Вы не зарегистрированы

Авторизация



Русский язык. Урок развития речи. "С чего начинается Родина?"

Фото пользователя Айгел  Хасанова
Размещено: Айгел Хасанова - сб, 29/05/2010 - 21:16
Данные об авторе
Автор(ы): 
Хасанова Айгел Адибовна
Место работы, должность: 
Новотинчалинская средняя школа Буинского района РТ
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
• обучение последовательному изложению собственных мыслей, использованию в речи лексического богатства языка, пониманию и интерпретации исходного текста; • развитие умения оформлять речь в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами; • воспитание любви к Родине, патриотизма, навыков связного высказывания.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
10
Используемое оборудование: 

 

·        песня «С чего начинается Родина?»( М.Матусовский, В.Баснер)                                                            
·        карточки с комментариями основных частей сочинения- рассуждения по исходному тексту
·        карточки с формами-клише по основным частям сочинения-рассуждения по исходному тексту
·        очерк Абзалилова Л. «Мы помним имя твоё, учитель»
·        презентация «Мы помним имя твоё, учитель»
·        тетради по литературе, тетради по русскому языку  
·        сочинения- рассуждения « Мама - мой дом и моя опора»
·        словарная работа « общечеловеческая сокровищница культуры»
·        запись на доске ( части сочинения- рассуждения по исходному тексту)
 
Краткое описание: 
Урок развития речи. Сочинение-рассуждение по исходному тексту.

 

ХОД   УРОКА
 
 
I.                   1.Эмоциональный настрой. Звучит песня  «С чего начинается Родина?»
2.Объявление темы.
О чём поётся в только что прозвучавшей песне?( М.Матусовский, В.Баснер)                                                                                        
 
               Назовите   основную проблему песни? Что волнует автора? Основной вопрос, который прозвучал? ( С чего начинается Родина?)
      
           ВЫВОД: значит, о чём мы сегодня будем говорить? ( о Родине)
 Тема нашего урока: « С чего начинается Родина?» Сочинение- рассуждение по исходному тексту. Запишите число и тему в тетрадях.
 
Постановка учебной задачи:
·        узнаете, как писать сочинение- рассуждение по исходному тексту;
·        будете учиться оформлять свою речь грамотно, используя богатство языка;
·        результатом нашей совместной работы должно стать сочинение- рассуждение по исходному тексту.
 
 
II.                Формирование новых знаний и понятий.
 
1.     Работа  с текстами ( в группах.) Группа определяет, кто читает текст.
 
 
Перед вами четыре текста. Давайте ознакомимся с ними и определим к какому типу речи принадлежит каждый текст.
                      а) Чтение учениками текстов по порядку, тип речи (почему?), тема (о чём этот текст?), идея (что хотел показать автор?)
 
( №1 красота, величие Казани, его Кремля, восхищение столицей родного края, описание; №2 повествование, необычное значение слова Русь, идея: в каком предложении  заключена? « Русь- страна света»; №3 рассуждение, любовь к природе, в каких   предложениях заключается идея? №4 рассуждение, любовь к Родине, идея  в каком предложении? « любовь к родине начинается с любви к отчему дому…») 
 
2.     Работа с текстом №4.
Нас сегодня интересует текст- рассуждение. Под какими номерами оказались рассуждения? Какой из текстов дословно озвучивает тему нашего урока?     Мы будем учиться писать сочинение- рассуждение   по данному тексту.
 
 
              А) Словарная работа
 
 
                 Общечеловеческая сокровищница культуры
 
               Общечеловеческая- принадлежащая всему человечеству
                Сокровищница -   место, где хранятся сокровища
                Культура - в данном тексте: совокупность достижений человеческого общества в разных областях ( науке, технике, литературе, искусстве)
 
 
ВЫВОД: значит, как понять выражение « что внёс твой народ в общечеловеческую сокровищницу культуры»?( Что сделал твой народ для развития     человеческого общества.)
 
 
             Б) Вопрос  к  классу:   из  каких частей состоит рассуждение?  
 
                  ( тезис, доказательство, выводы) Выделите их в тексте.
 
