Цель урока:
Тема: “Ф.Абрамов. “О чем плачут лошади” Цели урока: * познакомить с биографическими данными Ф.Абрамова; продолжить формирование умений анализировать на примере рассказа “О чём плачут лошади”; проследить, как решается автором проблема нравственного выбора. * продолжить развивать у школьников умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать эмоции учащихся, их коммуникативные умения, навыки чтения, рассказывания; активизировать познавательный интерес. * содействовать в ходе урока гуманистическому характеру обучения личности (воспитание у учащихся доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других, умения чувствовать и слышать собеседника) Средства обучения: текст рассказа Ф.Абрамова “О чём плачут лошади”, Литература. 7 класс: учебник- хрестоматия. – М.: Дрофа, 2003, мультимедийный проектор с экраном, слайды, магнитофон. Эпиграф: “Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница? Структура урока I. Организационный этап. Приветствую учащихся, определяю присутствующих, проверяю готовность к уроку, организую внимание учащихся. II. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала. Формулирование темы урока и определение учебных задач. - Прочитайте тему урока, запишите её в тетрадь. По ходу урока можете в тетради фиксировать то, что сочтете важным. Исходя из данной темы, поставьте перед собой учебные задачи. … будем анализировать рассказ Ф. Абрамова “О чём плачут лошади”; … выясним, от чего лошади плачут; ...будем сравнивать, обобщать, выделять главное. III. Этап усвоения новых знаний. Выявление первоначального читательского восприятия (опережающее задание). - Дома вы прочитали рассказ Федора Александровича Абрамова “О чем плачут лошади”. Понравился ли вам этот рассказ? - Что чувствовали, когда читали? - Что больше всего вас затронуло, взволновало? - Какие проблемы, на ваш взгляд, поднимает автор? Создание диалоговой ситуации. - Ребята, какие слова-ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово “лошадь”? … доброе, нежное, красивое, преданное животное; …незаменимая помощь в хозяйстве; … быстрое средство передвижения. - Каким вы представляете автора этого произведения? (Учащиеся высказываются) Монолог учителя.Рассказ о писателе. В Пинеге, как в зеркале, Отразилась Верколка, Отразилась Верколка – Русское село. Тишина заветная, Терема столетние. Семьи многодетные – Так уж повелось. Лесом заворожено, Снегом припорошено, Дождиком умытое, Богом позабытое Русское село. Поздно как-то, рано ли, Но в семье Абрамовых Появился сын. Родился он с норовом, Прозывался Федором. К Пинеге он с вёдрами За водой ходил. Чистая водица, Сполохи зарницы, Сиверко, метели – Годы пролетели. Родился Федор Александрович 29 февраля 1920 года в далёкой северной деревне Верколка, отгороженной от города бескрайними лесами, болотами, озёрами. Только в 18 лет будущий писатель впервые увидел город, железную дорогу, поезд, трамвай, театр. Его поразило и надолго насторожило городское многолюдье, где даже в одном доме люди не знают друг друга. Детство и юность, проведённые в далёкой таёжной глуши, были нелёгкими. Большая многодетная, рано осиротевшая семья. Отец умер, когда мальчику не было и двух лет. Трудное полуголодное детство и юность закалили характер. Трудолюбие, воля, упорство – от тех детских лет. Но начинается ВОВ, и Абрамов уходит защищать Ленинград. Получает тяжелое ранение, и его через Ладогу отправляют в тыл. Был наукой учёный, Был войной измученный, Чуть не похороненный, Только повезло: Птица деревянная, Счастье окаянное Иль здоровье славное – Что тогда спасло? После госпиталя получает отпуск по ранению и едет в родное Пинежье (1942г.). Абрамов большинство своих творений посвятил деревне, простому человеку. Многие авторы создавали произведения, в которых говорилось, что в деревне всё хорошо. Это не соответствовало действительности. Эти писатели признавались официальной критикой. Федор Абрамов критиковал такие произведения, а в своих романах и повестях рассказывал правду. Он всегда трезво смотрел на народ, не идеализировал его, но и не преуменьшал его достоинств: “Нет, и народ, как сама жизнь, противоречив. И в народе есть велико- За свою творческую жизнь Федор Абрамов написал много произведений, но сегодня мы поговорим только об одном рассказе. Подбор цитат. - Какие чувства вызывали у рассказчика лошади, когда он приходил к ним на луг? - Почему автор чувствует вину перед лошадьми? - Какие слова помогают понять, что автор сочувствует животным? … “нелегко жилось беднягам”. - Каким образом рассказчик и деревенские жители стремились скрасить жизнь бедным животным? Диалог. - Заслужили лошади такое отношение к себе? (Высказываются) - Где и в чём лошадь помогала человеку? - Почему произошло так, что о лошадях стали плохо заботиться? - Подумайте, может быть, Абрамов ещё что-то хотел сказать, показывая жизнь лошадей? е и малое, возвышенное и Подбор цитат. - Зачитайте, какой показана Рыжуха? Чем она отличается от других лошадок? (Зачитывают отрывки из рассказа) - Как вы думаете, с какой целью автор сравнивает Рыжуху с остальными кобылками? …автор сравнивает людей с лошадьми: многие, попав в одинаковые условия ведут себя по-разному. Кого-то трудности изменяют в худшую сторону, а кто-то сохраняет неунывающий характер и внешне отличается от первых. - Почему на этот раз Рыжуха не встретила рассказчика так, как делала это раньше? Художественный пересказ. - Расскажите, как жилось лошадям раньше. Подбор цитат. - Зачитайте, как отреагировали остальные лошади на рассказ Рыжухи? Создание диалоговой ситуации. - Вы когда-нибудь допускали мысль, что животным может быть “тошно”. Такое состояние бывает у человека, когда ему очень трудно, плохо. А что лошадей привело к такому состоянию? … отношение к ним; … ненужность. - Только ли для работы нужна была лошадь? Слайд №12, 13 (Высказываются) - Как описывает это автор? Зачитайте. Слайд №14 (Зачитывают) - Почему деревенские избы украшали конской подковой? Дискуссия. - Какие отношения были раньше между героем и Рыжухой? - На чём основывается дружба? - Почему в конце рассказа дружба между лошадью и человеком разладилась? - Неужели герою так трудно было сказать, что времена, о которых рассказала старая лошадь, были? - Легко ли даётся герою это молчание? - Так о чём плачут лошади? - Сергей Есенин говорил: “Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница? Согласны вы с автором этих строк? - Нужны ли сейчас лошади? Какую пользу они приносят человеку? - К чему может привести плохое отношение к лошадям? - Этот рассказ о 30-х годах XX века. Можем ли мы сказать, что Ф.Абрамов прав был, предполагая, что между людьми отношения не всегда человечные. Приведите примеры. - В конце рассказа автор говорит, что ощутил себя существом “из той же лошадиной породы”. Что это значит? …герой рассказа ощущает страдания лошадей, поэтому он не способен на жестокость. - О чём заставил вас задуматься этот рассказ? IV. Этап подведения итогов Инструкция о домашнем задании. - Ребята, вы прекрасно работали на уроке, показали хорошее знание текста, приводили примеры из жизни, а дома я предлагаю вам написать сочинение “Братья наши меньшие” или подготовить рассказ о писателе. Релаксация. Волшебный цветок добра Положите цветок Добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка (включаю спокойную музыку). И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка в своё сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием. Как приятно вашему лицу, как хорошо становится вашей душе… Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. <!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--> <!-- /* Font Definitions */ @font-face {font-family:Calibri; panose-1:2 15 5 2 2 2 4 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:swiss; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-1610611985 1073750139 0 0 159 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; text-align:center; line-height:13.2pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:Calibri; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-language:EN-US;} @page Section1 {size:595.3pt 841.9pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:35.4pt; mso-footer-margin:35.4pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} --> <!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} <![endif]--> Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами… Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли.