Вы не зарегистрированы

Авторизация



Зимующие птицы. Изготовление кормушек для птиц из подручного материала

Размещено: Алевтина Эдиевна Тимофеева - пн, 25/10/2010 - 14:16
Данные об авторе
Автор(ы): 
Тимофеева Алевтина Эдиевна, Ахмадишина Альфина Тимировна
Место работы, должность: 
Государственное образовательное учреждение Республики Марий Эл «Семёновская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида»
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
специальное (коррекционное) образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 
Цель – Изготовление кормушек для птиц из подручного материала, уточнение знания учащихся о многообразии зимующих птиц и их значении для природы. Задачи: • образовательная - уточнить знания о значении природных условий для жизни птиц, развить умение находить взаимосвязи в природе; • коррекционно – развивающая – на основе чувственных ощущений научить отличать различный характер музыки, развить динамический слух на основе используемого музыкального материала, развить умения произвольно изменять силу голоса, расширить словарный запас детей в процессе ознакомления с новыми понятиями; • воспитательная - воспитывать на основе учебного и музыкального материала любовь к птицам своего региона, прививать основы экологической культуры.
Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
12
Используемая методическая литература: 

 

1.     Брыкина Н. Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и
интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2008.
2.     Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарий мероприятий,
1-2 классы. – М.: ВАКО, 2007.
3.     Жубинский В.«Мы в гости ждём синичек», ноты.
4.     Классные часы. 2 класс. Авторы – составители: Л.И.Гайдина,
А.В.Кочергина. – М.: ВАКО, 2007.
5.     Маханева М.Д. Экология в детском саду и начальной школе.
Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2009.
6.     Хрестоматия русской народной песни. Для учащихся 1-7 классов /
Сост. Л. Меканина.- М.: Музыка, 1991.
7.     Экологическое воспитание в начальной школе: разработки
внеклассных мероприятий. Автор – составитель: Н.В.Лободина. – В.: Учитель, 2007. 
Используемое оборудование: 

 

Дидактические пособия:
·        аудиозапись с пением птиц;
·        фонограмма песни В. Жубинского  «Мы в гости ждём синичек»(ф-но);
·        музыка Тимофеевой А. Э. к физкультминутке «Длиннохвостые сороки»;
·        музыка Тимофеевой А. Э. к пальчиковой игре «Мне дала синичка»;
·        музыкальный центр;
·        музыкальные инструменты: баян;
·        таблица с иллюстрациями динамических оттенков музыки;
·        иллюстрации зимующих птиц;
·        материалы для изготовления кормушек;
·        иллюстрации-планы по изготовлению кормушек;
·        загадки;
·        презентация.
Используемые ЦОР: 

Занятие сопровождается мультимедийной презентацией

Краткое описание: 
Процесс обучения реализуется в контексте моделируемой реальности,жизнь человека в связи с окружающим миром. Организующим началом занятия явилось оформление класса и создание психологической комфортности. Источником стало переживание, т. е. то психическое состояние, которое испытывает человек, соприкасаясь с подобной ситуацией в реальной жизни. Поэтому на занятии необходимо создать ситуацию, в которой возникнет это переживание. Занятие проектировалось с учётом тех умений и способов действий, которые детям уже знакомы: исполнение песни; исполнение музыкальной физкультминутки; умение выполнять музыкальную пальчиковую игру; умение читать стихи; умение разгадывать загадки; навыки работы с ножницами и т.д.

 

 

 

