- Сегодня мы отправимся в гости к местоимениям. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи. Вы уверены в своих знаниях? (Да)
- Тогда внимание- первое испытание.
На доске:я, он, в, на, ты, нас, мне, мни, мы, а, мнём, под, тебя, нос, тот, это, но.
- Прочитайте слова. Что вы заметили? ( Здесь слова разных частей речи. Есть союзы и предлоги.
Предлоги в, на; а, но - союзы.
Есть существительное- нос.
Два глагола - мни, мнём.
А остальные слова местоимения).
- Замечательно. Вы нашли местоимения. Им не удалось вас перехитрить. Давайте напишем эти местоимения в тетрадки. Какое первое? (я )
( Дети называют местоимения, а учитель записывает их на доске, дети повторяют узор за учителем)
2. Минутка чистописания.
3. Тема урока.
- Вот мы и в гостях. Нас впустили местоимения. У них много для нас заданий. Справитесь? (Да). Попробуем.
- Что такое местоимение?
-Молодцы. А можете привести примеры.
(Удома красивые цветы. Они растут всё лето.
Местоимение они указало на цветы - на предмет.)
-япродолжу. Такие же цветы мы посадили на даче. Я указал на признак. Такие же красивые, как у дома.
-С этим заданием вы тоже справились. Теперь следующее.Слушайте внимательно. Я называю местоимения, а вы вспоминаете всё, что о них знаете:
Я, ты, он, она, мы, вы.
(Это личные местоимения. Эти местоимения указывают на лицо.)
-Сколько лиц у местоимений, вы знаете?
-Назовите местоимения первого лица. (Я, мы). Второго (ты, вы). Для выражения вежливости вместо местоимения ты, говорят вы. Когда мы обращаемся к кому-то одному, то Вы пишем с большой буквы.
-Молодцы. Осталось назвать местоимения третьего лица.(он, она, оно, они)
-А что вы ещё знаете про личные местоимения? (Личные местоимения изменяются по числам. Местоимения З лица изменяются по родам. А во МН.числе местоимения по родам не изменяются)
-Умнички. А сейчас - сюрприз. Местоимения приготовили вам загадки.
-В тетрадь вы запишите только местоимения, которые спрятались в ответе. Загадка первая.
Из какого местоимения, если к нему прибавить «сто», можно испечь пирог.(тесто)
-Что вы записали? (те)
-Вторая загадка. За какое местоимение можно спрятать букву ц, чтобы получилось животное из породы грызунов? (Заяц. Это местоимение я)
-Следующая загадка. К какому местоимению надо прибавить слог ло, чтобы получить неодушевлённый предмет?(Мыло - местоимение мы)
t-А теперь самая сложная загадка. Придумайте слово, в котором спрятались три личных местоимения. Второй слог мы. (Вымыты - местоимения вы, мы, ты.)
-Запишите те, я, мы, вы, ты.
-А теперь посмотрите на эти пять местоимений. Что вы заметили? (Местоимение те - это не личное мест-е. Это указательное местоимение.)
-Абсолютно верно. Я хочу предложить вам стих.Фета. Прочитайте его и выпишите на следующей строчке указательные местоимения.
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот говор вод,
Эти ивы и берёзы,
Эти капли - эти слёзы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зыкИсвист
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья.
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.
tВ тетрадке: это, эта, этот, эти.
(Проверка )
-Хотя основное занятие всех местоимений указывать на предметы и признаки предметов, а в старших классах вы узнаете, на что ещё указывают местоимения, только одна группа местоимений называется указательными. Вы можете ещё назвать какие-нибудь указательные местоимения? (те, тот, такой, там, тут)
-Молодцы. Теперь следующее задание. Но прежде чем вы будете его выполнять, вспомните всё про правописание местоимений.
(Местоимения не имеют приставок. Предлог с местоимением пишется отдельно. К местоимению.ему, им, его, ей, их, ею, ими после предлогов добавляется н)
-Замечательно. А сейчас слушайте задание. Каждый из вас получит карточку. Внимательно прочитает и выполнит упражнение в тетрадке. Эти задания подготовили для вас местоимения. Они подготовили небольшой зачёт. Вы же помните, что приглашают только тех, кто многое уже знает о местоимении. Желаю вам удачи.
( Учитель раздаёт карточки трёх уровней сложности, учитывая индивидуальные особенности учеников)
4.Самостоятельная работа.
Упражнение 394.
Работа по карточкам.
5.Физкультминутка.
-3акройте глазки. Положите голову на парту. И вспомните всё - всё, что мы
знаем про местоимения. Сейчас нам предстоит самое сложное-
составить таблицу. Об этом вы узнаете попозже, а сейчас наберитесь сил, чтобы выполнить это задание.
Внимание! Слушайте задание.
На доске:
Местоимение Существительное
-Назовите все сходства и различия этих частей речи.
( Дети отвечают-учитель заполняет таблицу)
-Существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
-Местоимение указывает на предмет - это отличие.
-Местоимения тоже отвечают на вопросы кто? что?
-Существительные имеют род, изменяются по числам и падежам.
-Местоимения тоже изменяются по падежам и числам.
-Рода нет, кроме он, она, оно.
-Так какое же главное различие? (Местоимение указывает на предмет, но не называет его. А существительное обозначает предмет)
- Местоимения указывают ещё и на признаки предмета.
-Отлично! Запишите в тетрадку такое предложение.
Я много знаю о местоимении.
-Расскажите всё о местоимения.
(Это часть речи. Н.ф. – я. Им. падеж, ед. число, 1 лицо. В предложении является подлежащим.)
- Вы действительно многое знаете о местоимении. Молодцы.
6. Домашнее задание: дома попробуйте сами составить такую же таблицу. А на следующем уроке мы проверим.