«Одаренность - это...» Каждый высказывает свое пониманиеэтого понятия, возможно, образ или какие-то мысли по этому поводу.
Слайд 2. Понятие одарённости.
Ведущий.Одаренность - это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности. Можно говорить об одаренности ребенка к чему-либо,к какой-либо деятельности, часто одаренность зависит от того,какая ценность придается тем или иным видам деятельности и чтоподразумевается под «успешным» выполнением конкретной деятельности.
Слайд 3.
Упражнение «Пирамида одаренности».
Ведущийвыясняет, как участники группы узнают, что их воспитанники одаренные дети.
Затем он предлагает разделиться группе на четыре подгруппыи построить на бумаге пирамиду одаренности. Составляющие необходимо выбрать из перечисленных на карточках и наклеить налист в той последовательности, в которой, как им кажется, они необходимы.
Ведущий предлагает группам озвучить свои варианты и ответить на вопросы других подгрупп.
Рефлексиячувств по желанию.
Слайд 4
Ведущий.Одаренность - качество, которое возникает в контексте «человек - среда». К сожалению, пока специфика такого взаимодействия не раскрыта в полной мере, но уже сегодня можно сказать, что основой зарождения и проявления одаренности является взаимодействие между личностью и окружением, таким образом, интенсивность и качество этого взаимодействия влияют на характер одаренности.
Как вы считаете, каким должно быть взаимодействие педагогас одаренным ребенком, чтобы он смог проявить себя?»
Слайд 5.
Требуется особый стиль общения и взаимодействия с ребенком,подростком, наиболее желателен и благоприятен - демократический стиль взаимодействия, который характеризуется как творческий, деловой и в меру лояльный, с учетом творческих способностей каждого ребенка.
В связи с этим психологи выделяюткачества,необходимыепедагогу для работы с одаренными детьми:
- чуткость - чувствительность к переживаниям и потребностям ребенка;
- способность к индивидуализации воспитательно-образовательного процесса;
-интеллект выше среднего;
-настойчивость и целеустремленность;
-творческое начало; профессиональная и эмоциональная зрелость;
-эмоциональная стабильность;
-широкий круг интересов и умений;
-чувство юмора;
-позитивная «Я-концепция» в отношении самовосприятия ивосприятия окружающих.
Ведущийотмечает важность оказания психолого-педагогической поддержки этим детям.
Притча «Лавка возможностей».
«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу изаходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками,другие манят ароматом, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов.
И конечно же каждый из людей выбирает тот плод, которыйему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо.Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а наладони остается лишь крохотное семечко.
Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки: .
- Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показална полку.
Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но,едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал:
- Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».
Ведущийпредлагает участникам ответить на вопрос:
«Каким образом данная притча может быть применима к нашейсегодняшней теме и предыдущему упражнению?»
(Важно знатьмеру, ведь и поддержка может перерасти в полное подчинение и подавление любой инициативы со стороны ребенка, а также к снижению ответственности по отношению к своему ребенку у родителей, ведь есть тот, кто и так позаботится о ребенке.)
Слайд 6.
Ведущий.Какие же творческие методы преподавании используете вы в работе с одаренными обучающимися? (Запись ответов на листе ватмана.)
В перечень творческих методов преподавания входит:
•уважение желания ребенка работать самостоятельно;
•индивидуализированное применение учебно-воспитательной программы в зависимости от особенностей ребенка;
•создание условий для конкретного воплощения творческихидей;
•поощрение работы над проектами, предложенными самимидетьми;
•исключение какого-либо рода давления, создание уютнойобстановки, способствующей раскрепощению;
•подчеркивание положительного значения индивидуальныхразличий;
•уважение потенциальных возможностей остальных детей;
•оказание авторитетной помощи детям, высказывающим своемнение, отличное от других;
•извлечение максимальной пользы из творческой, продуктивной деятельности (реализация потребности в признании);
•терпимое отношение к возможному беспорядку; поощрениемаксимальной вовлеченности в совместную деятельность.
Однако основным в работе с одаренными детьми является самореализация личностных возможностей ребенка и педагога в совместном творческом процессе. Именно внутренние ценности,смыслы, позиции взрослого более, чем методы, приемы работы, делают общение с ним значимым и развивающим для детей, особенно для подростков.