Submitted by Татьяна Валерьевна Мусина on Wed, 28/04/2010 - 05:41
ПОЭТИЧЕСКОЕ КАФЕ.
Тема: Поэзия Серебряного века.
Эпиграф: «…Этот мир очарований, этот мир из серебра».
Ход урока:
I.Организационный момент.
Звучит лирическая музыка.
Здравствуйте, уважаемые гости! Как хозяйка этого поэтического кафе я рада вас приветствовать здесь и предлагаю вам войти в «тот мир очарований, в тот мир из серебра» и вновь соприкоснуться с эпохой началаXXвека!
II. Основная часть.
Представление гостей.
Обратите внимание на пригласительные билеты, которые лежат перед вами, на фамилии поэтов. Назовите их.
1 столик.
Александр Блок, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Фёдор Сологуб, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт, Иннокентий Анненский.
2 столик.
Николай Гумилёв, Сергей Городецкий, Михаил Кузмин, Осип Мандельштам, Владимир Нарбут, Михаил Зенкевич, Анна Ахматова (место пустует).
3 столик.
Владимир Маяковский, Игорь Северянин, Велимир Хлебников, Елена Гуро, Василий Каменский, Давид Бурлюк, Алексей Кручёных.
Хозяйка кафе в недоумении, она спрашивает: «Где же Анна Ахматова?»
«Вы здесь», - отвечают ей гости.
Ахматова: «Как вы догадались, что это я?»
Учащиеся: «Ваш стиль соответствует образу великой поэтессы: тёмные одежды, туфли, шаль, чётки, волосы, собранные в пучок».
Молодцы!
А теперь прочтите кто-нибудь за столиком одно из своих стихотворений.
Вы сидите за столиками, которые оформлены в стиле своего направления: символизма, акмеизма и футуризма. Помогите мне, пожалуйста, дооформить наше кафе: расставьте на столики недостающие предметы (голубая свеча, жемчуг, ананас).
Выбор названия кафе.
Уважаемые гости, у нашего поэтического кафе нет названия. Пожалуйста, подумайте, пофантазируйте и предложите от каждого столика своё название, объединяющее все три направления, и объясните свой выбор.
Варианты могут быть различными: 1. "Серебряная свеча", 2. "Серебряный родник", 3. "Ветер перемен" и т.д.
Дополнительная информация. Ребята, действительно, поэты Серебряного века объединялись в группы и читали свои стихи в литературных кабачках, кафе, кабаре. Одним из таких заведений в то время был известный кабачок «Бродячая собака». А мы с вами находимся в поэтическом кафе … «Серебряный остров».
Слово учителя.
Хозяйка кафе берёт со стола ветку рябины и в задумчивости читает строки:«Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась». С именем какой поэтессы у вас ассоциируется образ ветки рябины? (Марина Цветаева)
В поэтическом кафе хочется не только читать стихотворения, но и петь. Ведь на стихи поэтов Серебряного века писали песни, романсы.
Звучит песня «Мне нравится, что Вы больны не мной…» (стихи Марины Цветаевой, музыка Микаэла Таривердиева).
Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжёлый шар земной
Не уплывёт под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Марина Цветаева, действительно, не входила ни в одно из этих направлений.Какие ещё поэты не являлись представителями ни символизма, ни акмеизма, ни футуризма? (Сергей Есенин, Николай Клюев, Максимилиан Волошин). Вне школ были следующие поэты: Владислав Ходасевич, Борис Пастернак, Иван Бунин и другие.
Отлично!
Творческое задание «Единое целое».
На столиках лежат конверты, в которых находятся строки стихотворений в хаотическом порядке. Учащиеся складывают их в единое целое, затем читают, аучитель сравнивает с оригиналом.
* * *
Вхожу я в тёмные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озарённый,
Только образ, лишь сон о Ней.
Александр Блок.
Жираф
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озёр.
Николай Гумилёв
А вы могли бы?
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочёл я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
Владимир Маяковский.
Творческое задание «Образы направлений».
Звучит лирическая музыка.
Трое учащихся рисуют образы своих направлений.
Варианты могут быть различными: 1. Прекрасная Дама с вуалью, 2. Гора и восходящее солнце, 3. Обнажённый всадник на жёлтом коне, который мчится в будущее и т.д.
Творческое задание «Три шкатулки».
В то время, когда школьники рисуют образы направлений,выносятся три шкатулки. В них находятся стихотворения. Учащиеся первого и третьего столиков вставляют пропущенные слова, ребята второго столика находят языковые средства и объясняют их роль в стихотворении.
Фабрика.
В соседнем ______ окна ______,
По вечерам – по вечерам
______ задумчивые ______,
Подходят ______ к воротам.
И глухо ______ ворота,
А на стене – а на стене
_______ кто-то, ______ кто-то
_______ считает в тишине.
А лександр Блок.
* * *
Заплаканная осень, как вдова
В одеждах чёрных, все сердца туманит…
Перебирая мужнины слова,
Она рыдать не перестанет.
И будет так, пока тишайший снег
Не сжалится над скорбной и усталой…
Забвенье боли и забвенье нег –
За это жизнь отдать немало.
Анна Ахматова.
Нате!
Через ___ отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш _________ жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я - _________ слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах _______
где-то ____________, надоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас ______ густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Владимир Маяковский.
Любимое стихотворение (читает хозяйка кафе).
* * *
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины жёлто-красной,
Слагаю я весёлые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной...
Анна Ахматова.
III. Итог урока.
Наша встреча подошла к концу. Послушайте небольшое напутствие на будущее:
Стихи не нужны недотёпам и нудным.
Сердца им не вылечит рифма сквозная.
Поэзию любят красивые люди:
Я это по личному опыту знаю.
Ребята, выразите, пожалуйста, свои чувства, мысли, эмоции! Для чего мы изучаем поэзию Серебряного века?
Вывод.
Поэзия вдохновляет, одухотворяет нас, несёт свет, тепло в наш мир и делает его совершенным.