А наше сочинение, написанное на основе   этого текста должно состоять из следующих частей: ( запись на доске)
 
1.     Проблема текста.
2.     Комментарий к проблеме.
3.     Позиция автора.
4.     Ваша позиция.
5.     Ваши доводы.
6.     Заключение- вывод.
 
 
 
3.Работа с карточками. Что такое проблема текста? (прочитайте)
   
                Вопрос классу: какую проблему ставит автор данного текста? (отношение к Родине, что такое родина для каждого из нас).
                 ВЫВОД: вот первая часть нашего сочинения.
     
 
               4. Работа в группах (с формами- клише)
 Как запишем эту часть сочинения? Сочинение- рассуждение по исходному тексту можно начать по-разному. Перед вами несколько вариантов так называемых форм- клише оформления первой части сочинения.
    ВЫБЕРИТЕ ОДНУ ФОРМУ НА ГРУППУ И ЗАПОЛНИТЕ ЕЁ.
 
 
 
       5.Работа с карточками.    Прочитайте, что такое комментарий к проблеме?
 
     КОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ - это высказывание по поводу проблемы, поставленной автором текста (какие доводы приводит автор).
            Какие доводы приводит автор?
 
 
      6. Работа в группах (с формами- клише)
 Заполните форму- клише, выбирая нужные слова   и выражения. 
    
ВЫВОД: вот    вторая часть   вашего сочинения.
 
 
 
        7. Работа с карточками. Прочитайте, что такое позиция автора?
 
 
 ПОЗИЦИЯ АВТОРА- это отношение автора к проблеме, поставленной им в тексте ( какие мысли являются для него главными, ключевыми, выражают его точку зрения.)
 
 Вопрос   к классу: НАЙДИТЕ КЛЮЧЕВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В ТЕКСТЕ.
К какому выводу приходит автор?
 
 
        8. Работа в группах ( с формами- клише). 
 
Выберите высказывание, наиболее полно отражающее позицию автора.
 
 
 
ВЫВОД: вот третья часть сочинения.
 
 
       9. Работа с карточкамиВАША ПОЗИЦИЯ – это ваше отношение, к проблеме, поставленной автором (согласны вы с мнением автора или нет.)
 
           10. Работа в группах (с формами- клише). 
 
Выберите нужную точку зрения. Согласны ли вы с позицией автора?
 
 
ВЫВОД: четвёртая часть сочинения.
 
            11. Итак, постройте части сочинения по порядку. Каждая группа зачитывает свое сочинение (каждый одну часть.)        
 
 
            12. Физкультминутка (потянитесь, сидя на местах.)
  
     
            13. Работа с карточками.
   ВАШИ ДОВОДЫ- это доказательства, которые приводите вы в защиту своей позиции. Доводы необходимо привести из:
1)     вашего жизненного опыта;
2)     из прочитанных произведений;
3)     из жизни родного села и школы.
 
 
Первый довод. Кто для вас   дорог в первую очередь? ( семья, близкие, мама.)
                14. Проверка домашнего задания. Чтение выводов из сочинений-рассуждений « Мама- мой дом и моя опора». (Человек, который не любит свою семью, никого любить  не может. Мамы хотят. Чтобы мы выросли людьми, полезными стране и людям.)
 
    Второй довод. Какие произведения на тему Родины мы прочитали в этом году?( «Тарас Бульба» ) Какова основная идея повести? 
  
               15. Высказывания из сочинений. Чтение высказываний из сочинений.
 
ВЫВОД: сказанное может быть доводом?
      Третий довод.  Какая юбилейная дата будет отмечаться в этом году в мае? (65 лет Победе в ВОв) а знаете ли вы учителей нашей школы - ветеранов Вов? (Хайрутдинов Рахим Хайрутдинович, Лотфуллин Загит Шарипович ) Это наши односельчане, мои учителя. 
     Ученик 9 класса Абзалилов Ленар написал очерк с презентацией о своём дедушке- брате родной бабушки Лотфуллине Загите Шариповиче.
               16. Выступление учителя, показ презентации.
 
 
ВЫВОД: сказанное может быть доводом?
 
 
              17. Закрепление. О чём мы сегодня говорили?
                ( Из каких частей состоит сочинение- рассуждение? Согласны мы с мнением автора? Какие будут наши доводы.
 
 
 
III.   Домашнее задание. Написать сочинение рассуждение в тетрадях.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Основные части сочинения- рассуждения по исходному тексту.
 
 
1.     Проблема, поставленная автором.
2.     Комментарий к проблеме.
3.     Позиция автора.
4.     Ваша позиция.
5.     Ваши доводы.
6.     Заключение- вывод.
 
 
 
 
1.     ПРОБЛЕМА ТЕКСТА - это вопросы, которые волнуют автора, о которых он размышляет.
2.      КОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ - это высказывание по поводу проблемы, поставленной автором текста (какие доводы приводит автор).
3.     ПОЗИЦИЯ АВТОРА- это отношение автора к проблеме, поставленной им в тексте ( какие мысли являются для него главными, ключевыми, выражают его точку зрения.)
4.     ВАША ПОЗИЦИЯ – это ваше отношение, к проблеме, поставленной автором ( согласны вы с мнением автора или нет.)
5.     ВАШИ ДОВОДЫ- это доказательства, которые приводите вы в защиту своей позиции. Доводы необходимо привести из:
4)     вашего жизненного опыта;
5)     из прочитанных произведений;
6)     из жизни родного села и школы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Формы-клише
 
Выберите форму и заполните её.
 
1. ФОРМЫ- КЛИШЕ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ  ТЕКСТА
 
 
ФОРМА 1
 
      В данном тексте ---------------------------- ( фамилия автора) ------------------------------------- ( размышляет, излагает, рассматривает, поднимает, ставит)------------------------------------(актуальную, важную, острую)   проблему-          ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 
 
ФОРМА 2
 
                 Что такое ----------------------------------- для человека? Почему мы--------------------------------- её? Эти вопросы ------------------------------- ( ставит, на эти вопросы ищет ответ)---------------------------------- ( фамилия автора) в своём тексте.
 
 
 
ФОРМА 3
 
 
           ---------------------- ! Сколько написано об этом! Но этой традиционной теме------------------------- ( фамилия автора) придаёт новоё звучание.
 
 
 
 
ФОРМА 4
 
  
 
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- . Этот призыв, обращённый к сердцу читателя, звучит в тексте.
 
 
 
 
2.ФОРМА- КЛИШЕ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ    КОММЕНТАРИЯ К ПРОБЛЕМЕ ТЕКСТА
 
 
 
 Эта--------------------------   (важная, острая, спорная, жизненная) проблема. Писатель------------------------------------- (говорит, рассуждает, размышляет) о том, что Родина начинается   с --------------------------------------------------------- ( отчего дома, с крутого берега, синего неба, белой берёзы) Он   называет Родину --------------------------------------------------- ( матерью, сестрой, братом, отцом), которую нужно--------------------------------------( защищать, провожать, уважать) в минуту опасности.   --------------------------------( фамилия автора)   обращает внимание на умение------------------------------------- ( гордиться, стыдиться) культурой твоего народа.
 
 
 
 
3.ФОРМЫ- КЛИШЕ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ПОЗИЦИИ АВТОРА
 
 
1.        Выберите высказывание, наиболее полно отражающее позицию автора.
·        Автор говорит, что родину мы называем   дорогим для нас словом «мама».
·        Автор думает, что Родина начинается с   « красок лета».
·        Автор   считает, что любовь к   Родине начинается   с любви к отчему дому, к матери, к родной природе и твоему народу.
 
 
 
 
4.ФОРМЫ- КЛИШЕ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ
 
Выберите нужную точку зрения. Согласны ли вы с позицией автора?
 
·        Нельзя не согласиться с мнением автора. Родина для нас начинается с близких, с родного дома, с родного села.
·        Я полностью согласен с мнением автора. Любить Родину- значит, гордиться своими близкими, односельчанами, знать и помнить историю родного края.
·        Я не разделяю точку зрения автора.
·        Мое мнение с мнением автора не совпадает.

Поиск

Loading

Оценка материала

...