Официальный сайт avto4avto 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Либеральные реформы 60-70-х гг.

Фото пользователя Наталия Григорьевна Романова
Размещено: Наталия Григорьевна Романова - ср, 10/11/2010 - 11:47
Данные об авторе
Автор(ы): 
Романова Наталия Григорьевна
Место работы, должность: 
МОУ "Сятракасиснская СОШ" Моргаушского района, учитель истории
Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 
• Образовательные: познакомить с реформами 60-70-х гг., показать их либеральный характер, с одной стороны, и ограниченность с другой; • Развивающие: развивать умения строит аналогии, определять и объяснять понятия; • Воспитательные: на примере работы земств показать необходимость и важность существования подобных учреждений, самоотверженную работу людей, стремившихся сделать жизнь крестьян лучше и легче.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. 8 класс. М.: Просвещение.

Используемое оборудование: 

·         Компьютер;

·         Мультимедийный проектор.

 

Используемые ЦОР: 

·         Мультимедиа-презентация урока в PowerPoint.

·         Тест «Крестьянская реформа 1861 г.».

 

Краткое описание: 
Тема учебного занятия: Либеральные реформы 60-70-х гг. Продолжительность учебного занятия: 45 минут Тип учебного занятия: Комбинированный Цели учебного занятия: • Образовательные: познакомить с реформами 60-70-х гг., показать их либеральный характер, с одной стороны, и ограниченность с другой; • Развивающие: развивать умения строит аналогии, определять и объяснять понятия; • Воспитательные: на примере работы земств показать необходимость и важность существования подобных учреждений, самоотверженную работу людей, стремившихся сделать жизнь крестьян лучше и легче. Задача учебного занятия: раскрыть основные положения реформ 60-70-х гг. Оборудование: • Компьютер; • Мультимедийный проектор. Дидактические материалы: • Мультимедиа-презентация урока в PowerPoint. • Тест «Крестьянская реформа 1861 г.». • Таблица «Реформы 60-70-х гг.». • Схема «Земское самоуправление». • Портреты Александра II, Д.А. Милютина, М.Т. Лорис - Меликова. Новые термины и даты: • земства; • городская дума; • всеобщая воинская повинность. План урока. I. Актуализация знаний по теме «Крестьянская реформа 1861 г.». II. Реформы 60-70-х гг. 1). Реформы местного самоуправления. 2). Судебная реформа. 3) Военные реформы. 4) Реформы в области просвещения. 5) Конституционные метания. «Диктатура сердца». III. Рефлексия. IV. Домашнее задание.

I. Актуализация знаний по теме «Крестьянская реформа 1861 г.».

Тест «Крестьянская реформа 1861 г.».

1. Что даровала реформа 1861 г. крестьянам?

А) личную свободу

Б) землю без всякого выкупа

В) равные сословные права с мещанами

2. Какие крестьяне считались «временнообязанными»?

А) не заключившие выкупные сделки со своими помещиками после объявления реформы

Б) крестьяне сибирских губерний

В) государственные крестьяне

3. Что такое отрезки?

А) Часть крестьянского надела, оказавшаяся «лишне» по сравнению с установленной в 1861 г. нормой

Б) Земля, которую отрезали у помещиков в пользу крестьян

В) Земля, которой наделялись крестьяне по реформе 1861 г.

4. Какой срок был установлен для внесения крестьянами выкупных платежей за землю?

А) 49 лет

Б) 59 лет

В) 70 лет

 

5. Отмена крепостного права немедленно предоставляла крестьянам:

А) право владеть землей

Б) свободную продажу своего надела

В) уравнение в правах с другими сословиями

Ответ: 1 – а; 2 – б; 3 – а; 4 – а; 5 – в.

Исторический диктант.

О чем или о ком идет речь?

1)      Крестьянин, освобожденный по реформе 1861 г. от крепостной зависимости, но не переведенный на выкуп.

2)      Должностное лицо, назначаемое для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиками.

3)      Договор помещика с крестьянами о размере надела и условиях выкупной операции.

4)      Отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещика участки земли.

5)      80% от стоимости надела, которое платило за крестьянина государство и которое тот должен был вернуть в течении 49 лет.

6)      Крестьянин, который после 1861 г. нес повинности в пользу помещика.

7)      Земля, добавлявшаяся к крестьянскому наделу.

8)      Преобразование в какой-либо сфере государства.

