Нет.
·Какие вопросы (проблемы) данной темы нам надо сегодня вспомнить и повторить?
Что такое однородные члены предложения?
Как ставятся знаки препинания при однородных членах?
·Поглядите ещё раз на записанное предложение. Можно ли, используя его как пример, ответить на поставленные вопросы?
Теория(выводы, к которым должен прийти класс)
Однородными называются члены предложения, которые:
1.Отвечают на один и тот же вопрос.
2.Связаны с одним и тем же членом предложения.
3.Связываются перечислительной интонацией и союзами.
Однородные члены разделяются запятыми; запятая не ставится, если союзиупотребляется при однородных членах один раз.
·Какие обозначения для однородных членов вы предложили бы?
·Составьте схему записанного предложения.
4.Грамматические задачи.
1)Расставьте знаки в схемах однородных членов (записаны на доске):
2)Отгадайте загадку (записана на доске):
За деревьями кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло пробежало.
Нет ни дыма ни пожара. (Рассвет).
Подчеркните все однородные члены в загадке. Расставьте знаки препинания.
3)Работа в парах.
Придумайте небольшие простые предложения с однородными членами. Следующий этап работы: один ученик называет придуманное предложение, другой составляет его схему (ученики чередуются; одна пара работает у доски).
5.Итог урока. Рефлексия – оценка собственных деятельностных усилий.
Диктант «Проверяю себя»
Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид. Стрижи и ласточки пролетают низко над землёй. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас.