Закрепить основные теоретические знания по теме «Население мира»
Выполнить тестовые задания. Текст задания представляет собой некоторое утверждение, к которому необходимо добавить один из предложенных ответов. При этом утверждение превращается либо в истинное, либо в логичное высказывание.
Оборудование: карта «Плотность народов мира», политическая карта мира, атласы.
Тип урока:урок- зачет.
Структура урока:
План:
Блиц- опрос (устный)- разминка.
Перекрестный опрос.
Игры-сценки.
Тестовые задания.
Итоги урока.
Ход урока:
Блиц — опрос.(2-3 мин).
Вопросы:
1) Дайте понятия науки «демография»
2) В начале 20 века абсолютный ежегодный прирост населения Земли составил? ( Ответ: 10-15 млн.чел.); в середине века?(40-50млн.чел); в наши дни? (80-85 млн.чел).
3) Ответьте:
а) Сколько человек рождается ежегодно в мире? ( около 140 млн.чел.)
б) Каждую секунду появляются? (Ответ:трое)
в) Каждую минуту?(Ответ: 175 чел.)
г) Каждый час? (Ответ: 10,4 тыс. чел.)
д) Каждые сутки? (Ответ: 250 тыс.)
е) Каждую неделю на земле добавляется новый город, как...( ответ: Харьков или Гамбург.)
ж) Каждый месяц появляется население такой страны, как... (Австралия или Тунис).
Перекрестный опрос учащихся по основным понятиям темы.
1) Доказать,что в России до начала 20 века существовали традиции многодетности.(Знаменитый врач А.И. Пирогов — 13-й ребенок в семье; великий химик Д.И.Менделеев — 17 мальчик в семье; У Л.Толстого было 13 детей.
2) Какие процессы включает естественное движение населения?
3) Что такое «демографический взрыв»?(феномен быстрого роста населения.)
4) Что такое «демографический кризис»?(естественная убыль населения).
5)Что называют миграцией?
6) Какие виды внешней миграции характерны для современной России?
7) Кого называют экономически активным населением?(люди, участвующие в производственной и непроизводственной сфере)
8) Дайте определение урбанизации.
9) Перечислите города-миллионеры.
10) Дайте определение агломерации.
11) Что означает понятие «мегалополис»? (Гигантское скопление агломераций.)
12) Дайте определение субурбанизации. (переезд обеспеченного населения в пригородную зону.)
13) Какие причины влияют на размещение и плотность населения мира?
14) Как вы думаете: верно ли считают демографы, что 21 век будет веком старения населения Земли?
Игры-сценки.
Вопросы для ввода в игру:
1)Что понимается под воспроизводством населения?
Ответ: совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.
2) Перечислите основные типы воспроизводства населения мира.
3) Разыграть сценки ( к доске приглашаются две пары учащихся, им раздаются листы со сценарием сценок).
Сценка 1.
Встречаются два старых друга, которые не виделись 2 года.
Первый.Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль «Мерседес», а два года назад, как я помню, был «Ситроен», и костюм за тысячу долларов.
Второй.А у тебя все тот же старенький «Пежо».
Первый.Да! Да! Старенький «Пежо», милая жена Сьюзен и единственная дочь Кати. Ну, да зачем все обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты купил шикарный дом. В общем, богатеешь!...
Второй.Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждем пятого!
Сценка 2.
Диалог между мужем и женой.
Муж.Милая, где наш великолепный сын? Я обещал сводить его в зоопарк сегодня.
Жена.Ты знаешь, дорогой, он ушел в зоопарк с дедушкой и бабушкой, а мне хотелось бы в их отсутствие поговорить с тобой о важной проблеме, если хочешь, планах, которые меня волнуют.
Муж.Ой, господи, ну чего тебе не хватает, дорогая? У нас есть все: у каждого - велосипед, в каждой комнате — телевизор, есть видео. Скоро сложим все зарплаты и доплаты и купим мини-сауну и видеокамеру!