Ответ: 1 – временнообязанные; 2 – мировой посредник; 3 – уставная грамота; 4 – отрезки; 5 - государственная ссуда; 6 – временнообязанные; 7 – прирезки; 8 – реформа.

Ответьте на вопрос: В чем вы видите плюсы и минусы крестьянской реформы?

Плюсы: 1)ликвидировано крепостничество; изменилась социальная структура общества;

2)создались условия для утверждения капиталистического уклада в экономике страны; появились свободные рабочие руки, увеличился наемный труд;

Минусы: 3)сохранилось основное противоречие в деревне между крупным помещичьим землевладением и малоземельем крестьян, что мешало крестьянам перестроить свое хозяйство на новый лад.

II. Реформы 60-70-х гг.

За отменой крепостного права в 60-70-ые гг. последовали и другие реформы в области

местного самоуправления, суда, образования, цензуры, в военном деле.

***В ходе урока по мере объяснения заполняется таблица.

Реформы 60-70-х гг.

Реформы

Содержание

Значение

Земская

реформа.

1864 г.

Земства – выборные представительные учреждения, занимавшиеся решением хозяйственных вопросов на местах (в губерниях, уездах)

Земства играли существенную роль в решении местных хозяйственных и культурных задач: организации медицинской и ветеринарной помощи, появление образовательных учреждений

Судебная

реформа.

1864 г.

Сенат – рассматривал политические дела; высшая апелляционная система.

Окружной суд с присяжными заседателями.

Мировой суд – рассматривал мелкие гражданские иски и мелкие правонарушения, без присяжных заседателей с одним судьей.

Суд стал бессословным, гласным, состязательным, независимым от администрации

Военная

реформа.

1874 г.

Всеобщая воинская повинность для мужчин с 20 лет. Срок службы зависел от уровня образования призывника. Перевооружение армии. Новые военные учебные заведения.

Повышение боеспособности русской армии благодаря возможности ее пополнения во время войны обученными военному делу резервом.

1). Реформы местного самоуправления.

1 января 1864 г. императорским указом вводилось «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». В уездах создавались выборные органы местного самоуправления – земства. Правом голоса пользовались только мужчины. Материальной основой деятельности земств был специальный налог, которым облагалось недвижимое имущество: земля, дома, фабрично-заводские предприятия и торговые заведения.

***Заполнение таблицы: первая строка: Земская реформа.

***Найдите в тексте либеральный характер реформы и ограниченность реформы. (стр. 132)

либеральный характер реформы

ограниченность реформы

Выборность; всесословность.

Реформа способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления.

Вокруг земств сгруппировалась энергичная, демократически настроенная интеллигенция.

Земства подняли уровень образования и народного здравоохранения, улучшили дорожную сеть, оказывали агрономическую и ветеринарную помощь крестьянам.

Деятельность земств была направлена на улучшение положения широких народных масс.

Непоследовательно выдержан принцип всесословности.

Выборы фактически строились по сословному признаку.

Значительное преимущество имели дворяне.

Круг вопросов, решаемых земствами, был ограничен.

В 1870 году по типу земской была проведена городская реформа. Она заменила прежние сословные городские думы всесословными выборными учреждениями. Городское самоуправление ведало решением хозяйственных вопросов: благоустройством города, развитием местной торговли и промышленности, здравоохранения и народного образования, содержанием полиции, тюрем и.т.д. городская реформа способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления, что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общества и правового государства.

2). Судебная реформа.

В ноябре 1864 г. были приняты новые судебные уставы.

***Заполнение таблицы: вторая строка: Судебная реформа.

В соответствии с судебной реформой суд строился на принципах буржуазного права:

·         равенство всех сословий перед законом;

·         бессословность – представители всех сословий судятся одним судом;

·         гласность суда – судебные заседания открыты для всех желающих;

·         состязательный – на процессе две стороны: обвиняющая – прокурор и защищающая – адвокат «состязаются»; в обществе возник интерес к адвокатской деятельности – прославились юрист Ф.Н. Плевако, князь А.И. Урусов;

·         независимый от администрации, т.е. судью нельзя было уволить за вынесение неугодного властям приговора.

По новым судебным уставам были созданы два вида судов – мировые и общие.

либеральный характер реформы

ограниченность реформы

Бессословный, гласный, состязательный. Независимый, несменяемость судей. Судебная реформа была самой передовой для этого времени

Сохранение сословных судов (особые волостные суды для крестьян, суды для духовенства, военных); ограничение в праве быть присяжным заседателем

3) Военные реформы.

Военный устав утвержден 1 января 1874 г. Автором реформы является военный министр, граф Д.А. Милютин.

***Заполнение таблицы: третья строка: Военная  реформа.

Основные положения реформы:

·         отменена рекрутчина;

·         введена всеобщая воинская повинность для всех сословий с 20 лет;

·         сократился срок службы (6-7 лет);

Происходило перевооружение армии и флота. Все солдаты во время службы обучались грамоте. В результате реформы Россия получила массовую армию современного типа.

4) Реформы в области просвещения. 1864 г.

·         Положение о начальных народных училищах: создавались начальные школы различных типов - государственные, церковно-приходские, воскресные. Сок обучения составлял 3 года.

·         Гимназии стали основным типом учебных заведений средней ступени. Они разделялись на реальные и классические.

Реальные

Готовили «к занятиям различными отраслями промышленности и торговли». Обучение – 7 лет. Основное внимание уделялось изучению математики, естествознания, технических предметов. Доступ в университеты для выпускников реальных гимназий был закрыт. Они могли продолжить учебу в технических в ВУЗах

Классические

Большое место отводилось древним языкам - латинскому и древнегреческому. Они готовили молодежь для поступления в университеты. Срок обучения с 1871 г. – 8 лет. В гимназии принимали детей «всех сословий, без различия звания и вероисповедания». Но была установлена очень высокая плата за обучение.

·         Был утвержден новый устав для университетов, который восстановил автономию этих учебных заведений.

·         Развивалось женское образование – женские гимназии, высшие женские курсы.

5) Конституционные метания. «Диктатура сердца».

Многие новшества, появившиеся в России в результате реформ, вступили в противоречия с принципами самодержавия. Александр II был убежден в том, что самодержавная власть является наиболее приемлемой формой правления для многонациональной и огромной Российской империи. Он заявлял «что противится установлению конституции не потому, что он дорожит своей властью, но потому, что убежден, что это было бы несчастьем для России и привело бы ее к распаду».

И тем не менее Александр II вынужден был пойти на уступки сторонникам конституционного правления. Причиной стал террор против высших чиновников и постоянные попытки убийства самого императора со стороны революционных организаций.

После второго покушения на Александра II в апреле 1879 г., царь назначил популярных военачальников генералов И.В. Гурко, Э.И. Тотлебена, М.Т. Лорис-Меликова генерал-губернаторами с целью успокоения населения и охлаждения голов революционеров.

В феврале 1880 г. была предпринята новая попытка покушения на императора в Зимнем дворце. Александр II учредил Верховную распорядительную комиссию и назначил ее начальником харьковского генерал-губернатора М.Т. Лорис-Меликова.

Деятельность М.Т. Лорис-Меликова:

·         Все охранные органы были сосредоточены в Министерстве внутренних дел – количество покушений пошло на убыль.

·         Ослабил цензуру.

·         Настоял на увольнении министра народного просвещения графа Д.А. Толстого.

«Диктатура сердца»: сократилось число террористических покушений, обстановка в стране стала более спокойной.

Проект «Конституция Лорис-Меликова»:

1.      Для разработки законов необходимо создать из представителей земств и городов две временные комиссии – административно-хозяйственную и финансовую.

2.      Проекты законов предлагал направить для обсуждения в Общую комиссию, составленную из выборных представителей земского и городского самоуправления.

3.      После одобрения в Общей комиссии законопроектом поступили бы в Государственный совет, в заседании которого тоже участвовали бы 10-15 выборных, работавших в Общей комиссии.

Утром 1 марта 1881 г. Александр II одобрил проект Лорис-Меликов и назначил на 4 марта заседание Совета Министров для его окончательного утверждения. Но через несколько часов император был убит террористами.

 

IV. Домашнее задание.

Прочитать § 22.

Заполнить таблицу.

Реформы

Либеральный характер реформы

Ограниченность реформы

Земская

 

 

Городская

 

 

Судебная

 

 

Военная

 

 

 

Прикрепленный файл Размер
Либеральные реформы.ppt 166.5 Кбайт
Крестьянская реформа 1861 г.xls 163 Кбайт

»  Тэги к этому документу:

На: Либеральные реформы 60-70-х гг.


Уважаемая, Наталья Григорьевна! Спасибо за подробную разработку урока.


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн