1 полугодие:личное письмо, служебное письмо, открытое письмо, личные приглашения, официальные приглашения, расписка и её структурные элементы, объявление (письменное или словесное извещение), заявка, афиша, реклама, удостоверение, справка и ее реквизиты, объяснительная записка, служебная записка, докладная записка.
2полугодие:доверенность (личные и официальные, разовые и длительные), заявление и его установленная форма (простые и сложные заявления), протоколы и его виды (краткие, полные, стенографические), выписка из протокола и её содержание, автобиография и её разновидности, характеристика (литературная и деловая), резюме и её пункты.
Приемы и средства обучения.
Для повышения интенсивности каждого из методов обучения применяются следующие приемы и средства обучения:
Приемы обучения:
составление плана прочитанного, пересказ, составление' конспекта, составление по содержанию текста объявления, сравнение рекламы и объявления, проведение конкурсов на лучшее сочинение, объявление и т.д., письмо по образцам, проведение в классе ролевых пресс-конференций (например, на тему «Моя деловая (официальная) автобиография», выступая в роли писателя, врача, педагога и т.д.), проведение деловых игр (например, составление деловых характеристик друг на друга, затем зачитывание тому, кого охарактеризовали, потом анализ ошибок и недочетов).
Совокупность приемов служит ознакомлению с новым материалом, приобретению умений и навыков, их закреплению, применению в деловых общениях.
Что должен знать и уметь ученик.
В результате изучения элективного курса ученик должен знать:
стилистические нормы современного русского языка и требования
необходимости их наблюдения;
требования к составлению личных и служебных документов;
правила речевого этикета;
разные словари и справочники и уметь ими пользоваться;
В_результате изучения данного курса ученик должен уметь:
выявление стилевых особенностей - текстов деловых бумаг путём сравнения текстов, принадлежащих к разным стилям речи;
<!--{12842223545535}--> <!--{12842223545536}-->определение в тексте элементов композиционных моделей предложенного жанра деловой бумаги;
<!--{12842223545537}-->нахождение речевых штампов, клише в тексте деловой бумаги;
редактирование текстов в соответствии с требованиями к жанру деловой бумаги;
самостоятельное составление композиционной модели определенного жанра
деловой бумаги на основе указанного текста.
Программа
Анализ текста, деление его на части, его стили (официально - деловой стиль, его языковые особенности; публицистический стиль, его жанры и языковые особенности), средства связи его частей. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, разделительными, противительными), Знаки препинания между ними. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Сложноподчиненные предложения, главное и придаточное предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания между ними.
Типичные речевые сферы применения сложноподчинённых предложений. Авторское употребление знаков препинания.
Общие сведения о языке: роль языка в жизни общества. Русский литературный язык и его стили.
Обобщение изученного по фонетике, лексике, грамматике, правописанию, культура речи: систематизация сведений о признаках текста, теме основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, рассуждении, описании, о стилях речи.
Методы и формы обучения деловому общению разнообразны: демонстрационные (наглядные), живое слово учителя, беседа, работа с книгой, выполнение упражнений, творческие и исследовательские работы, пересказ, семинарские занятия, консультации, собеседования.
Основное содержание компонента
по каждому разделу.
Овладение нормами деловой речи целесообразно вести параллельно с изучением программных тем по русскому языку. Наибольшей эффективностью пользуются следующие системы заданий и упражнений:
1.Ознакомление с правильной формой жанра делового письма.
<!--{128422235455315}-->2.Выявление стилевых особенностей текстов деловых бумаг путем сравнения текстов, принадлежащих к разным стилям речи.
<!--{128422235455316}-->3. Определение в тексте элементов композиционных моделей предложенного жанра деловой бумаги.
<!--{128422235455317}-->4. <!--{128422235455318}-->Нахождение речевых штампов, клише в тексте деловой бумаги (например, заявления, справки и т.д.).
<!--{128422235455319}-->5.<!--{128422235455320}-->Редактирование текстов в соответствии с требованиями к жанру деловой бумаги.
<!--{128422235455321}-->6.Самостоятельное составление композиционной модели определенного жанра деловой бумаги на основе указанного текста,
<!--{128422235455322}-->7. Речевое «наполнение» моделей по структурным элементам.
<!--{128422235455323}-->8.Ориентировка на самостоятельную творческую работу по составлению изученного вида деловой бумаги при определенной жизненной ситуации (например, составление и защита проектов, связанных с использованием деловых бумаг).
Учебно-тематический план.
I– полугодия.
№
урока
Тема урока
Кол-во
часов
Организационная форма работы. Работа учителя и учащихся.
Виды занятий
1
Письмо( личное)
1ч
Работа с пакетом ( письмо-
просьба, письмо-сообщение,письмо-приглашение)
1. Практикум. Работа с книгой.
2.Написать письмоКатерине Петровне от имени дочери, ( К. Паустовский. 'Телеграмма".
2
Служебные письма, его составные части(введение, доказательства.
заключение)
1ч
Работа с разновидностями служебных писем: сопроводительное письмо,
2.Напишите письмо вместную газету о том,как ученики нашейшколы участвуют впроведениинедели рус. языка.
3
Открытие
письмо.
1ч
Работа над образцом составленного открытого письма. "Дети времени".
(открытое письмо моему ровеснику)
(Из "Молодежной газеты")
1) Прочитайте текст. Известен ли автор открытого письма? К какой проблеме старается привлечь внимание ученик школы? Искренен и убедителен ли автор? Какими языковыми средствами ондобывается этого? ( использованием особой лексики, при помощи синтаксических конструкций и т.д.)
4)Какую роль играют вос клицательные предложения?
5) Приведите примеры односоставных предложений. Выделите обращения. Объясните знаки препинания.
6) Определите эмоциональную тональность письма. Актуальна ли проблема, поднятая автором открытого письма? Что бы вы ему сказали, если бы встретились.
1. Собеседованиеработа брошюрам.
2.Напишите небольшое открытое письмо-ответ на проблему, поднятую в открытом письме "Дети времени".
4
Зачет. Защитарефератов.
1ч.
Тема рефератов Письма личные, письма служебные, письма открытые, подобрав из литературы соответствующие образцы.
1 .Контрольная работа.2.Повторите
требования к составлению адреса, апотом адреса своих родственников, живущих в другой республике, области.
5
Приглашение.
Личное
приглашение.
1ч.
Работа по таблице. «Требования к пригласительным билетам». Текст на стр. 37. учебного пособия «Деловое письмо». (М - 2005 г. «Просвещение».)
1 Творческая работа,исследование. 2. Написать приглашение своему другу об участии в районном конкурсе «Играй гармонь».
6
Служебные
(официальные
приглашения)
1ч.
Работа над текстом официального приглашения, Упр. №7, сто, 37 учебного пособия «Деловое письмо» (М-2005 г. «Просвещение»). 1) По каким признакам официально - делового стиля можно определить, что этот текст является ли приглашением - объявлением? Известны ли организаторы мероприятий?
2)Составьте к тексту план и докажите, что это служебное приглашение.
1.Собеседование, творческая работа.
2. «Напишите приглашение -
объявление, посвященное 1сентября - День знаний и всемирный День мира».
7
Урок-практикум.
Разработка проекта "Личные и официальныеприглашения"
1ч,
Защита проекта.
Семинар. Награждениепобедителей защитыпроекта.
8
Расписка, ее
структурныеэлементы.
1 ч.
Анализ текста» Найдите внем слова официально-делового стиля. Можно ли назвать этот текст распиской?
Почему? Назовите в расписке отсутствующие структурные элементы. Перестойте текст по требованиям к расписке. Упр. №1, №2 стр. 44. «Деловое письмо».
1 .Исследовательская
работа по брошюре.
2.Составъте расписку вполучении денег для
своего класса, заработанных во время уборки урожая.
9-10
Объявление, (письменное или словесное извещение, заявка), Афиша, Реклама.
2ч
Тексты с объявлениями.Определить их стиль. Какое из объявлений соответствует требованиям, предъявляемым
этому жанру деловой бумаги?
Выпишите сложные слова, разберите их по составу, объясните правописание частицы Не , приведите примеры нейтральных истилистически окрашенных слов. Объясните «Н» и «НН»в причастиях и отглагольных
прилагательных. Составление плана, в котором перечисляются структурные элементы афиши.
1 .Работа покниге.
2.Составить афишупредстоящего
спортивногопраздника в школе наоснове известных образцов.
11
Зачёт.Расписка, ее
структурные элементы.
Объявление. Заявка. Афиша.Реклама.
1ч
Синтаксический строй рекламы: тип предложений, наличие сходных конструкций. (Упр. №4, №5.Стр. 51 «Деловое письмо» ).Письмо в тетрадях. Записатьсодержательную, интересную и правильно оформленную рекламу.
текста, проявившиеся в еголексике, морфологии и синтаксисе.
3) Сделайте синтаксическийразбор предложения: " Вследствие этого при неизвестных обстоятельствах разбито окно на третьем этаже".
1.Работа с книгой,творческая и
групповая работа.
2. По данным учителемситуациям выберитеодну ситуацию инапишите объяснительную записку.
Напишите служебнуюзаписку директорушколы о работе классав период уборки урожая картофеля.
Напишите докладнуюзаписку классномуруководителю о том,что и сколько читаютучащиеся вашего класса (используйте) данные библиотеки).
17
Итоговая индивидуальная
контрольная работа поизученным деловымбумагам.
1ч.
Выполнение заданий покарточкам.
Индивидуальные выступления учащихся. Семинар.
Учебно-тематический план.
IIполугодие.
№
уро
ка
Тема урока
кол-
во
часов
Организационная форма
работы. Работа учителя и
учащихся.
Виды занятий
1
Доверенность
(личные и
официальные,
разовые и
длительные).
Оформление
доверенности.
2 ч.
Объяснения учителя. Работа
по таблице «образцыдоверенностей». Запись втетрадях. Выполнение
заданий и упражнений,
1.Прочитайте тексты. Какиеиз них написаны по требованиям к доверенности как к деловому документу?
2. Найдите в текстах эмоционально-окрашенные существительные, полные и краткие прилагательные, числительные, глаголылица и неопределенной формы. Какие из них присущи официально деловому стилю, какие художественному стилю?
3. Докажите примерами из текстов наличие признаков официально-делового стиля: точность, краткость, употребление специальных терминов, речевых оборотов(штампов), отсутствие эмоционально-окрашенных слов, прямой порядок слов в предложении и т.д.
Собеседование,творческая работа.
Урок изученияновой темы.
Составьте доверенность от имени
старосты класса на получение у кассираавтовокзала забронированных билетовдля поездки в Казань.
3 - 4
Заявление.Простые. Сложные.
2 ч.
Рассказ учителя. Работа пообразцам. Выделениеустановленной формы. Выполнение заданий и упражнении.
Оформите, поставив имена ифамилии в нужном падеже, вступительную часть заявления.
Кому подано: ВалентинаГнатюк. Николай Остапенко. Елена Плеско. Владислав Седых. Станислав Трубач. Марина Родкевич. От кого подано: Галина Мещенко, Елизавета Меерзон. Петр Белуга. Игорь Красных, Владимир Юрко
Консультация,собеседование. Напишите заявление с просьбой принятьвас в высшееучебное заведение.
5.
Деловая игра
«Заявление как деловая бумага»,«Доверенность как деловая бумага».
1 ч
Составление вопросов (с помощью учителя). Проведение интервью с ученым-лингвистом на чему
«Заявление как деловая бумага», выступая е роли корреспондента.
Деловая игра. Написать сложноезаявление.
6-7
Протоколы иего виды.
Краткие, полныеи стенографические.
2ч
Знакомство с планомсоставления протокола.Работа по образцам.
Выполнение упражнений.(стр. 78 «Деловое письмо»).
Урок изучения новой темы.
Практическая работа. Изучив
схему структурных частей протокола собрания, составьте протокол родительского собрания.
8
Выписка из
протокола и ее
содержание.
1ч.
Методика составления выписки из протокола. Составление выписки из протокола подготовки к лыжным соревнованиям.
Выписка из протокола родительскогособрания. Урок изучения новой темы, творческая работа.
9-
10
Автобиография и
ее разновидности.
1 ч.
Образцы автобиографий (какофициальный документ и как литературное произведение). Выполнение заданий и упражнений на стр.89 «Деловое письмо».