Вы не зарегистрированы

Авторизация



информатика и окружающий мир "Многообразие растений"

Размещено: Валентина Романовна Булавчук - чт, 22/04/2010 - 19:02
Данные об авторе
Автор(ы): 
Булавчук Валентина Романовна
Место работы, должность: 
МОУ "Войсковицкая СОШ №2", Гатчинского района, Ленинградской области. Учитель начальных класов
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Естествознание
Цель урока: 
o Показать разнообразие растений в различных природных экосистемах. o Обобщить знания учащихся о круговороте веществ в экосистемах. o Развивать познавательную активность детей, интерес к предмету, умение делать выводы. o Воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
19
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, Н.В.Иванова «Окружающий мир» 3кл., М.:Баласс,2006г.
 
  Красная книга Ленинградской области в 2-х томах.– С-Пб. 2006
 Энциклопедия Кирилла и Мефодия.  
Тера-Лексикон. Иллюстративный энциклопедический словарь.–М.: Терра, 1998
Используемая методическая литература: 

А.А.Вахрушев «Методические рекомендации для учителя», М.: Баласс, 2006 

  Б.Небел «Наука об окружающей среде. В 2-х томах», –М.:«Мир», 1998 г.

Л.Колвин, Э.Спиэр. «Живой мир. Энциклопедия»–М.: РОСМЭН, 1994

Используемое оборудование: 

 

 гербарий цветковых, хвойных, споровых растений.

 

Используемые ЦОР: 

пакеты: «Естествознание», «Природа России», презентация, ноутбук, мультимедийный проектор,

Краткое описание: 
План урока 1. Организационный момент 1 мин. 2. Актуализация знаний учащихся, постановка проблемы. 5 мин. 3. Организация процесса усвоения учащимися нового материала. 14 мин 4. Организация деятельности учащихся по закреплению изученного материала. 12 мин 5. Итог урока 5 мин 6. Домашнее задание 3 мин

 

 
 
Ход урока
 
I.                  Организационный момент.
Класс разделен на 3 группы.
Дети рассаживаются по своим местам.
II.              Актуализация знаний учащихся.
Сегодня мы поговорим о растениях и отправимся на экскурсию. Каждая группа пойдет по своему маршруту. Для определения маршрута каждая группа получит пакет. По содержимому пакетов определите маршрут. ( В пакетах гербарии растений леса, луга, озера)
Первая группа – лес.
Вторая группа – луг.
Третья группа – озеро.
Как догадались о маршруте?
( по содержимому пакетов)
(Слайд 1)
Выберите наиболее точное определение выбранной вами экосистемы.
1)    сообщество древесных и травянистых растений;
2)    множество деревьев, растущих в лесу;
3)    сообщество водорослей, травянистых растений, животных, микроорганизмов;
4)    сообщество водорослей, животных, рыб;
5)    сообщество древесных, травянистых растений, грибов и различных животных;
6)    естественная система, существует без вмешательства человека, состоящая из травянистых растений;
7)    сообщество травянистых растений, животных, грибов и микроорганизмов.
Что общего у всех этих систем?
Во всех системах есть растения.
Проверка.
Чем отличаются эти системы?
(лес – замкнутая экосистема, может долгое время существовать самостоятельно. Луг и озеро – незамкнутые экосистемы, со временем превращаются в другие природные сообщества)
Что необходимо для роста растений?
(Свет, вода и растворенные в ней минеральные вещества)
(слайд 2)
Перед вами растение. Назовите органы растения.
(корень, стебель, листья, цветы)
1. Задание первой группе, – какую роль играет корень в жизни растения.
Корень удерживает растение в земле, всасывает из почвы воду и растворенные в ней вещества.
2.Задание второй группе, – какую роль играют листья и стебли растения.
Листья выполняют главную задачу – накормить все клетки растения. В листьях происходит фотосинтез. Стебли создают растению опору, связывает все части растения. По стеблям вверх поднимается вода и минеральные вещества, а вниз опускаются запасенные органические вещества.
3. Задание третьей группе – какую роль играют цветы в жизни растения.
Цветок – орган размножения. Яркий цвет, душистый запах, сладкий нектар привлекает насекомых, которые переносят пыльцу с одного растения на другое. В результате этого завязываются семена. Семена распространяются и появляются новые растения.
 
Мы вспомнили о растениях, экосистемах, органах растений. Все группы активно работали, думали, вспоминали. Молодцы!
 Эти знания помогут нам сегодня при изучении нового материала.
 
 III. Организация процесса усвоения учащимися нового материала.
А все ли мы узнали о растениях? Прочитаем диалог Миши и Лены.
Откройте учебники на с. 3.
Кто из них прав?
Миша: Что ты рисуешь?
Лена: Цветок папоротника, который я видела в день на Ивана Купалу.
Миша: Ты ошиблась, у папоротника нет цветков. Это легенда.
У славян легендарным растением был папоротник – ему приписывали колдовскую силу. Считалось, что папоротник расцветает только раз в году в ночь на 7 июля, накануне праздника Ивана Купалы. В эту таинственную ночь устраивались гуляния, хороводы, прыгали через костры и ходили искать "огненный папоротников цветок", открывающий клады.
 
Почему Миша так сказал? Ведь мы знаем, что цветок – орган размножения растения, раз цветет, значит – размножается. А если нет цветков – значит, не размножается?
(варианты ответов детей)
Сегодня мы узнаем, все ли растения имеют цветы, а если нет, то как они размножаются. Мы узнаем о многообразии растений.
(Слайд 3)
На какие группы мы могли бы разделить растения? (Цветковые, хвойные, споровые растения).
Почему их так разделили? Что объединяет каждую группу?
 
(Слайд 4)
 (дуб, ячмень, рожь, пырей, лопух паутинный, гвоздика)
Цветковые растения имеют яркие, душистые цветы, которые служат для привлечения насекомых, опыляющих их. После опыления на месте цветков появляются плоды с семенами. Часто семена спрятаны внутри плодов. Плод вместе с семечком, которое защищено оболочкой, съедают животное. Потом животное переносит семя в другое место и роняют вместе с пометом на землю. Помет удобряет землю, а семечко благополучно прорастает. Семена других растений распространяются с помощью ветра, птиц.
Поэтому цветковые самые распространенные растения.
 
(Слайд 5)
 
Хвойные (голосеменные) имеют видоизмененные листья. Что это значит? (т.к. они не сбрасывают на зиму листья, то приспособились, чтобы меньше влаги испарять) Размножаются семенами. Перед самым опылением шишка немного удлиняется, чешуйки раздвигаются, чтобы пыльца попала внутрь шишки. Созревая, шишки становятся крупными и одревесневают. Клесты и белки участвуют в размножении хвойных растений. Из шишек достают семена, роняют их в лесах, переносят в другие места, где семена прорастают и появляются растения. Не каждой птице под силу достать семя из шишки. Поэтому хвойные растения не так распространены на земле, как цветковые.
(Слайд 6)
(шишки сосны весной и летом)
 
(слайд 7
(папоротник, водоросли, хвощ)
Споровые растения не имеют цветков и семян, они размножаются спорами, в которых почти нет питательных веществ. Вы знаете гриб – дождевик, когда наступишь на него, из него вылетает серое облачко – это и есть споры.
(слайд 8)
Споры у папоротников находятся на нижней стороне листа внутри зеленых или коричневых шариков. У хвоща споры вызревают в шишечках на конце стебля. Споры легкие и небольшие, быстро погибают. Разносятся ветром или водой. Все споровые растения предпочитают селиться во влажных местах. Почему? (в сухом месте они быстро погибают)
Водоросли так названы, потому, что живут в воде, получают необходимые питательные вещества из воды. Они свободно плавают или поселяются на дне. Но водоросли могут жить не только в воде, но и там, где среда их обитания постоянно увлажняется: под водосточными трубами, в трещинах скал, в пещерах. Размножаются также спорами. Но не все погруженные в воду растения – водоросли. Воду освоили и многие цветковые растения.
 
IV.           Организация деятельности учащихся по закреплению изученного материала.
1. Работа с учебниками с.4.
 Первый вопрос: Почему тело наземных растений разделено на органы? – группа №3
Второй вопрос: Какую роль играют органы растения? – группа №2
Третий вопрос: Что такое цветок и семя? – группа №1
2. Работа в учебниках с.5
Задание 5 – группа 2.
Задание 6 – группа 3.
Задание 8 – группа 1.
Доказать.
3. Практическая работа.
У вас на столе лежит гербарий растений. Назовите, к какой группе относится каждое растение.
Ученые установили, что на свете примерно 2 миллиона видов растений, животных, грибов. Но любая травинка, любой лист, даже самое непримечательное живое существо по-своему красиво и интересно, заслуживает внимания и доброго отношения. Природе сейчас плохо! Многие виды растений на грани исчезновения. Каждый человек должен обязательно помочь ей. Как другу, попавшему в беду. Ведь не многим выпадает удача помочь спасению китов или тигров. А вот радость оставить жизнь цветку доступна каждому! И тогда можно надеяться на то, что на земле всегда будут цвести цветы. В Красную книгу Ленинградской области занесены растения:
·        ландыш лесной,
·        купальница европейская,
·        кувшинка белая,
·        кубышка желтая
·        ветреница лесная,
·        гусиный лук,
 
·         венерин башмачок, и др.
Сообщения детей о растениях из Красной книги Ленинградской области.
Ветреница лесная
Редкий вид
Многолетнее волосистое растение, с розеткой из 2- 6 прикорневых листьев. Цветки правильные, одиночные, белые, снаружи слегка фиолетовые. Распространен в Кингисеппском, Волосовском, Волховском районе и у нас в Гатчинском районе. Растет на опушках лесов, лесных полянах и суходольных лугах. Цветет с начала июня до начала июля. Семена распространяются с помощью ветра. Внесен в книгу охраняемых растений с 1976 года.
 
Гусиный лук.
Вид, находящийся под угрозой исчезновения.
Небольшой, 8-15 см высотой, луковичный многолетник с прямостоячим стеблем. У основания стебля имеется один прикорневой лист. Цветки правильные, с шестираздельным желтым околоцветником. Плоды – коробочки.
Распространение. В окрестностях пос. Красное село, у железной дороги между ст. Красное Село и Можайская. Растет на известковых суходольных лугах. Цветет в мае, плодов не образует. В пазухах листьев образует луковички, с помощью которых и размножается.
Венерин башмачок
 
Редкий вид.
Короткокорневищный многолетник. Стебли 20-45 сантиметров высотой. Листочки околоцветника темно-каштановые. Плоды овальные коробочки, семена очень мелкие. Встречается в Ломоносовском, Волосовском, Гатчинском, Лужском районах. Растет в смешанных и лиственных лесах. Цветет в конце мая – начале июня. Плодоносит в августе.
Если останется время:
(слайд 16)
 Как распространяются семена растений одуванчика и рябины?
(Слайд 17)
 Почему цветы так хорошо пахнут?
V.              Итог урока.
Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что запомнили? Как помочь природе?
Все старались, активно работали. Молодцы!
Спасибо за работу.
VI.           Домашнее задание.
Прочитать о многообразии растений на с. 3-4, ответить на вопросы с. 4,
На с. 5 выполнить задание 9

Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория