Официальный сайт e-rus 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Ах, эти необыкновенные обыкновенные дроби»

Фото пользователя Ольга Полозова
Размещено: Ольга Полозова - вт, 19/10/2010 - 09:29
Данные об авторе
Автор(ы): 
Полозова Ольга Георгиевна
Место работы, должность: 
учитель математики "Козловкая СОШ №3"
Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Математика
Цель урока: 
Образовательные: повторить, обобщить и расширить знания учащихся по темам: 1) основное свойство дроби; 2) сложение, вычитание и умножение обыкновенных дробей; 3) нахождение дроби от числа и числа по значению его дроби; Развивающие: 1) развитие познавательного интереса; 2) активизация мыслительной деятельности учащихся посредством участия каждого из них в процессе работы 3) развитие интереса к предмету, используя игровые моменты; 4) развитие умения применять математические знания в других областях Воспитательные: 1) воспитание умения работать в парах, ответственности в выборе способов решения заданий; 2) воспитание усидчивости, уверенности в своих силах.
Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемые учебники и учебные пособия: 

Программа – базовый уровень

Учебник : Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Щварцбурд, Математика-6, М.: Мнемозина,2008
 
Используемая методическая литература: 

Математика в школе №7,2000, «Интегрированный урок по теме «Масштаб» в 6 классе»

Старинные занимательные задачи./ С.Н. Олехник, Ю.В. Нестеренко.-М.:Дрофа,2002

Внеклассная работа по математике./ З.Н. Альхова, А.В. Макеева.-Саратов:Лицей,2003

Используемое оборудование: 

 доска, напечатанные задачи на листах - по количеству учащихся, большой склеенный конверт, текст-послание, Карта Острова сокровищ формата А-4, Карта Острова сокровищ формата А-5 с расчетом один лист на парту, схематичный план кабинета (расположение парт, учительского стола), шкатулка, 5-6 свитков со старинными задачами (на каждом свитке одна старинная задача), жетоны.

Краткое описание: 
Урок-путешествие, направленный на решение старинных задач на дроби.

 

1. Организационный момент: приветствие, целеполагание.
            Ребята, мы с вами провели уже много уроков по изучению обыкновенных дробей, много разных задач на дроби мы решали, но таких, какие нам предстоит решить сегодня, не было. Поэтому тема сегодняшнего урока «Ах, эти необыкновенные обыкновенные дроби». Но, чтоб понять эту необыкновенность, нам потребуется много физических сил, теоретических знаний о дробях и, конечно же, умение их применять при решение задач. Поэтому зарядим себя энергией, для этого посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу добро и улыбку. Настроение от этого улучшается.  И очень хорошо у нас это получилось.
     А теперь самое время проверить вашу теоретическую готовность. За правильные ответы и рассуждения в течение всего урока  вы будете получать жетоны, которые позволят вам получить отметку за урок. Итак,
1) 1 правило, без которого нам сегодня не обойтись: как найти дробь от числа?
2)         2 правило: как найти число по данному значению его дроби?
3)         3 правило: что показывает отношение?
           Думаю, все действия над дробными числами вы выполнять умеете. Хорошо, тогда проверим вашу смекалку.
 
2. Подготовительный этап:
Устные упражнения (краткая запись к упражнениям записана на обратной стороне крылатой доски заранее):
 1) найти 3/6 от 100                                                                              
 2) в 1 день путник прошёл 0,6 пути, а во 2-й день - остальные 12 км.. Как велик его путь?       
3) у Васи есть 3 шоколадки. Он утверждает, что сможет взять 50% всех шоколадок и ещё полшоколадки, не поломав ни одной из них. Сможет ли Вася выполнить свое обещание? Как?
 4) в коробке лежали карандаши. Сестра взяла половину всех карандашей и ещё полкарандаша. Остальные 4 карандаша взял брат. Сколько карандашей было в коробке?
 
     3. Основной этап,закрепление материал:
Молодцы! Раздается стук в дверь  (заранее договорится по времени с кем-то из учителей, который стучится и заглядывает в класс со словами: «Здесь 6 класс? Вам письмо!» и передает большой конверт кому-то из ребят)
Так ребята, интересно, что же это за письмо? Давайте быстрее его прочитаем:
Уважаемые дети!
           Не имея возможности присутствовать на уроке, я решил написать вам письмо, в котором прошу оказать мне небольшую услугу. Дело в том, что, я являюсь потомком капитана Флинта, который, как известно был пиратом.      Как и полагается пиратам, мой родич любил сокровища. Один клад был найден, но, недавно, роясь в бумагах Флинта, я обнаружил старую карту, на которой должно быть отмечено место ещё одного клада. Но по непонятным причинам эта отметина отсутствует на карте.
           Тщательно изучив дневник капитана, я нашел лишь несколько строк, описывающих место расположения клада Вот они:
«От Большого дерева, что на плече Подзорной трубы, направление на восток 3,5 км. Затем к югу на 3,8 км.»
           Я не учился в школе и сам не могу отыскать это место на карте. Вот, я вас и прошу, дорогие ребята, отыщите уж сами сей клад.
                                                                                                   С уважением   Потомок Флинта.
P.S.   Карты прилагаю. После того как найдете   место на карте, возьмите еще один лист из конверта и наложите на него карту, затем проткните насквозь иглой, там и ищите клад.
 
           Ну, что, ребята, поможем? Тогда получите карты (из конверта достать и раздать по одной карте на парту).
           Давайте сначала вспомним, как пользоваться картой? Выслушать ответы ребят (посмотреть масштаб, используя масштаб перевести (км) в (см) и далее действовать по инструкции.)
           Хорошо, теперь двоих с одной парты я попрошу к доске (работать с обратной стороны), а остальные работают в парах на местах. Итак, еще раз слушаем инструкцию для нахождения   клада  (еще раз зачитать фрагмент письма: «От Большого дерева, что на плече Подзорной трубы, направление на восток 3,5 км. Затем к югу на 3,8 км»)
           Приступаем!
Затем вместе с классом проверяем работу пары, работающей у доски. Класс слушает комментарий, сверяет ответы.
           Итак, клад обнаружен в Южной Яме. Но как же нам добраться до самого клада? Правильно, берем дополнительный лист. Смотрим, на нем 15 одинаковых прямоугольников, а сверху посередине еще один. Протыкаем иглой место Южной Ямы насквозь и смотрим,  в какой прямоугольник мы попали. Итак, это «2 ряд, 4 парта» (этот процесс можно доверить кому-то из учеников).
           Так, сидящие за этой партой, вам выпала миссия достать клад, подумайте, где он может быть спрятан (заранее спрятать незаметно для ребят «клад»именно в 4 парту 2 ряда)?
Ребята отыскивают клад, который представляет собой шкатулку и несут учителю.
           Интересный клад! Красивая шкатулка! Давайте посмотрим, что в ней?
Ученик, который принес шкатулку, открывает её. В шкатулке свитки, перевязанные красной ленточкой (свитки специально сделаны из потертой, помятой бумаги, выкрашены в серовато-желтый цвет под старину).
 Ну, кто смелый? Кто нам прочитает содержимое одного из свитков? Вызывается желающий. Учащийся зачитывает старинную задачу, например, «Папирус Ахмеса. Египет, около 2000 лет до нашей эры».
 
Задача Ахмеса (из папируса, Египет, ок. 2000 лет до н. э.)
   Приходит пастух с 70 быками. Счетчик скота спрашива­ет его: «Сколько скота приводишь ты из своего многочис­ленного стада?» Ему сказано пастухом: «Я привел тебе 2/3 от трети скота. Сочти! Сколько быков в моем стаде?
 
Так вот какой клад мы нашли - старинные задачи на дроби!!!
Теперь, ребята переверните листы с задачами, которые у вас давно лежат на парте. Найдите ту, о которой идет речь. Давайте приступим к решению.
 Учащийся начинает решать, рассуждая вслух. Класс слушает, помогает. Все записывают решения.
           Итак, ребята, встречались нам такие задачи на страницах учебника? Нет.
Давайте посмотрим, откуда еще задачи на дроби? Вновь вызывается учащийся. Следующая, например (какую  достанет ученик из шкатулки), задача про уток из Китая, 11 в. до н.э.
 
Китай, 11 в. до н. э.
Дикая утка от южного моря до северного моря летит 7 дней. Дикий гусь от северного моря до южного моря ле­тит 9 дней. Теперь дикая утка и дикий гусь вылетают одно­временно. Через сколько дней они встретятся?
 
Задача также решается совместными усилиями или можно совместно составить только план решения, а решения записываются самостоятельно, с последующей проверкой.
Третью задачу, например, из старинных рукописей древней Руси (X-XI в.) можно предложить решить самостоятельно с последующей проверкой.
Задача из старинных рукописей древней Руси (X-XI в.)
 Только «то» да «это», да половина «того» да «этого» - сколько это будет         
   процентов от трех четвертей «того» да «этого».
 
Четвертую задачу, например, из Акмимского папируса VI в, можно решать в парах.
Сильные учащиеся могут решать все задачи самостоятельно. Учитель проверяет решения этих учащихся на местах. За правильные решения –жетоны.
 
                                                    Из Акмимского папируса VI в.
Некто взял из сокровищницы 4/13. Из того, что осталось, другой взял 2/27. Оставил же в сокровищ­нице 150. Мы хотим узнать, сколько было в сокро­вищнице первоначально.
 
4. Завершающий этап
Итог урока. Время урока заканчивается. Многое мы успели узнать, много задач решили, но это только  капля в том огромном океане открытий, сделанных человечеством. Я, думаю, что этой капли хватило, чтоб понять какие необыкновенные эти обыкновенные дроби и как давно с ними работают математики и их ученики.
Выставить отметки за урок лучшим учащимся.
Домашнее задание:т.к вы все принимали участие в поисках клада, то лист со старинными необыкновенными задачами – ваш по праву. Оттуда вы и решите дома оставшиеся задачи.
            Всем спасибо, урок закончен.
P.S.  При копировании основной карты Острова сокровищ проверьте: при наложении Карты на схему класса, середина Южной Ямы должна попасть на 4 парту среднего ряда .
 

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн