Цель:повторить изученный материал по теме «Строение Земли», продолжить развивать географическое мышление, устную речь, познакомить учащихся с материками и океанами, отметить их в рабочей тетради, изучить материк Африку, продолжить развивать навыки общения учащихся при групповой работе.
Оборудование: физическая карта полушарий, контурная карта полушарий, наглядные изображения Африки с помощью интерактивной доски (презентация), печатные тетради к учебнику А.А.Плешакова , Н.И.Сонина «Природоведение 5 кл».
Ход урока.
I. Организационный этап урока.
« Мы побываем на морях
и на седых вершинах»
Тема сегодняшнего урока будет посвящена суши нашей планеты. Мы узнаем, какие особенности имеются на материках нашей Земли, а на этом уроке мы познакомимся с интересным и загадочным материком Африка.
II. Актуализация знаний учащихся. (2мин)
Учитель: Земля имеет столько красивых, удивительных мест. Мы сегодня изучим удивительный мир материка Африка, отметим в рабочих тетрадях материки и океаны.
Ну, а прежде, чем приступить к новой теме я предлагаю сыграть в игру «Тайны подземелья», где мы повторим материал по теме «Строение Земли», продолжим развивать географическое мышление, устную речь.
(Слайд-2 ). Есть на все в программе мера
Наша тема «Литосфера» завершилась, как не жаль.
Только рано ставить точку:
Знанья о земной коре пригодится детворе.
Нынче всем на удивленье
Игровое повторенье!
Раз игра, то есть затейник
Я сегодня –Коробейник
У меня товар по теме
На покупку будет время.
Дети: учащиеся делятся на 2 команды
Учитель: Знакомит с правилами игры. -- Подсказки и выкрикивания не допустимы, команда тогда будет терять балл. Поощряется коллективная и дружная работа, если команда не знает ответ, ответить может другая команда.
( Слайд-3).III. Начало игровых конкурсов.
Нисхождение под землю
Только тем ребятам в пору,
Кто усвоил материал.
В путь! Счастливого всем старта!
I конкурс «Вход в подземелье» (5мин)
Чтобы открыть дверь в подземелье командам необходимо показать знания.
А) класс работает вместе с учителем по сигнальным карточкам. (если учащиеся согласны с утверждением учителя то поднимают зеленую карточку, а если нет, то красную.)
Б) Индивидуальная работа двух учеников у доски «Соедини линии».
В) Работа по карточкам на местах . (по два ученика из команды).
(Слайд-4).II конкурс « Узники подземелья» (3мин)
Учитель: Открыв дверь в подземелье, мы попадаем в верхнюю оболочку литосферы.
1.Как она называется?
2.Из чего состоит земная кора?
Практическая работа «Определение горных пород»
I команда определяет горные породы, описывает их особенности: базальт, гранит, мрамор.
II команда определяет горные породы, описывает их особенности: сера, слюда ,полевой шпат.
(Слайд-5)III конкурс «Горная пещера». (5мин)
Проверка знаний полезных ископаемых.
Учитель: Перед вами ребята – «Подземная пещера».
Необходимо пройти через неё и не заблудится, поэтому вам нужно давать правильные ответы.
А теперь загадки в тему
Чтоб сберечь урока время,
Я читаю вам куплеты,
Говорите лишь ответы.
1.«Росли на болоте растенья.
Теперь – это топливо и удобренье!» (Торф)
2. «Он черный и блестящий
Людям помощник настоящий
Он несет в дома тепло, от него в домах светло
Помогает плавить стали, делать краски и эмали.» (Уголь)
3. «На кухне у мамы – помощник отличный
Он синим цветком расцветает от спички». (Газ)
4. «В воде родится, а воды боится». (Соль)
5. « Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу». (Глина)
6. «Без неё не поедет мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это». (Нефть)
7. «Он очень нужен детворе,
Он на дорогах во дворе
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже». (Песок)
8. «Порода горного царства
Из шпата, слюды и кварца». (Гранит)
( Слайд-6)IVконкурс «Ключ Земли». (5мин)
Необходимо дать определения. Командам по очереди задаются определения.
Все готовы отвечать?
Ну с чего же нам начать?
Объясните для примера
Что такое «Литосфера».
Что называют - землетрясением?
Что называется - жерлом вулкана?
Что называется - магмой?
Что называется - очагом землетрясения?
Что называется - эпицентром землетрясения?
Что называется - лавой?
Что называется - мантией?
Подведение итогов.
Итак, вы прошли весь путь, а теперь узнаем кто, же победил.
Молодцы! Вы показали хорошие знания.
(Слайд-7).IVэтап Изучение нового материала. (5мин)
Учитель: Самое время начать изучение поверхности нашей планеты. Она состоит из суши и океанов. Суша занимает 30%, а водная оболочка 70%.
На Земле имеется 6 материков: Евразия -самый большой материк, Африка –самый жаркий, Южная Америка –самый влажный, Австралия -самый сухой и самый маленький, Антарктида –самый холодный, Северная Америка.
Эти материки омывают 4 океана : Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Практическая работа. «Подписать на контурной карте материки и океаны» (5мин)
Ребята, вам необходимо обозначить материки и океаны на карте в рабочих тетрадях на стр. 26-27
Отмечать необходимо печатными буквами, простым карандашом
Учитель на контурной карте полушарий маркером на водной основе показывает правильность нанесения объектов.
Изучение материка Африка (20мин)
( слайд-8)
Африка – второй по величине
материк. Это самый жаркий континент, на большей его части
средняя годовая температура + 20 градусов. В Африке не бывает зим.
Времена года различаются лишь количеством выпадающих осадков.
В пустынях поверхность нагревается до +70 градусов.
(Слайд-9)
Поверхность Африки большая часть равнинная. Но все же Африку делят на Низкую Африку и Высокую Африку. Граница между ними проходит с юго-запада на северо-восток. На этом материке расположена самая большая пустыня мира Сахара. Самая высокая точка Африки вулкан Килиманджаро 5895м.
(Слайд-10) Африка богата водами, но распространены они неравномерно: с удалением от экватора их становится меньше. На материке протекает самая длинная река мира Нил-6671 км. А на реке Замбези расположен красивейший водопад Виктория, названный в честь английской королевы.
(Слайд 11-13). Органический мир Африки очень разнообразен. В тропических лесах обитают слоны, бегемоты, носороги, зебры, львы, гепарды и другие крупные хищники.
(Слайд-14)
Африку называют «черным континентом», из-за того, что там живут чернокожие жители.
На Африканском континенте проживают самые высокие люди, их рост превышает 180 см и самые низкие. В тропических лесах бассейна реки Конго живут низкорослые африканские пигмеи. Их рост в среднем около 141-142 см.
Vэтап. Подведение итогов. Выставление оценок
Д/з: изучить с.68 (Африка), составить кроссворд по материку Африка.
Уважаемая Татьяна Алексеевна . Очень интересная разработка урока. Но мне кажется, что для одного урока в 5 классе очень много материала. Возможно, что ваши ученики привыкли работать в быстром режиме и для них это норма. Мои пятиклассники неторопливы, работают с чувством, толком, расстановкой. Я бы поделила материал на два урока. Один обобщение и повторение темы "Строение земной коры", другой изучение новой темы.
—
С уважением, Наталья Донскова, учитель географии МОУ "СОШ с. Николаевка", Астраханская обл.
Размещено чт, 20/01/2011 - 00:17 пользователем Людмила Анатольевна Дашкова.
Татьяна Алексеевна,разработка Вашего урока мне понравилась.Материала много,интересно продумана дидактическая игра на первом этапе урока.У меня тоже дети работают медленно,но попробовать можно провести такой урок.
—
С уважением учитель географии,природоведения и ИЗО МОУ "Удаченская ООШ МО "Ахтубинский район" Астраханской области.
На: Суша планеты. Материки и океаны
Уважаемая Татьяна Алексеевна . Очень интересная разработка урока. Но мне кажется, что для одного урока в 5 классе очень много материала. Возможно, что ваши ученики привыкли работать в быстром режиме и для них это норма. Мои пятиклассники неторопливы, работают с чувством, толком, расстановкой. Я бы поделила материал на два урока. Один обобщение и повторение темы "Строение земной коры", другой изучение новой темы.
На: Суша планеты. Материки и океаны
Татьяна Алексеевна,разработка Вашего урока мне понравилась.Материала много,интересно продумана дидактическая игра на первом этапе урока.У меня тоже дети работают медленно,но попробовать можно провести такой урок.