Ход занятия
1. Организационный момент (создание психологической комфортности на занятии).
Воспитатель: Добрый день, ребята. Я очень рада видеть вас и наших гостей. Давайте вспомним правила работы в группах.(Внимательно слушай товарища; говори по очереди, не перебивай друга; уважай мнение рубят; помоги товарищу, если ему понадобится помощь.)
Воспитатель: Как вы думаете, от кого зависит успех нашего занятия. (Успех нашего занятия зависит от работы каждого из нас.) Возьмитесь за руки и пожелайте себе и всем, кто рядом любви, радости и успеха. Какое у вас настроение? (Хорошее.) Я желаю, чтобы наше хорошее настроение сохранилось до конца нашего занятия. Присаживайтесь на свои места
2. Сообщение темы занятия.
Воспитатель: Ребята, тему занятия вы узнаете , отгадав загадку:
Кто рисует на снегу
Длинные цепочки.
Кто расставил на бегу
Крестики и точки. (Птицы)
Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Как называют таких птиц?
Дети: Зимующие птицы. (На доске название темы занятия.)
3. Работа по теме занятия.
Воспитатель: Ребята, для чего нужны птицы?
Дети: Они создают красоту природы, Являются санитарами леса. Способствуют размножению растений.
Воспитатель: Сейчас мы посетим птичью столовую. Кто же прилетел к кормушке.
Звучит аудио запись голосов птиц.
Воспитатель: Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает.
Дети: Воробей.
Воробей:  Я - воробей-птичка маленькая, подвижная. У меня короткие сильные лапки, клюв тонкий, твёрдый. В холодную пору мы сидим прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Живём мы стайками.
Воспитатель: Трещала с самого утра пора-пора. А что пора?
Такая с ней морока, когда трещит…
Дети: Сорока.
Сорока: Я птица говорунья, самая болтливая. Я - белобока, потому что по бокам пёрышки у меня белые. Голова и крылья – чёрные Хвост тоже чёрный, но с очень красивым зеленоватым оттенком, длинный и прямой, как стрела.
Воспитатель:  Кто это так бойко перескакивает с одного сучка рябины на другой. Кто это выводит протяжно и звонко свою песенку: «Синь-синь-синь». Прислушайтесь.
Синица: Скинь кафтан, скинь кафтан.
Пусть я птичка-невеличка. У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода, прямо с севера сюда.
Воспитатель: Ребята, вы узнали эту птицу?
Дети: Это синица.
Синица: У меня чёрная шапочка, жёлтая грудка, зелёная спинка и острый чёрный хвост. Летом я живу в лесу, питаюсь насекомыми. Зимой холодно и голодно, я перебираюсь ближе к жилью людей, где больше корма. Я люблю несолёное сало, семена подсолнечника. Воробей, сорока, пустите меня на кормушку.
Воробей и сорока: Пожалуйста, вместе с нами жить веселей.
Звучит запись голоса птиц.
Синица: Ребята, а как зовут эту птицу?
Зимой на ветке яблоки, скорей собери!
И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это…
Дети: Снегири.
Снегирь: Я - снегирь. Я уверен вы меня сразу узнали по моей красной грудке. Я частый гость зимой в ваших лесах. Моё имя связано с первым снегом. У меня толстый, короткий чёрный клюв. Я люблю расклёвывать ягоды рябины, калины, зёрнышки, охотно поедаю семена клёна и липы. Я люблю нырять в снег и купаться в нём.
Синица: Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Не забывайте о нас, ребята, зимой.
Снегирь: Устраивайте для нас птичьи столовые. Помогайте нам пережить трудное время. А мы привыкнем к вашей кормушке зимой.
Воспитатель: Спасибо вам, птички. Много интересного вы рассказали нам о своей жизни зимой. А сейчас физкультминутка с речевой разминкой.
Концертмейстер: Ребята, не забудьте при выполнении физкультминутки, о том, что мы должны следить за силой нашего голоса. Посмотрите внимательно на таблицу. Начинаем мы физкультминутку с самого громкого звучания, затем сила звучания голоса изменяется?
Дети: Да, голоса становится немного потише.
Концертмейстер: А когда «мы садимся» на рябинку как звучит наш голос?
Дети: Голос звучит ещё тише.
Концертмейстер: Когда мы звонко начинаем петь песенку, голос становится, каким?
Дети: Голос становится звонким, ярким.
Концертмейстер: И потом мы поём свою звонкую песенку, начиная громко, и постепенно звук становится каким?
Дети: Звук становится всё тише и тише.
Музыкальная физкультминутка «Длиннохвостые сороки»
Длиннохвостые сороки,
Желтогрудые синицы
На рябину дружно сели,
Звонко песенку запели
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? Почему?
Дети
Воспитатель: Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В суровую зиму из десяти синичек выживает одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
Показ презентации «Зимующие птицы».
Воспитатель: Ребята, у меня на столе стоят готовые кормушки. Они изготовлены из коробки от сока. Рассмотрите её внимательно.
Воспитатель вывешивает на доске планирование этапов работы.
Планирование этапов работы.
а) Возьмите шаблоны:
б) Разметьте по шаблону по обе стороны коробки;
в) Аккуратно вырежьте сначала с одной, а далее с другой стороны;
г)  Проволоку пропускаем через оба отверстия и два конца проволки соединяем, закручиваем.
Концертмейстер: Ребята, возьмите в руки шарики и представьте, что это яичка, которое дала нам какая птичка?
Дети: Нам дала его синичка.
Концертмейстер: Музыка у нас будет нежная, ласковая, протяжная, чтобы мы с вами могли катать «яичко» как?
Дети: Мы должны катать его очень осторожно.
Концертмейстер: «Яичко» у нас очень хрупкое. Вот и постарайтесь передать характер музыки своими движениями.
Пальчиковая музыкальная игра «Мен дала синичка»
Мне дала синичка хрупкое яичко.
Ты яичко покатай, но из рук не выпускай.
Воспитатель: Нам предстоит работать с ножницами. Давайте вспомним правила работы с ними.
Учащиеся зачитывают правила по пунктам.
Воспитатель: Ваша задача, работая в паре превратить коробку в кормушку для птиц. Договоритесь, кто какую работу будет выполнять. Один из вас делает разметки, другой вырезает. Смастерить кормушку вы должны до конца занятия. После окончания работы покажите условленным сигналом, что ваша кормушка готова.
Звучит спокойная музыка.
Во время практической работы воспитатель оказывает помощь детям.
Воспитатель: А теперь ребята, повернитесь к гостям покажите свои работы, свои столовые для птиц. А где надо развешивать кормушки для птиц?
Дети: Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц, доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушки корм. Кормушку хорошо устанавливать на балконе квартиры. Через стекло очень интересно наблюдать за птичьей столовой.
Игра «Покормите птиц»
( Дети должны определить корм, вспомнить, кто им питается, и поставить корм на изготовленную кормушку.)
Воспитатель: Много мы с вами узнали о зимующих птицах, об их внешнем виде, повадках. А как и чем мы можем помочь птицам зимой?
Дети: Подкормить.
Покормите птиц!
 
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Концертмейстер: Сейчас мы с вами споём песнюо том каких птичек мы ждём к себе ..?
Дети: Ждём к себе в гости.
Песня «Мы в гости ждём синичек». Музыка В. Жубинского.
Концертмейстер: Теперь я спокойна, что вы не оставите птиц в беде.
Воспитатель: Спасибо! Я довольны вашей работой на занятии. Но нам  хотелось бы знать, с каким настроением вы уходите с занятия. У вас на столах карточки с изображением настроения, выберете ту карточку, которая бы соответствовала вашему настроению. Покажите свои карточки. Спасибо за занятие.

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...